МАУ ИЦ «Норильские новости»

Музыка над башнями

Музыка над башнями

Музыка над башнями

BrassBanda вернулась с летних гастролей домой. Ансамбль приступил к репетициям, но музыкантов ещё переполняют впечатления: до сих пор в истории Норильска ни один наш коллектив не выступал на Красной площади.
Звёздный час BrassBanda

Только вперёд

Все они — и ребята, и их руководитель Алексей Пупик — невероятно позитивные, энергичные, воодушевлённые. Уже сейчас Алексей строит планы, а дети с обожанием смотрят на своего педагога, потому что всё, что он придумывает, — всегда ярко, интересно, с лёгкой ноткой авантюризма, и воплощать его идеи в жизнь — одно удовольствие.

– Победы и достижения — это лишь верхушка айсберга. Самое главное — всё, что за этим стоит. Оставшаяся, невидимая часть — вклад в общее дело большой команды, — сказала, поздравляя коллектив с успешными гастролями, начальник управления по делам культуры и искусства администрации Норильска Ирина Субочева. — В Кайерканской детской школе искусств, где обосновался ансамбль, созданы прекрасные условия для развития, и я хочу выразить благодарность её директору Равилю Камаеву. Он не просто администратор, руководитель, его как опытного педагога можно назвать духовным наставником коллектива. А поддержка администрации города и «Норникеля» позволила воплотить в жизнь многие начинания BrassBanda.

Педагог образцового художественного коллектива сумел выстроить работу с детьми таким образом, что железная дисциплина здесь сочетается с творческим началом. Умение слушать и слышать, сплочённость, ответственность, взаимовыручка делают группу ребят единым целым. И им есть у кого учиться: самоотдача в любимом деле, желание двигаться вперёд — всё это ребята видят у своего руководителя Алексея Пупика. Мне хочется пожелать ему дальнейших свершений.

Отдельные добрые слова Ирина Субочева адресовала педагогам: Владимиру Гузий, Евгению Кудряшову, Вениамину Бархатову, Андрею Степаненко, отметив их слаженную работу и высокие результаты.

В поездках рождается настоящая команда
В поездках рождается настоящая команда

Летние этюды

Собравшись на первую репетицию в классе КДШИ, юные музыканты вспоминают прошедшее лето, говорят то все вместе, то по очереди. О том, как перед выступлением на фестивале «Спасская башня» репетировали в тихом московском дворике, том самом, на Большом Каретном, где жил когда–то Высоцкий, а люди собирались вокруг них и аплодировали. О том, как ехали на концерт в метро — в костюмах и с инструментами, а на эскалаторе развлекали москвичей звуками тромбона: «Тум–тум–ту–тум–тум...». Алексей Пупик в свойственной ему манере излагает подробности эмоционально, в лицах изображает музыкантов и зрителей, напевает мелодию, которую довелось играть. Повествует о том, как разительно отличаются российские оркестры от команд других стран — и по манере исполнения, и по репертуару...

Летнее путешествие ансамбля началось 21 июня с поездки в «Артек». Редким коллективам выпадает такая удача, и только об этом можно написать отдельный рассказ. В Крыму не только репетировали, выступали и отдыхали: там проходили мастер–классы и интересные встречи — в середине лета лагерь принимал Международный детский кинофестиваль «Алые паруса «Артека», и ребятам посчастливилось пообщаться с известными актёрами — Александром Домогаровым и Василием Лановым. Правда, впечатления от приключений на берегу Чёрного моря немного затмили последующие разъезды.

В начале июля ансамбль направился в Москву, а оттуда 27 ребят и пятеро педагогов разъехались кто куда — до «Спасской башни» оставалось больше месяца. У BrassBanda начались настоящие каникулы. Инструменты оставили в Подмосковье у хорошего друга музыкантов Андрея Балина. А 21 августа все вернулись в столицу — на Фестиваль военных оркестров, где представляли программу детского оркестра в разделе «Спасская башня — детям».

Ещё зимой, будучи в подмосковном лагере «Чайковский», Алексей Пупик встретился с учредителями фестиваля, коллектив прослушали и рекомендовали отправить видеозапись выступлений на конкурсный отбор. Его ансамбль прошёл и получил приглашение в ряды оркестрантов.

