[Индекс номера 177 (26.11.2010)]

 Театр 
Зимняя сказка для взрослых

Максим КАЛЬСИН, режиссер из Москвы, ученик Шахназарова и Гинкаса, приехал в Норильск ставить новую пьесу. Это будет «Замок в Швеции» по Франсуазе Саган. Сегодня Максим — гость «Заполярки», и мы беседуем о жизни, театре, спектакле и зиме.
В Норильске режиссеру не холодно. Наоборот, наши морозы и сугробы, по его словам, создают нужную атмосферу, проецируют декорации для будущего спектакля. По замыслу автора, самой Франсуазы Саган, замок, в котором происходит «закрученное» действие, окружен горами и лежит под снегом. Чем не мы?
– Минус тридцать — это для меня нормально, – признается Максим, — я в Омске зиму прожил, ничего. Но ниже, чем 33 градуса, я в своей жизни не испытывал... Так что это было для меня в новинку.
– Острые ощущения любите?
– У меня профессия такая... экстремальная. Все время приходится существовать в системе вызовов, лежащих в разных плоскостях: всегда новые люди и обстоятельства, предлагаемые и выдуманные. В каждом театре, как в монастыре, — свой устав, и ты должен постоянно туда встраиваться. Причем режиссеру надо не только встроиться, но и понять, как всем этим управлять.
– А как насчет мистики и волшебства?
– Театр дает человеку возможность реализовать потребность в игре: если не самому играть, то хотя бы смотреть, как это делают другие. Почему так — я не знаю, но это так... У театра много и других функций, но что касается волшебства, чуда — все–таки это ближе к религии, к вере.
– Чем обусловлен ваш приезд к нам? Как происходило знакомство с Заполярной драмой и, собственно, приглашение?
– В сентябре 2009 года мне позвонила директор вашего театра Светлана Гасановна Гергарт, сказала, что хочет сотрудничать. С того момента началась совместная работа по поиску материала и срокам постановки в Норильске. К тому же мы встречались в Красноярске на фестивале, когда там шла ваша «Старомодная комедия». Чтобы обсудить норильский вопрос, я специально подъехал из Омска, где работал почти весь 2010 год.
– Вы много перемещаетесь: Самара, Екатеринбург, Омск, Питер, Норильск...
– Да. Видите ли, какая штука, есть три способа движения в профессии: первый — сразу где–то осесть. Второй — пробовать делать что–то со своими единомышленниками: это вариант театра «для себя и друзей», он классный, но крайне затруднительный. А есть вариант — кочевать, то есть искать театр, в котором ты смог бы остаться на продолжительное время. Я пошел по третьему пути.
– И пока не пожалели об этом?
– Мой учитель Кама Гинкас в трудный для меня момент сказал мне такую вещь: «Я вижу, вы обижаетесь на судьбу. Нельзя обижаться на судьбу: она — ваша».
– А вы из артистической, из богемной семьи?
– Совсем нет. Отец — морской офицер, мама — инженер–конструктор, сестра — учительница. Я был киноманом, долго думал, что мне выбрать в жизни, и весьма поздно, в 27 лет, пошел учиться во ВГИК к Карену Георгиевичу Шахназарову. Отучился три года, самозабвенно играл на репетициях и экзаменах и вдруг понял, что мое — это не кино, а театр. Ушел из ВГИКа и поступил в школу–студию МХАТ.
– Про вас пишут, что приезжая в тот или иной город, вы собираете «сливки», «заманиваете» самых лучших актеров.
– Ничего хитрого в этом нет, всегда хочется занять тех актеров, кто наиболее точно подходит на роль. Другое дело, как при этом удается договориться с дирекцией театра. Знакомясь с вашим театром дистанционно, я просмотрел на видео все норильские спектакли последних лет. Всегда приглядываюсь к артистам и со временем начинаю в кого–то из них влюбляться.
– Так же, как артист входит в образ, вы входите «в картинку», если можно так выразиться?
– Конечно, помимо игры с театром и игры с собой я еще играю с местом. Поясню: первое предполагает то, какой спектакль нужен театру: фестивальный ли, кассовый, народный... Или тот, что занял бы давно незанятых артистов, либо что–то внутри самого себя «взорвал». Игра с собой — часть профессии, этакий самопоиск. А игра с местом — отражение, существование в контексте и самый, кстати, широкий круг предлагаемых обстоятельств для режиссера. Не только ведь для актера такие обстоятельства нужны, правда?
– Давайте тогда ближе к Франсуазе. Саган уже не в первый раз ставите? И что касается «Замка в Швеции» — эта пьеса считается немного странной...
– Пьеса хитрая, сплетенная из разных жанров: там есть и драма, и откровенный триллер, и комедия, часто абсурдная. То есть это такая, сложносвинченная, вещь с элементами детектива. И ее интересно разгадывать.
Пару лет назад я ставил по Саган лирическую комедию «Пианино в траве». А вообще с юности был пронзен ее знаменитыми повестями: тонкостью описаний переживаний, ощущений, любовных и не только. Такой, сугубо французской, пристальностью к полотну жизни. Мы, русские, вечно стараемся зреть в корень и многое промахиваем иногда.
Дело даже не в их изяществе, а в изощренности, что ли... Неслучайно Франция — нация философов: с Декарта началась вся новая европейская философия. Бесконечная наука отличения одного от другого, импрессионизм, игра света и теней — все это Франция!
...Саган по сути — наша современница, умерла 90–летней старушкой всего три года назад. Она писала удивительную правду про чувства и желания человека. В «Пианино в траве» я как бы отдал алаверды тому наслаждению и той радости, которую она доставила мне в молодости. «Замок в Швеции» — то же самое, только на другом уровне, в иной плоскости...
– Юмор в спектакле присутствует?
– Это же сказка на самом деле, сказка для взрослых! В ней собраны все архитипы: есть царевна, которую можно разбудить поцелуем, есть пещера, в которой она спит. Есть дракон: и ужасный, и страшный, и сильный, и мудрый. Есть рыцарь в доспехах и на коне. Есть паж, который принцессе служит и одновременно является ее шутом, есть даже хранительница пещеры, нянька дракона. А какая сказка без юмора? Я таких не видел...
– Кто из норильских артистов занят в «Замке» и как вам репетируется?
– Фредерика играет Денис Ганин, Элеонору — Варвара Бабаянц, Себастьяна — Денис Чайников, Гуго — Сергей Ребрий, Агату, его сестру, — Лариса Ребрий, Гюнтера — Александр Глушков. Евгения Хитрина и Юлия Новикова сыграют Офелию в пару. Состав небольшой, вещь сама по себе очень камерная.
Петь артисты в спектакле не будут, танец и пластику поставит известный норильчанам Николай Реутов — никогда с ним не работал, надеюсь, мы найдем общий язык.
А вот про музыку пока не скажу. Кама Миронович учил нас многому и, в частности, тому, что в спектакле есть одна вещь, через которую режиссер высказывается не опосредованно и безусловно. Это музыка. Музыка — душа режиссера. Это он сам. Пусть до поры она останется секретом.
Что касается общих ощущений от репетиций, я очень доволен. Театр хороший, театр в тонусе, люди талантливые, творческие и любят свое дело. Все, слава богу, тьфу–тьфу–тьфу. Приходите 5 декабря на премьеру.
– Спасибо огромное.
Марина КУЗНЕЦОВА
Фото Александра ВАКУЛЕНКО

