[Индекс номера 186 (08.12.2006)]

 Бард-кафе 
Вслед за песней позовут ребята...

В конце ноября, перед наступлением полярной ночи, завершился XXVI Таймырский фестиваль авторской песни. И для каждого из его небезразличных очевидцев и участников наверняка он стал событием в личной жизни — согрел, подпитал добром и энергией, вдохновил на новые творческие подвиги. А меня — и на эти закулисные записки.
Пусть будит ваш покой моя гитара
Неожиданно порадовал конкурсный концерт наших бардов в предфестивальный день. Может, и хотелось более ярких исполнителей и авторов, но явно подрастает хороший молодняк в Дудинке и Талнахе, где плодотворно работают свои клубы авторской песни. Слава энтузиасткам — Лене Ишковой и Ларисе Лешковой (ишь ты, даже фамилии рифмуются). Да и заматеревшие выходцы из талнахского КСП “Созвучие” Виталий Глевенко и Олег Цимбалистый (это его строчка вынесена в подзаголовок) показали свои интересные песни — поздравляем с лауреатством. Виталий — молодчина — тронул душу песней “Просто так...” — в память о нашей молодой альпинистке Агате Зориной, погибшей в прошлом году. И, конечно, он прав в своем “Предложении” — “полна земля поэтами, прекрасными сюжетами и, кажется, поэтому нам незачем грустить...”.
Мал золотник...
Ирина Вольдман, когда–то Акулинина, впервые прилетала к нам из Самары в начале 90–х, тогда ей было 18 лет... Что с тех пор произошло с нашим фестивалем и с этой чудесной маленькой женщиной — отдельная история. Но они периодически пересекаются. За эти годы она умудрилась окончить три высших учебных заведения, сейчас работает директором фирмы, которая продает медицинское оборудование. И иногда гастролирует. Говорит, что в Норильске чувствует себя так, будто за окнами Самара. Раньше думала, что на нашем фестивале все само собой получается, а нынче поразилась, наблюдая, как вкалывают Лена с Валей (фестивальные примы Елена Истратова и Валентина Сморыго, подруги по летнему лагерю в Борзовке). Возможно, на следующий фестиваль она приедет с Петром Страцевым (наша Медальтернатива” обещала стать спонсором), с которым когда–то побывала в Норильске. В начале своей бардовской карьеры он пел с Олегом Митяевым, теперь настойчиво вдохновляет Ирину, они записывают диск. Ирина, выросшая на Визборе, пела нам Панюшкина и Берковского. Думаю, что до конца в большом зале она так и не раскрылась. Во всяком случае, на прощальном вечере в театральном кафе, где собрались организаторы и почетные гости фестиваля, я увидела и услышала другую, заигравшую новыми красками Вольдман, и очень этому обрадовалась — значит, впереди у нас новые открытия...
Ангела вам хранителя...
Ирина Христианова и Дмитрий Григорьев — первые гости фестиваля, с которыми сразу завязались теплые отношения. Еще до открытия без всяких уговоров они запросто дали свой первый концерт для членов оргкомитета в “зеленой” бардовской гостиной. Красивая и талантливая пара. Краснодарцы, южане, видно, что очень любят друг друга. Это их авторская песня обвенчала. Дмитрий говорит, что Ира взяла его голосом, а заботой удержала. Ребята привезли нам песни друзей (“Ангела” Алексея Карпунина из Твери по нашим просьбам несколько раз спели) и рассказали про столичный проект “Синий троллейбус”, который с них и начинался. Представляете, по Садовому кольцу по субботам бегает трамвайчик, в котором хорошие барды людям песни поют, а экскурсовод о Москве рассказывает.
