Фото новости:

Благотворительный фестиваль "Добрый Норильск"

[Индекс номера 151 (12.10.2010)]

 У соседей 
Геополитика в зеркале повседневности

О том, как развивается ситуация с запретом полетов на Диксон, gazetazp.ru следит вместе со своими дудинскими коллегами из редакции газеты "Таймыр". Надзорные инстанции запретили полеты на Диксон, и «КрасАвиа» отменила все пассажирские рейсы в арктический поселок, на которые уже были проданы билеты. В Дудинке «застряли» около 30 диксонцев, вернувшихся из отпусков и вынужденных дожидаться решения транспортной проблемы.
Статья об этом опубликована на gazetazp.ru 24 сентября. Однако невозможно было удержаться, чтобы не задать представителю районной власти, на мой взгляд, наиболее проблемные вопросы, касающиеся Диксонского и Хатангского аэропортов, а также Диксонского морского порта, объявленного банкротом. Наша беседа с Олегом Шереметьевым, руководителем администрации Таймырского муниципального района, состоялась как раз в тот день, когда районные власти предложили диксонцам воспользоваться судном «Хансута Яптунэ», чтобы добраться домой.
Когда самолет в Диксоне заходил на посадку, из-под шасси летели камни
- Олег Игоревич, насколько серьезна ситуация в Диксонском аэропорту?
- Мы не раз говорили о том, что в Диксонском аэропорту необходимо ремонтировать взлетно-посадочную полосу. Сейчас на том участке, где садятся самолеты, лежат выщербленные плиты. Когда самолет заходит на посадку, из-под шасси летят камни, а такого не должно быть. Сами понимаете, чем это грозит.
- В районном управлении транспорта мне сказали, что в предыдущие два года в краевое правительство ушло шесть обращений по поводу бедственного положения Диксонского аэропорта. Неужели за это время не было возможности изменить ситуацию?
- То, что три года тому назад на авиаполетах в Диксон не поставили крест, заслуга главы района. Тогда на уровне правительства Красноярского края всерьез шла речь об организации вертолетного сообщения с Диксоном. Что такое вертолетное сообщение, я диксонцам объяснял: это девять пассажирских мест и высокий тариф. За три года самолеты хоть как-то садились на полосу: каждую зиму ее накатывали, летом укрепляли. Если бы авиа-сообщение прекратилось, взлетно-посадочной полосой в Диксоне никто бы не занимался, и сегодня мы не имели бы проекта по ее реконструкции. Была бы только вертолетная площадка.
- И все-таки, почему вопросы по Диксонскому аэропорту не были услышаны раньше?
- Раньше вопросами авиации в крае занималось другое министерство. Год назад краевую авиацию передали в ведение министерства промышленности и энергетики Красноярского края, которое возглавляет Денис Пашков. Он сразу обратил внимание на положение Диксонского аэропорта, и в краевом министерстве приступили к работе над проектом по реконструкции взлетно-посадочной полосы. Чиновники убедили депутатов Законодательного собрания выделить деньги на этот проект. Весной проект заказали. И вот когда он, по сути дела, уже на выходе, полеты в Диксон запретили. С надзорной инстанцией не поспоришь. Но, думаю, с Диксонским аэропортом нас будет «лихорадить» еще как минимум два года.
- Почему?
- Это я говорю по опыту реконструкции взлетно-посадочной полосы в Хатанге. Причем то, что в Хатанге удалось провести реконструкцию взлетно-посадочной полосы за два года – большая заслуга подрядчиков и Хатангского морского порта. Портовики довезли груз как положено. Вот в Игарке плиты попортили. Сейчас там с этим прокуратура разбирается.
- А что случилось с плитами?
- Для взлетно-посадочной полосы Игарского аэропорта привезли плиты и когда их разгрузили, они в большинстве своем оказались кривыми или лопнувшими. Аэродромные плиты выдерживают большие нагрузки, но при неправильной укладке и транспортировке деформируются. Поэтому такие генеральные грузы надо правильно транспортировать. У хатангских портовиков, надо отдать им должное, при транспортировке испортилось только две плиты. А они таких плит везли больше двухсот штук.
- Когда же ждать реконструкцию взлетно-посадочной полосы в Диксоне?
- После изготовления проекта начнутся работы и они, в лучшем случае, затянутся года на два. Думаю, хатангский опыт можно применить и в Диксоне. В Хатанге параллельно с проведением реконструкции полосы на какие-то часы и дни аэропорт открывали для приема и выпуска самолетов.
- А по аэропортовскому хозяйству в Диксоне решился вопрос?
- Насколько я владею информацией, все северные аэропорты передаются в распоряжение Правительства Российской Федерации. Красноярские власти рассчитывают, что до конца этого года северные аэропорты Красноярского края уже будут переданы в распоряжение Правительства Российской Федерации. Но поскольку неизбежен вопрос урегулирования взаимных претензий между субъектом РФ и федеральным казенным предприятием, которому будут передаваться северные аэропорты (как это произошло в Якутии), процедура передачи может затянуться на полгода. Но это уже обозримое будущее.
- Насколько я знаю, в здании Диксонского аэровокзала разморожены все коммуникации - тепло и водоснабжения. Хозяйство будут передавать в таком состоянии, как оно есть?
- А что разве никогда нигде не восстанавливали размороженную систему отопления? Хотя на самом деле, необходимость в здании Диксонского аэровокзала системы отопления при отсутствии жителей на острове – большой вопрос.
- Скажите, Олег Игоревич, будут ли строить новый аэровокзал в Хатанге?
- Думаю, этот вопрос будет решаться только после передачи северных аэропортов в федеральное казенное предприятие. У Красноярского края нет на это средств.
- Насколько я знаю, по зданию Хатангского аэровокзала транспортный прокурор судился с «КрасАвиа», и суд обязал «КрасАвиа» провести в некоторых помещениях пожарную сигнализацию. Зачем, спрашивается, расходовать деньги на старое здание, когда можно вложить в новое?
