Фото новости:

День Города


[Индекс номера 130 (11.08.2017)]

 Норильские ценности 
От МАКа до МАЗа

В конце июля Норильск получил очередную партию автобусов МАЗ в рамках программы обновления пассажирского парка, рассчитанной до 2020 года. Сейчас в гаражах НПОПАТ насчитывается больше 100 единиц новой техники, сделанной для Норильска и по рекомендациям норильчан.
Первые шаги
Прежде чем прийти к современным и просторным автобусам, на которых горожане могут ездить с комфортом практически в любую погоду и в любую точку НПР, пассажирское автотранспортное предприятие Большого Норильска преодолело долгий и тернистый путь. Однако, как показала история, специалисты, занимающиеся пассажирскими перевозками в Заполярье, всегда были не только оптимистами, но и настоящими мастерами своего дела, людьми в высшей степени ответственными.
Считается, что автобусные перевозки в Норильске начались с двух американских автобусов МАК. Они пришли сюда по ленд–лизу в 1943 году и стали для Норильска настоящей диковинкой. Тогда и Норильску–то трудно было дать однозначное определение: то ли это поселок, то ли город, то ли вообще — зона. Так что вопросом, что делать с современными американскими автобусами в такой глуши, наверняка мучился не один пытливый ум. Бытует история о том, как бульдозеры той же западной фирмы поставили на Колыму. И работавшие на горном производстве зеки тут же съели бочку идущего в комплекте капиталистического солидола, приняв его за животный жир и даже сочтя его вкусным... Однако норильским «американцам» сразу же нашли правильное и достойное применение.
Норильск. 1940-е годы
Вместе с ростом комбината и самого поселка в Норильске стало прирастать и вольнонаемное население, возникла насущная потребность в цивилизованно организованных пассажирских перевозках. Шаг за шагом доставка рабочих и служащих на предприятия приобретала системный характер, трудящиеся пользовались как имеющимися автобусами ЗиС, МАК, так и грузовыми автомашинами, приспособленными к перевозке людей.
В 1953 году проблема резко обостряется. Оно и понятно: амнистия в связи со смертью Сталина, увеличение числа рабочих и служащих, пожелавших остаться в Норильске, бурные темпы строительства и производства. Центральная автотранспортная контора, в состав которой входит и автобусный гараж, располагавшийся на площадке медного завода, уже не справляется с пассажиропотоком. Вопрос находится «на карандаше» у директоров комбината — вначале Зверева, а затем и Логинова. Для скорейшего решения проблемы с предприятий комбината в ЦАТК командируют сначала ремонтников, а затем и водителей.
Уже через год — 17 мая 1954 года — специальным постановлением Совета министров СССР из ЦАТК выделяется самостоятельная пассажирская автотранспортная контора с труднопроизносимым названием «Крайавтошосдор». А еще через два месяца — 14 июля 1954 года — выходит приказ о создании Норильской пассажирской автотранспортной колонны (ПАТК) и назначении ее первого начальника Иосифа Сафронца. Эту дату и принято считать официальной точкой отсчета истории НПОПАТ.
Первый директор НПОПАТ Иосиф Феофанович Сафронц родился в 1911 году на Украине. В 1930 году окончил два курса автомобильного техникума. В 1939 году по специальному разрешению А. П. Завенягина работал с колонной автомашин, доставлявшей грузы из Игарки в Дудинку по льду Енисея. С 1954 года возглавил НПАТК и руководил предприятием до 1961 года, после чего еще длительное время работал заместителем начальника «Крайавтотранса». Был награжден медалями «За доблестный труд» и «За трудовую доблесть». Иосиф Феофанович скончался в Красноярске в возрасте 87 лет. За время его руководства ПАТК прирос автобусным гаражом и авторемонтными мастерскими, расположенными на центральной площадке. Были освоены новые автобусы ЗиС, введены и широко применялись таксомоторные перевозки.
Становление
Периодом становления ПАТК принято считать промежуток от открытия до начала разработки талнахского рудного узла и строительства самого Талнаха. Тогда автобусные маршруты зачастую пролегали прямо по территории заводов: например, автобусы № 5 и № 6 от Октябрьской площади двигались навстречу друг другу сквозь галерею плавильного цеха никелевого завода. Они ходили через поселки Восточный и Кирпичный, 25–й завод (хлорно–кобальтовый цех), кирпичный и цементный заводы, ТЭЦ. Самыми дальними остановками были поселок Медвежий и Валек. От поселка Западный автобусы шли только до подъемника рудника «Заполярный».
Масштабные стройки дали новый толчок развитию ПАТК. С приходом на правобережье Норилки строителей потребовалась реорганизация системы пассажирских перевозок. Моста через реку еще не было, и автобусы по понтонному мосту летом и по наледи зимой, высадив пассажиров, переправлялись на другой берег. Со сдачей в эксплуатацию моста и рудника «Маяк» перевозки стали регулярными. Помимо строителей через Норилку необходимо было перевозить смены горняков, а затем и обретших собственный дом талнахцев.
В 1972 году в Норильск поступают первые пять автобусов ЛиАЗ–677, которые эксплуатировались более 32 лет. В 1973 году в НПОПАТ пришли автобусы ЛАЗ– 695М, которые использовались для заказных поездок в Талнах и до сравнительно недавнего времени — по маршруту на рудник «Медвежий ручей». С приходом новой техники в 1974 году каждая пятая машина отдается молодежи, создаются комсомольско– молодежные экипажи.
«Надеждинские» ЛиАЗы. 1970-е годы
Автобусный парк стремительно расширяется, из–за нехватки крытых площадей почти половину автобусов приходится оставлять между сменами на улице с работающими двигателями. Пока строятся гаражи, транспортникам своими силами приходится придумывать способы электропрогрева. Конечно, надежность трансмиссии машин, отстоявших ночь на морозе, оставляла желать лучшего. Да и водителю садиться с утра в промороженную кабину было не в радость. При этом ПАТК в конце концов отбирает пальму первенства на талнахском направлении у железнодорожников — в 1976 году с него за неимением пассажиров снимают электричку.
На рубеже 1980–х начинается строительство Надеждинского металлургического завода. Старые автобусы ЗИЛ–158 и небольшой парк ПАЗиков уже не в состоянии обеспечить стабильным пассажирским сообщением все переделы Большого Норильска. 12 автобусов ЛиАЗ–677 с логотипом «Надежда» были доставлены в Норильск самолетами.
Со временем к норильскому пассажирскому предприятию присоединяется дудинское отделение — там в эксплуатацию сдается здание автобусного гаража. А в 1989 году в результате перемен в «Красноярскавтотрансе» к нему добавилось игарское грузопассажирское АТП. Впрочем, уже концу 1991 года Норильский комбинат остался единственной структурой, способной сохранить на территории пассажирские перевозки и само транспортное объединение. И с 1 января 1992 года НПОПАТ становится подразделением НГМК, а Игарка и Дудинка снова становятся самостоятельными.
Надежный механизм
Последовавшее за этим периодом десятилетие специалисты НПОПАТ считают самым спокойным в истории предприятия. Там четко определились с необходимыми объемами перевозок, постепенно вытеснили железнодорожников на кайерканском и алыкельском направлениях. В это время были освоены дизельные автобусы ЛиАЗ–5256 и МАЗ 103–075 арктического исполнения. Все эти годы последовательно проводился курс на повышение качества услуг, предоставляемых объединением, реконструкцию основных фондов, повышение их промышленной и экологической безопасности, рост уровня заработной платы работников НПОПАТ.
Несмотря на все исторические, производственные и жизненные коллизии, объединению удалось не только сохранить свой технический потенциал, но и приумножить его, приняв на вооружение современную технику — автобусы МАЗ, которые в большинстве своем имеют европейское происхождение и требуют очень аккуратного обращения. В умелых руках норильских водителей автобусы в очередной раз подтвердили репутацию машин, способных и в условиях Заполярья достигать рекордных показателей, значительно превышающих миллион километров пробега. А их надежность вкупе с правильной эксплуатацией являются гарантией безопасности перевозок для всех норильчан.