Большую часть года Ира с Дмитрием живут в Москве, преподают в центре детско–юношеского творчества “Киевский”: она — вокал, он — гитару. Они и у нас совершенно безвозмездно дали мастер–класс для всех желающих (к ним еще Рома Ланкин подключился). Норильск прочувствовали еще до приезда, по песне “Город зажигает огни” своего товарища Николая Хлоева, который однажды побывал на Таймырском фестивале. Эта песня дала название краснодарскому слету бардов, теперь она стала и нашей. Даю списать слова:
Возьми билет на самолет
И улететь назло погоде постарайся.
Туда, где ждет, туда, где ждет
Минусовое постоянство.
Там ночь полярная гостит
И тундру кроет, кроет снегом
Сосенка редкая грустит
Между землей и небом.
Припев:
Город зажигает огни,
Город за полярным кругом,
Здесь живут зимою — ночи,
Летом — только дни,
И снимает угол злая вьюга.
Вместе собирает жизнь людей с материка,
Здесь пускают корни понемногу,
А “полярки” отмечает Севера рука,
И родятся дети, слава Богу.
Припев.
А мороз за уши крутит,
По носу стучит
И под воротник пускает лапы
Под сугробом мощным бульдозером рычит,
Комьями бросая снежной ваты.
Припев.
Новый год Ирина и Дмитрий встретят в Краснодаре, их там уже ждут с программой песен Булата Окуджавы. А летом они провели там концерты памяти Виктора Берковского. Им бы очень хотелось вернуться к нам, чтобы сделать программу вместе с местными исполнителями. Они хотят своими концертами объединить людей, помочь начинающим подняться над застольно–кухонным уровнем. Так что не прощаемся...
И песенка эта, как добрая весть...
Галина Пухова и Михаил Приходько — архангелогородцы. На мой взгляд, этот небесный дуэт стал главным открытием и камертоном фестиваля. Попали они к нам чудом. Это о них рассказал кто–то на материке депутату и бардолюбу Леониду Соломахе, потом прислал диск. Сначала оргкомитет переживал, что на фестивале из–за скромного бюджета будет мало звезд, а потом понял: какое это счастье — открыть норильчанам новые имена, показать иные возможности авторской песни. Галина и Михаил прилетели с малышом — полугодовалым Сережей. Члены фестивальной команды по очереди нянчили дитя, когда его необыкновенные родители выходили на сцену. На время кабинет директора ГЦК Михаила Карпова превратился в детские ясли. Именно там, когда Сережа уснул, я шепотом брала интервью у музыкантов, спевших нам под гитару и флейту о самом главном на свете — о родной земле, родительской вотчине и о том, что там — над нами, в дали голубой...
Они пели всегда. А вместе начали десять лет назад, когда поженились. Михаил сочинял с детства, играл в духовом оркестре, школьном ансамбле гитаристов. Хотел стать врачом, служил на Северном флоте в Баренцевом море, руководил там ВИА. Много лет работал в Северодвинском театре завпостом, придумывал музыку для спектаклей. Сейчас печатает красивые вещи в частной типографии. А Галина окончила дирижерско–хоровое отделение музучилища в Архангельске, продолжает преподавать в частной школе, где есть музыкально–театральная студия, ставит спектакли, музыку к которым пишет Михаил. Сейчас они живут в Москве.
На фестивале пара пела чудесные песни на стихи Николая Рубцова, Давида Самойлова, Бориса Заходера, открывая неведомых ранее поэтов. Миша говорит, что в хорошем стихотворении уже заложена музыка, надо только достать эту единственную мелодию. Среди любимых авторов — Лариса Миллер, московский поэт, которая помнит военные времена, но очень молода душой. Ее стихотворения пронизаны каким–то особенным светом...
