МАУ ИЦ «Норильские новости»

Наше место в параше? или Полюбите аниматора!

Наше место в параше? или Полюбите аниматора!

Над Норильском в очередной раз пролетела «Полярная сова». На гламурном закрытии этого фестиваля визуальных искусств были гости, подарки, песни и танцы. Где же было кино?

Во–первых, программу в несколько десятков фильмов смотрели в узком кругу уважаемого жюри в VIP–зале «АРТа». А как фестивалила заинтересованная публика, к которой я и себя отношу? Фестиваль — это же когда можно посмотреть много–много кино — от конкурсного до лучшего ретроспективного. К новым ленточкам вход был закрыт, а вот — ура–ура! — в кинозале «Ретро» впервые устроили киномарафон «Движущиеся картинки». Четыре вечера любой желающий мог совершенно за так посмотреть лучшую отечественную анимацию и запросто пообщаться с её знатоком и руководителем норильской студии анимации «Экран» Александром Жоховым. Я, к счастью, нашла время и открыла для себя искусство Марии Степановой и Елизаветы Скворцовой (автора проекта «Колыбельные мира».) Эти блестящие молодые аниматорши, преподаватели ВГИКа, по дружбе, которая завязалась на других фестивалях, разрешили Александру некоммерческий показ в Норильске. Но публики в зале было чуть... И на следующий день на мастер–класс Жохова, обладателя многих регалий и премий — от городского «Вдохновения» до Гран–при и лауреатства на различных всероссийских и международных фестивалях, бежала уже с любознательной парочкой — мамой и дочкой Карпеевыми, с которыми днём познакомилась на встрече с детским писателем Усачёвым. Это событие в рамках фестиваля «Полярная сова» (Усачёв был несколько дней и членом жюри) собрало в ГЦК полный зал малышни. А вот на встречах с отменной мультипликацией и её толковейшим гидом было ежевечерне до обидного — раз, два и обчёлся.

Жохов начал мастер–класс со знакомых мультиков, на которых выросло немало хороших людей... «Паровозик из Ромашково» помните? Или про пингвина, который до последнего спасал своё ложное продолжение — молчаливое яйцо. А потом по контрасту вдруг возникли неведомые мне коротенькие зарубежные мультики про каких–то «Счастливых древесных друзей», которые легко и противно издевались друг над другом... Я заметила, что семилетняя девочка спряталась под мышку к маме — такого она видеть не могла... Я запомнила слова Жохова о том, что он не видел среди своих друзей злых мультипликаторов: они, конечно, могут устать от нищеты, но всё равно не будут нести разрушающего потенциала... А «злые» забугорные мультики он показал потому, что именно на таких сейчас воспитывается поколение, при котором мы будем старенькими...

Из тех единиц зрителей, которые пришли на мультпросмотры в «Ретро», я разговорилась с молодой мамочкой, под крылышко которой спряталась испугавшаяся зла на экране девочка. Мне было интересно на опыте одной нормальной семьи проследить интерес к «Полярной сове» в городе.

О фестивале Карпеевы услышали впервые в прошлом году, бабушка даже сводила старшую внучку на закрытие в «АРТ». Девочке захотелось делать мультики, но они не знали — где, поэтому стали писать сказки, и ребёнок победил в конкурсе «Дорога в «Завтра». Её отметил сам Усачёв, а в этом году они встретились в ГЦК снова. В этот момент я оказалась рядом и увела продвинутых Карпеевых познакомить с Жоховым. Они остались очень довольны встречей. Дома у них большая коллекция мультипликации, и мама Софья Владимировна чётко следит за тем, что смотрят дети (младшей дочке уже 3 года). Она тоже задала мне вопрос: а где посмотреть программу фестиваля «Полярная сова», ведь на закрытии показывают только кусочки, часто без звука...

Так вот, 27 октября в кинотеатре «Родина» устроили в 10 утра бесплатную программу «Мир анимации — мир детства». Не поленилась в выходной посетить её, ведь хотелось посмотреть сборник лучших любительских мультфильмов за пятилетку «Совы». А где ещё? Даже большого киномана и старожила Вячеслава Николаевича Ханжина позвала. Но в зале, извините, мучились несколько десятков подростков. Слово «параша» было из самых «ласковых». Так дети оценивали сделанное их сверстниками и отмеченное фестивальным жюри. Добрые, умные, оригинальные мультики не вызывали у них интереса. Особенно возмущались они на заставке казанской студии (прям детский национализм какой–то), а на звуках северной песни на непонятном им языке коренного народа Таймыра, на земле которого они живут, орали: «Давай на русском!»... Когда вспыхнул свет, я поняла, что самым недовольным «нерусскостью» в первом ряду был как раз мальчик неславянского происхождения... Я спросила у этих ребят, что они делали в кинозале? Оказывается, фильмы им не понравились, а здесь они вместо уроков в своей 23–й школе. Про «Сову» эти зрители толком ничего не знали, а нравятся им мультики типа «Подводной братвы...» и всякие ужастики...

Когда дети разбежались, из аппаратной вышел уставший Жохов, который, помимо всех своих забот по фестивалю, ещё до утра монтировал программу, которую ребятишки нарекли «парашей»...

Скоро студия анимации переедет из «Ретро», где начнётся ремонт, в помещение Норильской художественной школы. Жохов с ребятами сейчас трудится над созданием анимационного «Данко». Правда, для руководителя студии до сих пор нет ставки, и занимается он с детьми из интерната и своими взрослыми учениками из любви к... Искусству, Человеку, Правде, Родине... Он, прошедший Афган, чётко знает, где проходит граница между добром и злом. Мне очень хочется, чтобы там, где снова, быть может, будет пролетать «Полярная сова», об этом хорошо задумались. И были бы не только фейерверк и помпа, но и что–то более серьёзное в организации программы, позволяющее многим в городе прозреть и поработать умом и сердцем. И мне очень не хочется, чтобы несчастные дети, которых не научили думать и чувствовать, превратили мою страну в парашу... Ради этого я всё это и написала.

С уважением, Ирина ДАНИЛЕНКО.

На фото автора Александр Жохов.

2 ноября 2007г. в 15:45
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.