– По плану мы должны были выступить один раз, но наша игра так понравилась организаторам, что нас попросили сыграть и 23, и 24 августа, — делится Алексей Пупик. — Репетиции проходили везде где только можно. Я переживал, боялся, что за полтора месяца перерыва дети всё забыли, но — нет! В первый же вечер разминались во дворе хостела, где жили, на баскетбольной площадке. И потом занимались постоянно.

Где только им не довелось выступать: и в цеху...
Где только им не довелось выступать: и в цеху...

До своего главного выхода BrassBanda успела побывать на генеральном прогоне взрослых оркестров.

– С большим количеством людей, когда в коллективе не 30, а 130 человек, можно делать совсем другие номера, — восторженно рассказывает руководитель. — У нас ведь в ходу традиционные инструменты, которые выдают определённый звук. А там, у ирландцев, например, в оркестре волынки с барабанами — уже другое звучание. Южная Корея — что они творили! Япония с барабанами — у тех свой колорит. Я был поражён. В России одна музыка, свои наработки. А у других наций совсем другая подача тех же произведений — и музыка, и стиль, и костюмы. Турецкий оркестр сопровождал оперный исполнитель–вокалист, что для русского уха звучит весьма непривычно. Японцы позабавили, спев «Калинку»... Меня поразило, что в композициях в качестве инструментов порой использовались абсолютно неожиданные вещи, например, пушки времен Петра I, которые в нужный момент поочерёдно стреляли в такт музыке. Как это всё настроили — не знаю, но было очень круто.

– Мы смотрели выступление взрослых оркестров, обратили внимание на то, какая там царит дисциплина. Когда это подмечаешь, берёшь с мастеров пример и сам стремишься к такому же уровню, — добавляет участница ансамбля Полина Хазова, десятиклассница из 32–й школы.

Отдельным успехом Алексей Пупик считает то, что в День государственного флага, на который выпало их фестивальное выступление, ансамбль в прямом эфире показали по «Первому каналу».

– Мы приехали на Красную площадь, и тут мне звонят и говорят, что сейчас приедет съёмочная группа федерального канала. Для телевидения мы играли на Манежной площади, и, если бы вовремя не управились, наш выход могли передвинуть — это было согласовано. Но мы всё успели: интервал между съёмкой и выступлением был минут 20, и мы аккурат в него уложились, — рассказывает Алексей Пупик.

Вначале телевизионщики договаривались об исполнении двухминутной композиции и об одном включении в эфир. Норильчане предложили вещь на 2 минуты 40 секунд. В итоге москвичи настолько увлеклись, что вместо одного сделали три включения. Ведущие тоже были в восторге.

Помимо участия в фестивале для музыкантов провели экскурсию в Институт военных дирижёров. Она продолжалась около двух часов: экскурсанты прослушали квинтет саксофонов и поучаствовали в мастер–классе. Также BrassBanda удалось дважды выступить на разных площадках Москвы.

– Людей мы собирали моментально: только начинали играть, как тут же собиралась толпа, — с азартом вспоминают ребята.

 ...и на лучших подмостках
...и на лучших подмостках

За кулисами

На вопрос, когда коллектив успевает разбирать новые вещи, репетировать, работать над техникой, руководитель отвечает, что всё построено на строгой дисциплине: в течение учебного года не может быть актировок и прогулов. Метель — не метель, а в школу искусств надо идти в любом случае.

Как ни странно, совсем немногие ребята занимаются в ансамбле по много лет: на «Спасской башне» выступало немало первогодок.

– Тут всё просто: если ты хочешь играть, выступать, солировать, надо работать, — в этом Алексей Пупик категоричен. — Раньше я долго учил ребёнка, потом решал, когда можно попробовать выйти на сцену. Сейчас я делаю не так. Например, Валя Потехина пришла к нам в прошлом году, я видел, что играет она ещё не очень, но уже поставил её в дефиле в четвёртую линию, чтобы она заучивала движения. И к моменту, когда она освоила хореографию, уже и партии стали удаваться. Вначале новичкам даются партии попроще, потом задача усложняется. Сейчас у нас собрался, можно сказать, золотой состав, и с ним можно многое сделать.

Хореографией номеров занимается только руководитель ансамбля, другим хореографам сложно подстроиться под особенности оркестра и возможности человека с саксофоном или тромбоном в руках. Но в этом году Алексей хочет попробовать поработать с педагогами–хореографами, сделать несколько танцевальных номеров. В планах — полное обновление программы. BrassBanda ещё не раз удивит своих слушателей.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.