Михаил всегда писал детские песни. Эти песни дают свободу композитору — он может писать в разных стилях: рок, блюз, джаз, здесь можно баловаться. У них есть песни для театра и эстрадные, под которые можно танцевать. Они не бывают в тусовке, на гастролях, в основном — на фестивале православной песни в Дубне, там они отличились в нескольких номинациях, потом участвовали в жюри.
Каким показался архангелогородцам наш город? Говорят, что здесь очень хороший зритель, от него идет мощная волна понимания. Они считают, что Норильск — настоящий Север, где живут самые теплые люди. Их сынишка — фанат песен мамы и папы, всегда замолкает, когда их слышит. После его рождения они сочинили рождественский мюзикл. Это будет не канонический, а сказочный спектакль. Для чего поют? Чтобы гармонизировать мир, славить Господа, и это может делать каждый: “Тогда и Россия поднимется, коли каждый употребит во благо свой талант. На большое можно и не замахиваться, но и малого не пропускать”. Они поют светские песни, старясь говорить о самом главном — о душе, о Родине. На фестивале им особенно понравились песни Игоря Малыгина — “русского человека, поющего о Боге”. А творчество Галины и Михаила особенно понравилось “Заполярной правде” и женсовету Таймыра, которые одарили замечательных певцов экзотическими северными подарками. Скоро Сережа будет топать в расшитых бисером дудинскими умелицами башмачках и играть на ковре из оленьего меха...
Чуть слышен дождь стихов...
Меня поразила детская открытость Игоря Малыгина, барда и иконописца из Ярославля. Кто бы мог подумать, что этот непритязательный и очень воспитанный бородач — бывший лабух кабацкий. Он всему радовался как ребенок — приглашению в Норильск, где его не ждал гонорар, но самый теплый прием. Он давно понял, по встречам в Вологде, Костроме, Северодвинску, что “северяне иные, точнее — прежние, чем мы в Москве, — душа другая.”. Однажды кабацкий оркестровый музыкант, шикарный вокалист, который подался на Север за заработком, все потерял, остался не у дел, вернулся домой безголосый. Но он выжил, пришел к Церкви, стал иконописцем. Родом из Сергиева Посада, теперь он ярославский житель, у него есть любимая жена, и он занимается одним из самых интереснейших дел на свете — “поет людям доверительно”. Уверен, что кроме бардовского варианта это может позволить только фольклор. У него, обладателя редкого голоса и музыканта–универсала, часто спрашивают: что с такими данными он делает в авторской песне, не скучно ли ему? Для одних “бард” — это как лейбл, клеймо на человеке. А для него — это душа в первую очередь, возможность поговорить. Для Игоря очень важно донести до человека свои мысли, может, это нахальство и эгоизм, а может, он просто человек, требующий от жизни огромного счастья, чтобы поучаствовать в контакте со своим ближним. А как возлюбить своего ближнего? — Нужно в конце концов его познать и отдать ему самого себя. Из–за этого он и занимается этими вещами. Игорь Малыгин пишет песни в основном о своей судьбе, мы это поняли по его “Сове”, “Головушке”...
В Норильске он сделал и свои открытия. Во–первых, поразился, как музыкально скрипит наш снег — со звоном, по–гусарски! Еще он всем будет рассказывать, какой был изумительный прием. Очень сожалеет, что не хватило времени для общения, в первую очередь с норильчанами, которых встречал в лагере в Борзовке. Так и сказал мне: “Я не наелся общением в Норильске, уезжаю полуголодным, хочу к вам вернуться”. Думаю, что норильская публика Игоря недооценила, на большой сцене в нескольких песнях за вечер он не мог показать многого, на что способен. Когда на прощальной вечеринке “для своих” он виртуозно запел битлов и еще много чего из классики рока, а потом свои вещи в народном стиле — все были в шоке. Рома Ланкин схватил гитару, Андрей Козловский бросился к пианино, подключился и наш гитарист Ринат Гафуров. Вот это был фурор!
