Фото новости:

Открытие ВПП

[Индекс номера 110 (17.07.2015)]

 Это было 
Норильск. Начало

80 лет исполняется «Норильскому никелю». В эти восемь десятилетий вошло множество больших и маленьких событий: рождение и развитие комбината, удачи и аварии, открытие новых звеньев в сложной технологической цепи и выдача тысячных и миллионных тонн металлов. Все это описывают сотни статей и книг. Но сегодня «Заполярная правда» расскажет о том, что происходило 80 лет назад, в том самом 1935 году.
Норильск. 1935 год
Владимир Матвеев
Отсчет рождения Норильского комбината, как известно, идет с 23 июня 1935 года. В этот день Совет Народных Комиссаров СССР принял историческое для нас с вами Постановление «О строительстве Норильского никелевого комбината». В этом документе его строительство признавалось ударным, ответственность за него возлагалась на Главное управление лагерями Наркомвнудела, которое обязали организовать для этой цели специальный лагерь. Задача ставилась такая: «Для успешного освоения Норильского никелевого и угольного месторождения и строительства комбината проектной мощностью 10 тысяч тонн никеля в год с пуском его в 1938 году».
В это самое время из Красноярска в Дудинку уже шли суда с первыми партиями строителей и грузами для Норильска. На берег Енисея было доставлено и погружено на пароходы и баржи 24 тысячи кубометров стройматериалов и оборудования. Для этого потребовались все плавединицы Енисейского пароходства. Всего в 1935 году в Норильск прибыли 1200 человек. На одном из судов плыл с семьей и новый начальник норильского строительства и лагеря Владимир Зосимович Матвеев.
По пути пароход останавливался в Игарке. Здесь Матвеев организовал представительство Норильстроя — Игарка должна была поставлять на стройку лес. Но барж под него не было, и ждать, пока они освободятся, было некогда. Матвеев решил сплавлять лес в платах по воде. Раньше этого не делали: ниже Игарки лес не сплавляют, потому что его может унести в море. Про Матвеева даже говорили: «Да он сумасшедший или вредитель». Но приказа он не отменил: выбора, по сути, просто не было.
Штольня № 1. Конец 1930-х гг.
Первый свой приказ Матвеев издал в Дудинке 2 июля 1935–го. Первую очередь комбината надо было пустить через четыре года. А что тогда было в Норильске? «Я застал там развалины после работы Главного управления СевМорПути. Электростанция, механические мастерские, гараж с трактором и оборудованием были уничтожены пожаром, большинство построек полуразрушены, буровое оборудование выведено из строя. Угольные штольни в полуразрушенном состоянии, по тундре были разбросаны трубы, проволок, гвозди, импортные лебедки...» (Воспоминания Владимира Матвеева из книги М. Важнова «Судьба»).
Колыбель комбината
В самом Норильске в 1935 году разворачивалась работа на месторождениях. Половину из десяти пришедших сюда станков сразу ввели в работу, сосредоточившись на месторождении «Угольный ручей». «Чтобы определить — и быстро! — масштабы месторождения, разведать поля жильных и богатых вкрапленных руд, нам надо было затащить на гору Рудную буровые вышки и оборудование. Дорог туда — никаких. Механического транспорта нет. Все грузы перевозили на лошадях, иногда приходилось впрягаться и самим» (Воспоминания Григория Сапрыкина из книги М. Важнова «Судьба»). Зато результаты сразу показали, что потенциальные ресурсы руд в разы превышают предполагаемые запасы. Новые рудные тела выявлялись там, где их никто не ждал обнаружить.
Параллельно с рудой шла добыча угля, необходимого и в самом Норильске, и за его пределами. В ноябре начали добычу из штольни в горе Шмидтихе (впоследствии — шахта «Восточная»). Здесь тоже все делали вручную: породу и уголь вывозили тачками, а потом лошадь тащила вагонетку. Всего в 1935 году было добыто 600 тонн угля и пройдено 60 метров горных выработок.
Для жизни и работы новорожденному комбинату нужна была и энергия. В 1935 году электричеством его снабжала локомобильная электростанция «Норильск–1» мощностью в мизерные 20 киловатт. Срочно смонтировали и ввели в строй временную электростанцию — ВЭС–1, выдававшую уже 250 киловатт. Но электроэнергии все равно критически не хватало. Она шла на производство, а в домах и бараках источниками света были свечи и коптилки, тепло давали «буржуйки».
Еще в 1935 году в Норильске были созданы химлаборатория и проектное бюро Норильстроя. В сентябре появились мерзлотная станция для изучения возможностей строительства на вечной мерзлоте и первая радиостанция, организовано Центральное бюро рабочих–изобретателей. В конце 1935 года с помощью 20–номерного коммутатора была впервые установлена телефонная связь, которая, конечно, была тогда исключительно производственной.
А под боком у комбината угнездился и маленький Норильск, еще даже не ставший рабочим поселком. В 1935 году тут был построен двухэтажный рубленый дом, появились ларьки, открыты начальная школа (одна комната, семеро учеников и один учитель) и детский сад. И началась первая, крайне тяжелая зимовка строителей. Так в Норильске прошел 1935–й год.
По воде, по земле, по воздуху
Вырубка леса, вмороженного в лед Енисея. 1935 год
В 1935 году Норильску нужно было абсолютно все: люди, оборудование, стройматериалы, продукты. Поэтому главные события Норильска–35 были связаны именно с транспортным вопросом.
В начале августа 1935–го была проложена прямая авиалиния Дудинка — Норильск. Летчик Николаев прилетел сюда на самолете Ша–2. Посадка впервые произведена на озере Стрихнинном (Долгом). За этот полет начальник Норильстроя Матвеев объявил ему благодарность и наградил именными часами. А в декабре 1935 года газета «Советский Таймыр» сообщила: «Первый ночной полет! 7 декабря летчик Попов прилетел из Игарки в Дудинку и вскоре улетел обратно. В это время на трассе Дудинка — Игарка, ввиду наступления ночи, уже темно, и настоящий полет Попова можно считать первым ночным полетом...» До 31 октября Дудинская авиабаза перевезла в Норильск 224 пассажира, 102,5 килограмма почты и 45 тонн грузов.
Но для будущего комбината это, конечно, были крохи, основную ставку делали на водный транспорт. Бесконечный поток грузов доставляли двумя путями. Первый — по Енисею до Дудинки, а дальше свыше ста километров по полному бездорожью до Норильска. Второй путь — по Енисею до Диксона, далее по Карскому морю до мыса Входного, в устье реки Пясины и по ней до фактории Валек на реке Норилке. Он был длиннее на 1400 километров, но зато от Валька до Норильска оставалось всего 12–14 километров. Пясинский водный путь мог бы значительно упростить доставку грузов на строительство именно из–за наличия короткого сухопутного участка.
8 августа первый пясинский караван судов вышел из Дудинки и успешно дошел до Валька. Причалов в 1935 году не было ни на Вальке, ни в Дудинке. Загруженные суда вставали на значительном расстоянии от берега, и люди вручную, по пояс в воде, таскали машины и цемент, продукты и одежду, рельсы и взрывчатку, горючее и медикаменты. Так выгружали автомашины ГАЗ–АА и ЗИС–5, компрессоры и тракторы. Даже два первых паровоза для узкоколейки снимали с судна без использования механизмов. Известно, что только за один день, 28 сентября 1935 года, таким образом на берег было доставлено более 800 тонн грузов. На разгрузку пятитонной баржи отводилось не более пяти суток. Людей подгоняла короткая навигация.
Всего в первую навигацию карско–пясинским путем в Норильск пришло три каравана грузовых судов, было доставлено 5404 тонны материалов и оборудования для Норильстроя. Казалось, что транспортная проблема близка к решению. Но в следующем году из–за позднего выхода караван вмерз в лед на Пясине и до Норильска не добрался. Строительство в 1936 году осталось без львиной доли грузов.
Причалы Дудинки. Середина 1930-х годов
На тот момент ни Дудинку, ни Валек не связывала с норильским строительством ни одна транспортная артерия: летом шли по бездорожью пешком, зимой — по снегу на оленях. Только в декабре 1935 года появилась гужевая дорога Норильск — Дудинка. А для своевременной доставки грузов с причалов в Норильск позарез нужна была железная дорога. В 1935 году начали строить временную узкоколейную ветку Валек — Норильск длиной 14 километров. Строили тяжело, ручным трудом, из подручных материалов. 12 февраля 1936 года по ней пошел первый поезд с грузами из пясинского каравана. Этот день считается днем рождения Норильской железной дороги.
Светлана ГУНИНА