- Понимаете, какая ситуация складывается. К примеру, живут люди в одном многоквартирном доме. Перегорела лампочка в подъезде или разбили ее, каждый входит-выходит, а лампочку никто вкручивать не желает. Та же самая ситуация и здесь складывается. Хатанга нужна всем: летает приполярная авиация, выполняются чартерные рейсы на Певек. Многие авиакомпании используют Хатангский аэропорт для дозаправки судов, но все это не имеет зачастую никакого отношения к Красноярскому краю. А нести расходы по аэропорту должна почему-то казна Красноярского края. Я думаю, пока аэропорт не перейдет в ведение федерального предприятия, нельзя ожидать решения вопроса по строительству нового аэровокзала. А вообще хочу отметить, что стратегия развития Крайнего Севера не может проводиться в рамках социально-экономического развития одного региона. Здесь затрагиваются геополитические интересы всей России.
- А можно уже что-то сказать по новому предприятию в Диксоне, которое придет на смену Диксонскому морскому порту? Процедуру банкротства Диксонского порта никто не отменял.
- На мой взгляд, руководство Диксонского морского порта и поселенческие власти провели безграмотную политику по развитию действующего предприятия, дошедшего до банкротства. Можно даже сказать, никакого развития у предприятия не было. Рекомендации по спасению предприятия, которые районная власть давала еще два года назад, так и не были выполнены. Бестолковая позиция с экономической точки зрения привела к банкротству Диксонского морского порта. На лозунге «Нам все должны, а мы никому» далеко не уедешь. Вырабатывая один киловатт электроэнергии, 700 ватт Диксонский порт тратил на обеспечение собственных нужд – это 70 процентов! И только 30 процентов продавал населению и предприятиям.
- Но ведь любое коммунальное предприятие на Севере убыточно.
- Убыточность допускается до определенного предела. А когда убыточность пытаются подменить бездарными экономическими решениями, хорошего мало. Есть село Караул и есть поселок городского типа Диксон. Так вот в селе Караул господин Некрасов при всей своей деревенской выучке додумался-таки купить пенополиуретановую установку и вместо того, чтобы заматывать трубы стекловатой – пользоваться технологиями прошлого века – два года пользуется современными утеплителями. Таймырбыт наконец-то в нынешнем году прекратил пользоваться стекловатой. Но на Диксоне – свои решения, там пользуются технологиями прошлого века.
Другой пример: в том же Карауле коммунальщикам удалось сократить потери на электросетях, потому что в течение двух лет планомерно меняли столбы и провода. Сейчас аналогичная работа продолжается в Носке. Меньше потерь – больше энергии доходит до потребителя. Это аксиома.
- Все же будет какое-то решение по созданию в Диксоне нового предприятия?
- Новое предприятие уже создано. Что касается действующего – Диксонского порта – у кредиторов одна забота, чтобы предприятие отдало им деньги. Основным кредитором у Диксонского морского порта является налоговая инспекция, а вторым по значимости…
- Пенсионный фонд?
- Не угадали. Администрация муниципального района. Диксонский порт должен районной казне более 100 миллионов рублей и это при тех субсидиях, которые казна давала в свое время на развитие предприятия. Примерно такие же долги выявляются по налогам. Ясно, что такое предприятие не может дальше работать.
Нам удалось найти понимание у конкурсного управляющего, который готов изучить вопрос о предоставлении в аренду части имущества Диксонского порта и убедить в этом кредиторов. Социальное имущество, в том числе жилые дома, было выведено из состава предприятия, остальное находится в распоряжении Диксонского порта. В настоящее время ведется проектирование новой, более экономичной котельной. Для того чтобы исключить безумные средства, затрачиваемые на обеспечение собственных нужд предприятия, предполагается заменить дизельное хозяйство. Опыт работы в этом направлении есть, опять же, можно привести в пример Караул – там по лизинговой схеме приобретено три дизельных генератора, а выплата процентов по лизингу будет засчитываться Региональной энергетической комиссией. Это не скажется на тарифе для населения, но более благоприятно отразится на общем тарифе для коммунального предприятия.
На самом Диксоне "ставить крест" никто не собирается
- Выходит, на острове Диксон уже не будет жилья, котельной и дизельной?
- На острове Диксон – жилье аварийное. Чтобы установить это, туда выезжали независимые эксперты. Тех граждан, которые распускают слухи о том, что жилье на острове не аварийное, можно понять. Приятно иметь в своем распоряжении сразу три квартиры в пустующем доме: в одной жить, в другой сушить сети, в третьей иметь склад для овощей.
- Островитян уже переселили в материковую часть поселка?
- Многие семьи уже осмотрели новое жилье и ожидают помощи в переселении. Помощь людям окажут, но сейчас в материковой части Диксона идут капитальные работы в котельной. Как только они закончатся, людям помогут переехать.
- Значит, в зиму на острове останутся только промышленные предприятия?
- Да, это так. Краевое правительство выделило средства на переселение. Сейчас заканчивается ремонт последних квартир, предназначенных для переселенцев. Конечно, ремонт затянулся. Но на это были объективные причины.
- Какие предприятия остаются на острове?
- На острове остаются производственные помещения двух предприятий - метеостанции и аэропорта. Нами, администрацией Таймырского муниципального района, было вынесено предложение об обеспечении этих предприятий электроэнергией. Для острова Диксон закуплено три дизельных генератора, и мы считаем, что этого будет достаточно для бесперебойного снабжения арктического поселка электроэнергией.
Беседу вела Ирина АПЛЕСНЕВА. Фото Андрея Солдакова.
Газета "Таймыр", №116, 7 октября 2010 года