Комментарии

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим логином.







Статьи текущего номера:
 
В последнее воскресенье ноября мы отмечаем один из самых трогательных и нежных праздников — День матери.

Фестиваль 
Сегодня в Норильске начинается ХХХ Таймырский фестиваль авторской песни.

Толстовка 
На днях в Норильске прошло заседание Градостроительного совета, которое еще раз показало, что планирование городской территории — это дело не столько архитектурное, сколько общественное.

Есть повод 
28 ноября у Норильского филиала Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева юбилей — 10 лет назад у норильчан появилась возможность получать высшее педагогическое образование в родном городе. Накануне праздника «Заполярная правда» встретилась с директором филиала Ларисой Владимировной ЛОСЕВОЙ, чтобы узнать, как все начиналось и какие нововведения ждут вуз в этом юбилейном году.

ГМК 

ГМК 
Дизель–электроход «Мончегорск», один из пяти арктических контейнеровозов «Норильского никеля», вернулся из экспериментального рейса в Юго–Восточную Азию на десять дней раньше запланированного срока. Судно первым в мире прошло по Северному морскому пути без ледокольного сопровождения.

Горячие вопросы 
Уважаемые читатели! Свои вопросы по любым темам вы можете задавать по телефону 34-28-75 ежедневно с 10 до 18 часов, кроме выходных и праздничных дней.

Конкурсы 
IV краевой фестиваль визуальных искусств «Полярная сова» подвел итоги. Гран–при этого года улетит в Самару.

Театр 
Максим КАЛЬСИН, режиссер из Москвы, ученик Шахназарова и Гинкаса, приехал в Норильск ставить новую пьесу. Это будет «Замок в Швеции» по Франсуазе Саган. Сегодня Максим — гость «Заполярки», и мы беседуем о жизни, театре, спектакле и зиме.

 

 

Есть мнение 
В редакцию «Заполярной правды» пришло письмо от постоянной читательницы Анны Коваленко. С интересным предложением.

Готовим вместе 
В преддверии Нового года «Заполярка» совместно с МПК «Норильский» объявляет конкурс на лучший рецепт блюда с использованием колбас и мясных деликатесов. Все мы любим бутерброды с колбаской на завтрак и картошечку с сосисками на обед, но есть истинные кулинары, которые из, казалось бы, готовой мясной продукции могут сотворить настоящие гастрономические шедевры. Наш конкурс именно для таких гурманов.

Реклама на сайте
GISMETEO: Погода г.Норильск Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
663300, Норильск, ул. Богдана Хмельницкого, 18, [Все телефоны и электронные адреса редакций]
Сайт зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-42422 от 21.10.2010 г. Учредитель: МАУ "Информационный центр "Норильские новости".
Главный редактор Андриюк Марина Викторовна эл.почта редакции ladybird.16@list.ru тел. редакции +7(3919)343596. При использовании материалов сайта гиперссылка на gazetazp.ru обязательна.
наверх