МАУ ИЦ «Норильские новости»

Долгая поездка

Долгая поездка

Долгая поездка

В проект «Время местное» мы приглашаем норильчан, чьи истории неразрывно связаны с нашим городом. Наш сегодняшний гость — Владимир Юдаков, начальник талнахской автоколонны НПОПАТ.
Дорога на правобережье Норилки

– Мои родители приехали в Норильск в 1961 году из Кемеровской области. Поселились в доме на Октябрьской площади, где был магазин «Москва» — Ленинский пр., 2. Мама устроилась воспитателем в детский сад, папа — буровым мастером в геологоразведку. До работы — на правобережье Норилки — отцу добираться было непросто: до реки доезжали на автобусе, переплывали её на лодках, а дальше шли пешком. В 1963 году, когда я родился, мы переехали в посёлок Геологов 1. Мама перевелась из норильского детсада в поселковый. Пожить нам пришлось в разных домах: и в бараке, но с отдельным входом с улицы в каждую квартиру, и в двухэтажном деревянном доме.

Владимир Юдаков
Владимир Юдаков

Мне нравилось ходить в детский сад: кирпичное здание, хоть и было одноэтажным, казалось большим и внушительным — с бассейном и зимним садом. Представляете, за окном стужа, а мы плещемся. Фотография этого бассейна даже была напечатана в журнале «Здоровье» за 1969 год. Кстати, здание детсада и сейчас стоит. Были в посёлке и клуб, и спортзал, и каток, который летом становился футбольным полем, отличные магазин и столовая.

Одно из самых ярких впечатлений школьной жизни — поездки на автобусе, который звали «зилок», от посёлка Геологов до школы в Талнахе и обратно. Так совпало, что и номер школы, и номер автобуса был 25 2. Школьников в салоне было — не протолкнуться. Большая удача — успеть сесть на переднее сиденье, чтобы и в лобовое окно смотреть, и за работой водителя наблюдать. Именно тогда у меня проснулся интерес к машинам. Например, уже первоклассником я знал, что в автобусе есть гидромеханическая передача, и водитель её переключает.

Впервые за руль я сел лет в 14: в отпуске, в алтайской деревне. Первые права — категории С, на грузовые автомобили, — получил в 17 лет, отучившись в УПК. Он находился в Старом городе, в районе нынешней ЦАТК, мы ездили туда два года по средам. А воспользоваться правами я смог только по достижении совершеннолетия.

Автовокзал Талнаха
Автовокзал Талнаха

После окончания школы, в 1981 году, поступил в Красноярский политехнический институт на факультет транспорта. Жил в общежитии, мечтал вернуться домой и работать в Норильском автотранспортном предприятии 3. Я специально выбрал такую тему диплома, чтобы преддипломную практику можно было пройти в Норильске. Директор автотранспортного предприятия Николай Васильевич Андрухов 4 меня поддержал. Тогда только начали внедрять первые компьютеры, в НПОПАТ их ещё не было, и я в дипломе — «Автоматизированные системы управления хозяйством НПОПАТ» — описал, как это может выглядеть. Полгода каждый день я ходил к транспортникам как на работу, стал своим и предвкушал начало настоящей трудовой деятельности. Но защитив диплом, получил распределение в... Ачинск. И пошёл я на приём к заместителю начальника «Красноярскавтотранс», которому тогда подчинялся НПОПАТ. На удивление легко я до него добрался, и он, выслушав меня, решил помочь. Как сейчас помню этот судьбоносный разговор по телефону. Красноярский начальник позвонил начальнику отдела кадров НПОПАТ Александру Александровичу Полюшкину (который, кстати, занимал эту должность с момента основания предприятия) и сказал: «Тут боец Юдаков к вам очень просится. Возьмёшь?». На том конце телефонного провода ответили, мол, с радостью. Я тут же получил открепительный лист, через несколько дней уже был в Норильске и вышел на работу инженером отдела оплаты труда.