Однажды Виктор Третьяков, известный бард, спросил Игоря, ставшего лауреатом фестиваля шансона, во время выступления в ГЦКЗ “Россия”: “А где вы до сих пор были?” Он тогда ответил, что ему важнее, где он после этого будет. Сегодня он бы ответил по–другому: там же, где и был...
Мне очень хотелось устроить его встречу с норильским иконописцем Сергеем Невдахом, и получилось. Эти люди оценили друг друга, жаль только, что пока увидели работы друг друга только на снимках. Игорь пишет образа для храмов и для друзей, часто — семейные иконы. Иконопись сегодня — его хлеб, он создал уже более 400 работ. Как становятся иконописцами? Игорь и здесь прост: “А надо, чтобы однажды одного из русских людей в нужное место клюнул жареный петух”. А где просто, там и ангелов со сто...
Работаем медленный блюз
Пожалуй, я впервые брала интервью у лежачего. Прилечь рядом с бардом Козловским в гостиной не получалось — места на диванчике маловато. Смущение было лишним — Андрей давно родной человек на фестивале, да и возлежал он в футболке с надписью “Заполярная правда”, которую мы ему подарили на гала–концерте. Натянул сразу — значит, понравилась. Последний раз он приезжал к нам несколько лет назад на фестиваль “Живой звук” с группой “ГрассМейстер” и гениальным гитаристом Ваней Смирновым. Ну и шуму они наделали — в смысле очень здорово все получилось! Козловский — невероятный музыкант, он все–все играет, это и благодаря ему авторская песня легко выпорхнула за границы жанра, обновилась и расцвела, притянула молодежь. Пока Андрей отдыхал (у него спину прихватило), разузнала, что у него вовсю идут новые проекты с серьезными музыкантами, но стабильно он никого не озадачивает работой с собой. С ним сотрудничают Сергей Клевенский — духовик Вани Смирнова, Вовка Казакин — джазовый губной гармонист, несколько людей из Лос–Анджелеса. Это все рок–н–ролл, этнический и еще какой, — словом, музыка!
Андрей постоянно в разъездах — на гастролях, а семья его — в Вологде. Он очень соскучился по Норильску, Таймырский фестиваль — одно из первых ярких воспоминаний о звуке и фестивальном уровне. И один из самых теплых зимних фестивалей, хотя последнее время его трудно чем–то удивить. Вот недавно Китай и Лондон удивили, где был на гастролях. Там слушают свои: в Пекине, в посольстве — аж 10 тысяч человек, и в Лондоне — тоже серьезные люди приходят. А еще он постоянно открывает интересных музыкантов, особенно этнических: Алексей Архиповский, Сережа Старостин, все тянутся в Москву, есть петрозаводская командочка “Ватага”. Козловский не сомневается, что авторская песня нужна самая разная, но и не знает, кто же он на самом деле — бард, рокер... Правда, подслушал у американцев одно хорошее название — “мьюзик месидж” — музыка со смыслом, вот такой музыкой он и занимается... Спрашиваю: бывает ли у него депрессия, для нас это актуально — входим в полярную ночь. Он советует в таких состояниях выключить телефон или с любимым человеком уединиться хотя бы на недельку... А Новый год — нелюбимый праздник, все ждет чего–то от него, а на самом деле ничего не происходит... Хорошее всегда приходит внезапно. Любимое пожелание — не останавливаться!