Комментарии

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим логином.







Статьи текущего номера:
 
.

Крупным планом 
В дни больших праздников всегда хочется, чтобы твой дом был готов к приему гостей и радовал глаз домочадцев. А когда дом — это целый город, а домочадцы — все горожане, то подготовка к торжеству принимает глобальный размах. Какие же обновки приготовил Норильск к своему дню рождения и юбилею «Норильского никеля»?

Это было 
80 лет исполняется «Норильскому никелю». В эти восемь десятилетий вошло множество больших и маленьких событий: рождение и развитие комбината, удачи и аварии, открытие новых звеньев в сложной технологической цепи и выдача тысячных и миллионных тонн металлов. Все это описывают сотни статей и книг. Но сегодня «Заполярная правда» расскажет о том, что происходило 80 лет назад, в том самом 1935 году.

Не пропустите! 
Сегодня в Норильске в рамках празднования Дня города и юбилея компании «Норильский никель» состоится фестиваль–вечеринка «ДелайПарк». Гостей ждут на площади перед СРК «Арена».

Быть молодым 
В гостях у «Мальчишек Севера» побывали участники Норильской лиги страйкбола и сотрудники полиции.

Газета для детей, а также их родителей 
Здравствуйте, дорогие читатели! Поздравляем вас с днем рождения нашего города и 80–летием Норильского комбината. В честь этого события в редакции «Заполярной правды» 17 июля в 16 часов откроется выставка работ участников нашего семейного конкурса «Любимый город, родной комбинат». Сегодня мы назовем победителей и, как обещали, продолжим представлять лучшие творения. Желаем всем счастливых праздничных дней! Надеемся, вы поделитесь своими самыми яркими впечатлениями от праздника, который продлится в Большом Норильске три дня и обещает множество сюрпризов для детей и взрослых! Ваша Заполярочка

Реклама на сайте
GISMETEO: Погода г.Норильск Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
663300, Норильск, ул. Богдана Хмельницкого, 18, [Все телефоны и электронные адреса редакций]
Сайт зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ24-00965 от 25.01.2016 г. Учредитель: МАУ "Информационный центр "Норильские новости".
Главный редактор сайта Алла Шуняева. При использовании материалов сайта гиперссылка на gazetazp.ru обязательна.
наверх