Денис Кожевников
Фото автора и из архива НПОПАТ
www.facebook.com/Газета-Заполярная-правда

Комментарии

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим логином.







Пользователям
Вход
email
Пароль
регистрация нового пользователя
Статьи текущего номера:
 
В редакции «Заполярной правды» прошла жеребьёвка по распределению печатной площади для агитации за кандидатов в депутаты городского Совета.

Чем занята власть 
На заключительной для депутатов нынешнего созыва горсовета комиссии по городскому хозяйству обсуждался ряд изменений в действующие муниципальные программы, а также подводились итоги четырехлетней работы комиссии.

Норильские ценности 
В конце июля Норильск получил очередную партию автобусов МАЗ в рамках программы обновления пассажирского парка, рассчитанной до 2020 года. Сейчас в гаражах НПОПАТ насчитывается больше 100 единиц новой техники, сделанной для Норильска и по рекомендациям норильчан.

Главная страница 
В Москве зажгли огонь Универсиады–2019.

Главная страница 
В Заполярном филиале «Норникеля» подвели итоги производственной деятельности за июль и определили планы на текущий месяц.

Навигация 
Очередная баржа с углем готова к отправке из Дудинки в низовья Енисея в рамках северного завоза — 2017.

Мысли вслух 
42 года назад в районе озера Лама был произведен один из 715 (!) ядерных взрывов в мирных целях на территории СССР. Время для них пришло сразу после подписания в августе 1963 года договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах.

Новости:
 11 августа 2017 
15:00 Сотрудники ГИБДД задержали в Норильске злостного неплательщика штрафов при попытке скрыться.
14:50 Юные норильчане отличились на VIII летней спартакиаде учащихся России 2017 года.
14:44 Норильские госавтоинспекторы выясняют обстоятельства ДТП.
13:56 Репертуар выберут зрители. Большую праздничную программу «День&Ночь кино – 2017» ко Дню российского кино готовит для жителей Норильска кинокомплекс «Родина».
13:40 Норильские специалисты вместе с общественниками Дудинки провели рейд по торговым точкам и учреждениям сферы услуг заполярной столицы.
13:08 Минэкономразвития предлагает снимать процесс техосмотра на видео.
12:42 Норильчане продолжают болеть за участников красноярской арктической экспедиции экологической организации «Природа Сибири». Двое смельчаков не могут вырваться из плена речки Проклятая в акватории Карского моря.
12:28 Холдинг «Вертолеты России» поставил первые три специальных вертолета Ми-8АМТ для санитарной авиации Сибири и Дальнего Востока.
10:38 Контрольный матч с петербургским «Политехом» закончился для МФК «Норильский никель» поражением.
10:38 Интерактивная инсталляция на основе образцов горной породы, полученных при геологоразведке компанией «Норникель», станет одной из площадок поэтического фестиваля России в Мурманской области.
[все новости]
Реклама на сайте
GISMETEO: Погода г.Норильск Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
663300, Норильск, ул. Богдана Хмельницкого, 18, [Все телефоны и электронные адреса редакций]
Сайт зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-42422 от 21.10.2010 г. Учредитель: МАУ "Информационный центр "Норильские новости".
Главный редактор сайта Алла Шуняева. При использовании материалов сайта гиперссылка на gazetazp.ru обязательна.
наверх