Я не удержалась, поинтересовалась — что это за картинки украшают его тело. Оказывается, в 12 лет сделал дурацкие татуировки, а через годы знакомый “дырокольщик” предложил их переделать. Нашли хорошего художника, который на правой руке изобразил мексиканского бога творчества, на левой — мощный оберег племени пакиутли... А недавно жил у него в Москве хороший человек из Псково–Печерского монастыря, они много говорили, и монашествующий сказал, что музыкант — на правильном пути...
И счастье привалило снова...
Это я про Михаила Кочеткова — замечательного столичного умницу, поэта, юмориста, про которого все понятно с первого взгляда. Да он и не скрывает своих убеждений. Сборник “Два алкоголика на даче”, “Баллада о трезвости” признаны народом. Нынче Михаил стал фаворитом Норильского пивзавода, значительно облегчившего пребывание барда в Заполярье после 15–летней разлуки (однажды он прилетал к нам на концерт с Александром Мирзояном). Кочетков навсегда останется в памяти народной как автор строк “мы будем молча пить и улыбаться” и создатель песенки про жену и каподастер (эта штука такая, которой струны на грифе прижимают... см.фото). Ему принадлежит и нетленное пожелание: “И дай нам Бог проспать плохие годы и в лучшие, проснувшись, похмелиться...”. Диск с Мишиными песнями раскупили быстрее других. Ну что поделать с печальными слабостями гения, ведь и песни его словно дети — “непослушные, что с них возьмешь”...
Ну, держитесь, норильчанки...
Конечно, речь о Роме Ланкине. Добрый, красивый, хороший томич, который за время нашей двухлетней разлуки начал играть и босса нову, снова влюбил в себя. И снова делился новыми песнями, открыв нам Григория Донского. Лично я очень ему благодарна за то, что вспомнил о Викторе Архиповиче Луферове - гениальном российском барде, который сейчас болен. Дай Бог ему вылечиться и приехать в Норильск, где он побывал 11 лет назад. Согласна с Романом, что песни Луферова очень сложны - он создает особое настроение, которое трудно передать. Но они и прекрасны, неповторимы и открываются тем, кто не боится думать и чувствовать.
Роман приехал к нам уже в третий раз. "Маленький принц" и "Юный барабанщик" авторской песни явно повзрослел. Говорит, что серьезных изменений в жизни не произошло, по-прежнему работает адвокатом, может, в его 33 года музыки стало больше. Играл босса нову с очень хорошими музыкантами из Новосибирска и Томска, был и замечательный концерт инструментальной музыки, когда на гитарах они исполнили джазовые стандарты с Олегом Кочанко. Он ездит и на бардовские фестивали, хоть и нечасто. Роман не скрывает, что живет довольно одиноко, дома никто не достает, всегда есть возможность заняться музыкой. В Норильск он намерен ездить столько, сколько будут приглашать. В этот приезд ему запомнился дуэт архангелогородцев. А к себе он по-прежнему относится очень критично, но продолжает верить, что сделает еще нечто хорошее.
В финале фестиваля Роман неожиданно спел вместе с Еленой Истратовой и Валентиной Сморыго старую эстрадную песенку про синий лен. Оказывается, они задумали фестиваль ретро-песни, а у Ланкина уже большой опыт по организации таких "неформатных" фестивалей.
Продолжится ли история нашего Таймырского слета? Дай Бог... Во всяком случае, фестиваль этого года был весьма творческим, ведь удалось не только найти оригинальных исполнителей, но и возродить детский концерт, и ночной юморной "Трах-тир" в тундре, а еще продолжить эксклюзивный проект "Планерка" с душевно поющими начальниками. И молодежи фестиваль явно интересен. Будем ждать новеньких с хорошими песнями о главном.
Ирина ДАНИЛЕНКО.
Фото автора и Владимира МАКУШКИНА.