Комментарии

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим логином.







Статьи текущего номера:
 
Сайт «Заполярной правды», на протяжении более десятка лет бывший аналогом бумажного издания газеты, готовится выйти в самостоятельное плавание — в прошлую пятницу в кинотеатре «Родина» состоялась презентация новой версии сайта gazetazp.ru, которому в октябре исполнилось 13 лет.

Рейды 
Ледяная корка на дорогах и тротуарах не только добавляет хлопот городским службам, но и становится одной из причин дорожно–транспортных происшествий. Именно в период межсезонья резко увеличивается количество ДТП, жертвами которых часто становятся дети. Накануне выходных норильские госавтоинспекторы провели на улицах города очередной рейд «Внимание — пешеход!».

Крупным планом 
Побывать на кухне городской больницы № 1 нам помог случай: пару недель назад один из читателей поинтересовался приготовлением пищи в Оганере, посетовал на некрупные порции. Анжелика ТОКАРЕВА, заведующая пищеблоком городской больницы № 1, тогда подробно разъяснила нам весь процесс готовки и раздачи пищи и вместо прощания предложила: «А может, вам лучше самим приехать к нам в гости?». На что мы с удовольствием сказали: «Едем!».

Гастроли 
«Не плачь, это Солнце Взойдет еще не раз, И твой поезд уходит не завтра Туда, где играет джаз Наш самый веселый на этой планете ансамбль». (Группа «Крематорий») Такие строчки в заполярном Норильске, накануне очередной полярной ночи, звучали особенно в тему. Группа «Крематорий» в минувшую пятницу «порвала» зал «Синема–Арт–Холла».

У соседей 
О том, как развивается ситуация с запретом полетов на Диксон, gazetazp.ru следит вместе со своими дудинскими коллегами из редакции газеты "Таймыр". Надзорные инстанции запретили полеты на Диксон, и «КрасАвиа» отменила все пассажирские рейсы в арктический поселок, на которые уже были проданы билеты. В Дудинке «застряли» около 30 диксонцев, вернувшихся из отпусков и вынужденных дожидаться решения транспортной проблемы.

Реклама на сайте
GISMETEO: Погода г.Норильск Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
663300, Норильск, ул. Богдана Хмельницкого, 18, [Все телефоны и электронные адреса редакций]
Сайт зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ24-00965 от 25.01.2016 г. Учредитель: МАУ "Информационный центр "Норильские новости".
Главный редактор сайта Алла Шуняева. При использовании материалов сайта гиперссылка на gazetazp.ru обязательна.
наверх