МАУ ИЦ «Норильские новости»

Дежурный по причалу

Дежурный по причалу

Дежурный по причалу

У кораблей, как и у людей, разные судьбы. Где–то в тропиках катает туристов белоснежный красавец–лайнер, дерзко идут сквозь полярные льды отважные ледоколы... А есть суда–работяги, маленькие герои повседневного труда. Именно о таком корабле и пойдет сегодня речь.
Дежурный по причалу

В морском порту Дудинки всю зиму работает тезка столицы Таймыра, ледокол «Дудинка» — старейшее судно флота «Норникеля». Построен он был в Финляндии еще в 1970 году. При рождении получил имя Apu — это традиционное финское название, которое переводится как «помощь». В 2006 году судно приобрел «Норникель», и с тех пор его основная задача — ледокольные портовые работы. Сюда входит, например, подготовка причальной линии перед постановкой швартующихся судов и освобождение кораблей ото льда при их отходе от причала.

Сегодня флот «Норникеля» — это семь судов. В их числе пять дизель–электроходов: крановые контейнеровозы «Талнах», «Надежда» и «Норильский никель», бескрановые суда «Мончегорск» и «Заполярный», а также арктический танкер «Енисей» и ледокол «Дудинка». На них возложена очень важная функция — перевозка генеральных грузов компании, а также промышленных и продовольственных товаров для Большого Норильска.

«Дудинка» на всю долгую зимнюю навигацию становится основной «рабочей лошадкой» в порту. В этом сезоне ледокол прибыл на Таймыр 14 декабря и пробудет здесь до мая–июня, пока не начнется весенний паводок. Его капитан Олег Малик отмечает, что судно оснащено сразу четырьмя винтами — двумя кормовыми и двумя носовыми. Это придает ему повышенную маневренность, а также хорошую проходимость для своего класса.

Капитан Олег Малик всю жизнь ходит в арктических морях, в тропики его даже не тянет
Капитан Олег Малик всю жизнь ходит в арктических морях, в тропики его даже не тянет

«Дудинке» вполне по силам преодолевать полутораметровые льды, но при этом имеется в виду пресный лед Енисея. Морские торосы ей разбивать уже сложновато, поэтому от Мурманска до Таймыра «Дудинку» сопровождал дизель–электроход «Мончегорск».

По сравнению со своими «коллегами», «Дудинка» не так велика и мощна: у нее чуть больше 12 тысяч лошадиных сил, а у того же «Мончегорска» вдвое больше — 24,5 тысячи л. с. Уступает она «старшим братьям» в оснащенности и размерах помещений, зато добирает в комфорте, в каком–то домашнем уюте, чему способствует, например, натуральная деревянная обшивка переборок.

Антон Тулупов, второй помощник капитана, который работает на «Дудинке» со дня ее перехода под российский флаг, говорит, что, несмотря на почтенный возраст, судно и сегодня пребывает в хорошем состоянии. Хотя его проектировали для других широт — для работы на Балтике, но и в Арктике оно свои задачи прекрасно выполняет. Кстати, финны эксплуатировали ледокол весьма аккуратно, и особого ремонта при передаче судно не требовало, его пришлось лишь дооснастить — так, на него поставили отечественную систему навигации «Глонасс».

Экипаж «Дудинки» — 25 человек, все — мужчины, преимущественно мурманчане. Правда, в сменном экипаже работает одна–единственная женщина — буфетчица. Дурная примета насчет «женщины на корабле» давно устарела, считают моряки. Наоборот, в компании представительниц прекрасной половины человечества психологический климат заметно улучшается. Выходят из оборота и приметы, касающиеся несчастливых для начала путешествия дней — понедельников и числа 13. Вот и «Дудинка» на этот раз выходила из Мурманска именно в понедельник.

Машинное отделение – это самое светлое помещение на судне
Машинное отделение – это самое светлое помещение на судне

А вот морская терминология по–прежнему в силе. На судне нет пола, потолка, стен и окон, есть палуба, подволок, переборки и иллюминаторы, а еще каюты, кубрики и помещения, но никак не комнаты. Капитан — по–прежнему «мастер», а стармех — «дед», рассказывает вахтенный механик Павел Брушко. Машинная команда на «Дудинке» довольно большая — 14 человек, на вахту заступают впятером. В отличие от современных кораблей, где двигатели запускаются по клику компьютерной мышки, здесь много приходится «делать руками» и «ходить ногами».

О солидном возрасте и иностранном месте рождения «Дудинки» в машинном отделении напоминают оставшиеся от былых времен таблички и шильдики на финском языке. Говорят, поработаешь тут и начнешь немного понимать скандинавские термины.

На «Дудинке», хотя она и не покидает акваторию порта, время установлено не местное, а московское, как на всех судах Мурманского транспортного филиала «Норникеля». Зато Новый год тут встречали по норильскому времени. Встречали тихо, безалкогольно, потому что, даже пришвартовавшись, маленький ледокол «Дудинка» остается на трудовом посту — дежурным по причалу.

11 января 2019г. в 16:45
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.