Комментарии

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим логином.







Статьи текущего номера:
 
Население Норильска постоянно уменьшается. Только в прошлом году численность населения Большого Норильска сократилась на 4 тысячи 300 человек.

Детали 
Давно подмечено, что к Новому году начинает происходить больше событий. В этом заслуга предновогодней суеты и стремления закончить дела до праздников. Это заставляет людей двигаться и становиться виновниками или участниками разных событий.

 

Промплощадка 
В симпатичном буклете, выпущенном к 60–летнему юбилею рудоуправления “Норильск–1”, на страницах, посвященных руднику “Заполярный”, в черно–белой и цветной “чересполосице” запечатленных на фото лиц и событий (60–летие старейшего горного предприятия комбината отмечалось тогда же, в 2005 году) “красочным” образом отразились символы глубоких социальных и экономических преобразований всей горной отрасли ЗФ ГМК.

Бард-кафе 
В конце ноября, перед наступлением полярной ночи, завершился XXVI Таймырский фестиваль авторской песни. И для каждого из его небезразличных очевидцев и участников наверняка он стал событием в личной жизни — согрел, подпитал добром и энергией, вдохновил на новые творческие подвиги. А меня — и на эти закулисные записки.

 

"Жди меня" 
Нет ничего удивительного в том, что одно-классники ищут друг друга едва ли не чаще, чем родственники. Это близкие друг другу люди, которые вместе росли и учились не только писать и считать, но и просто жить. К тому же школьные годы нередко самые лучшие, и их так хочется вернуть или хотя бы попытаться повторить те чудесные моменты.

Есть повод! 
Завтра, 9 декабря, Норильский клуб служебного собаководства устраивает праздник “Все собаки хороши!”, посвященный 25–летию клуба.

Литера 
Центр литературного творчества публичной библиотеки завтра, 9 декабря, устраивает необычную презентацию.

Визиты 
Встреча с Олегом Меньшиковым проходила в театральной гостиной. Здесь собрались актеры Заполярного театра драмы, представители прессы и поклонники.

Субъективная культура 
Почти половина сезона позади у Норильского Заполярного театра драмы. За это время труппа под предводительством режиссера Андрея Максимова представила на суд публики “Слишком женатого таксиста” по пьесе бродвейского автора Рэя Куни. Открылась театральная гостиная — великолепный образчик светского салона из эпохи А.С. Пушкина. В гостиной успели не однажды принять званых и очень дорогих сердцу поклонников гостей. Отпраздновали юбилей театра — 65–летие прошло без помпы, однако же со щедрыми дарами и замечательным капустником, где блеснули, наверное, все, но ярче других — заведующий музыкальной частью театра Андрей Федоськин.

Зверские советы 
Во-первых, здравствуйте, уважаемые читатели рубрики! А во-вторых, позвольте сообщить, что, кроме полезной и интересной информации о “братьях наших меньших”, сегодня мы представляем КОНКУРС.

Наши в Европе 
Ноябрь

Дамское счастье 
Женщинам очень не нравится, когда к ним применяют выражение ”женская логика”. Придуманное мужчиной, оно в большинстве случаев несет в себе уничижительно–снисходительный смысл. Увы, как бы мы ни старались это изменить, пресловутая женская логика действительно существует. Она — это просто–напросто отсутствие всякой логики.

 
Ну, наконец–то. Дождались. Прошло время Прелесть–Что–За–Мальчиков. Мужские и женские журналы всю осень восхваляют новый ”модный” тип мужчины. Метросексуал, продержавшийся в фаворе не больше трех лет, уступил место уберсексуалу. (”Юбер” в переводе с немецкого — ”сверх”).

 
От моды на мужчин — к моде в одежде. (Ну разве не логично?) ”Зеленые” должны рыдать и устраивать акции в защиту шиншилл и соболей: снова в хитах натуральный мех.

 
Боги, кажется, точно сошли с ума. Или им просто надоело быть серьезными, и они решили похохмить. Иначе как объяснить некоторые вещи, происходящие с человечеством?

Торговый ряд 
В канун зимы цены в Норильске на ряд основных продуктов питания выросли.

 

 

Юбилей 
25 лет назад, 16 ноября 1981 года вышел приказ №672 Норильского городского отдела здравоохранения о том, чтобы “на базе поликлинического отделения поселка Кайеркан организовать медико– санитарную часть №3 Норильского горно–металлургического комбината им. А.П. Завенягина на 300 посещений в смену”.

 
У вас есть вопрос? Звоните: 34–27–47, 45–11–00 и 37–14–01 с 10 до 18 часов (кроме выходных и праздничных дней).

Кино 
На этой неделе должен был закончиться показ нового отечественного фильма “Остров” в кинотеатре “Родина”. Но демонстрацию ленты в Норильске решили продлить.

 

Реклама на сайте
GISMETEO: Погода г.Норильск Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
663300, Норильск, ул. Богдана Хмельницкого, 18, [Все телефоны и электронные адреса редакций]
Сайт зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-42422 от 21.10.2010 г. Учредитель: МАУ "Информационный центр "Норильские новости".
Главный редактор Андриюк Марина Викторовна эл.почта редакции ladybird.16@list.ru тел. редакции +7(3919)343596. При использовании материалов сайта гиперссылка на gazetazp.ru обязательна.
наверх