Вот так с 1986 года и по сей день я тружусь в НПОПАТ и счастлив, что всё так сложилось. Интересно, что с 1987 года я работаю именно в талнахской автоколонне — начинал замом начальника, вскоре стал и руководителем. А здание нашей автоколонны как раз находится в районе бывшего посёлка Геологов. Часто вспоминаю счастливые детство и юность, проведённые здесь, — как, например, поднимались на гору Отдельную, шли по плато и спускались у Красных Камней.

Бассейн в детском саду посёлка Геологов. 1970 год
Бассейн в детском саду посёлка Геологов. 1970 год

Если говорить об автобусах, то самым популярным в Норильске был ЛиАЗ–677 — мой «одногодок». Массово выпускался с 1967 по 1994 год. «Бегали» ЛиАзы в Норильске дольше всех: с 1972 года, когда пришли первые пять штук, и вплоть до 2000–х. Они были очень тёплыми, но после пробега в сто тысяч километров постоянно требовали ремонта. Нынешняя техника намного совершеннее и надёжнее.

Посёлок Геологов. 1962 год<div class='o'></div>
Посёлок Геологов. 1962 год

В деталях

1 В 1963 году, когда я родился, переехали в посёлок Геологов...

Посёлок Геологов находился у подножия горы Отдельной. Сначала был палаточным, потом геологи и буровики сами построили одноэтажные домики. Первая улица — Красивая — появилась в 1962 году, а потом были Весенняя, Солнечная, Геологическая, Северная... К тому времени в посёлке проживали около 400 человек. Активное переселение из посёлка в Талнах началось в конце 1960–х годов. Но и в 1990–х в посёлке под горой продолжали жить люди.

2 И номер школы, и номер автобуса был 25...

25 августа 1964 года на берегу речки Талнашки на улице Красивой появился новый деревянный барак. Это изначально и была талнахская школа. Ей присвоили номер 25. Первый кирпич в строительстве «второй» первой школы Талнаха на улице Лесной (о которой и говорит Юдаков) заложили в 1966 году. Новое здание отстроили в рекордные сроки. Однако из–за сточных вод школа в буквальном смысле быстро стала трещать по швам. При этом она проработала шесть лет, и сначала всех учеников и учителей перевели в одно крыло, а уже затем они переехали в новое здание на улице Пионерской, 4, которое, кстати, тоже треснуло.

3 Мечтал работать в НПОПАТ...

Начало автобусных пассажирских перевозок в Норильске было положено получением двух американских автобусов «МАК» по ленд–лизу в 1943 году. Точкой же отсчёта истории НПОПАТ считается дата выхода приказа о начале исполнения обязанностей начальника Норильской пассажирской автотранспортной колонны Иосифом Феофановичем Сафронцом — 14 июля 1954 года. 2 августа был подписан приказ по комбинату о безвозмездной передаче ПАТК двух гаражей с установленным в них оборудованием 19 автобусов, передаче на арендной основе 22 переоборудованных под перевозку пассажиров грузовиков, штатов рабочих, ИТР и служащих — и предприятие заработало.

Автобусы ЛиАЗ–677<div class='o'></div>
Автобусы ЛиАЗ–677

4 Директор норильского автотранспортного предприятия Николай Васильевич Андрухов...

Заслуженный работник транспорта, награждён орденами «Дружбы народов» и «Знак почёта». Руководил предприятием с 1972 года по 1992–й. 1970–е годы характеризуются резким увеличением спроса на автобусные пассажирские перевозки, вырос и парк. Автотранспортники отобрали пальму первенства в перевозке пассажиров на Талнах у НЖД, и электричку сняли с талнахского направления в 1976 году. Расцвет НПОПАТ пришёлся на 1980–е годы. Например, 12 автобусов ЛиАЗ–677 с логотипом «Надежда» для строителей НМЗ завезли самолётами.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.