МАУ ИЦ «Норильские новости»

Школа непослушания

Школа непослушания

Любую детскую проблему можно решить, если подойти к ней творчески и нестандартно. Например, заняться с ребёнком рисованием. Для этого необходим минимум средств и усилий. Только не зацикливайтесь на том, чтобы всё было правильно, — рисуйте, как рисуется, и смотрите, что получается.

Большинство руководителей детских творческих групп советуют родителям: «Старайтесь никогда не спрашивать вашего начинающего художника, что он попытался изобразить». Такие вопросы ставят детей в затруднительное положение. Вместо этого попробуйте поговорить с ребёнком: какие цвета он использует в своей картине и почему, какова толщина отдельных мазков или штрихов. Так вы не только много интересного узнаете о своём малыше, но и сможете «продиагностировать» его общее эмоциональное состояние.

Приведём несколько советов, которые помогут вам избежать долгой и трудоёмкой уборки после импровизированного вернисажа.

  • Рисовальную доску необязательно покупать, её можно сделать самим. Для этого наклейте на кусок картона тонкую глянцевую бумагу, с которой легко удаляются следы от красок и фломастеров.

  • Плёнку из магнитного фотоальбома можно наклеить на листы в книжке–раскраске, и у вас получится многоразовая разукрашка. Для пользования такой книжкой вам понадобятся: специальные фломастеры, которые легко смываются водой, и влажная тряпочка, чтобы стереть следы от фломастеров.

  • Чтобы ребёнок мог рисовать пальцами, необязательно краски покупать в магазине. Для приготовления этих красок отлично подойдут пастеризованное молоко и пищевые красители.

  • Чтобы быстро приготовить домашние краски необходимых цветов, добавьте пищевой краситель в небольшое количество жидкого крахмала. Затем смешайте желток яйца, жидкое средство для мытья посуды, пищевой краситель и крахмал. Получится краска, которой можно рисовать пальцами на скользкой поверхности, например, на стекле, фольге или... противне для выпечки. Капля моющего средства в составе краски позволит легче отстирать одежду, если ребёнок испачкается.

  • Чтобы в процессе рисования не залить и не испачкать всё вокруг, можно баночки с красками и водой установить в специальные прорези в губке для посуды, и тогда пролившиеся капли жидкости сразу впитаются губкой.

    На сегодняшние взрослые вопросы о детях отвечает психолог детского сада №36 «Полянка» Лилия ТЕЗИК.

    Моему сыну шесть лет, он очень любит рисовать. В последнее время я стала замечать, что он изображает одних монстров. Хотя раньше его рисунки были весёлыми и красочными. О чём говорят такие изменения?

    – Если внимательно посмотреть, то можно заметить, что рисунки детей содержат информацию о жизни и переживаниях их авторов. Созданная картина может рассказать о сиюминутных настроениях ребёнка: выплесках злости, обиды, смущения, любви. Для детей типично выражать чувства, мысли и своё состояние в рисунке: страх темноты, беспокойство за здоровье родителей. Что дети чувствуют на самом деле, можно узнать, поговорив с ними и поучаствовав в создании шедевра.

    Довольно часто рисованные страшилки вызваны родительскими рассказами о Бабе–Яге, бабае или чрезмерным увлечением комиксами. Поэтому внимательно следите за тем, что читает и смотрит по телевизору ваш ребёнок. Может оказаться, что он рисует монстров просто так, допустим, под впечатлением от мультфильма. В подобной ситуации можно попробовать украсить рисунок какими–нибудь позитивными деталями — шариками, облачками, а можно и дорисовать картинку с позитивным результатом. Например, злые монстры под действием волшебной краски превратились в добрых чудиков, а ещё в ходе совместного творчества можно сочинить хорошую и добрую историю.

    Если страхи в рисунках ребёнка всё же не отступают и поведение не меняется, кроме того, поведение ребёнка начинает вас настораживать, можно и даже нужно обратиться к специалисту за консультацией. Стоит обратить особое внимание на следующие тревожные признаки:

    – преобладание чёрной и коричневой красок;

    – агрессивность и негативизм самого рисунка;

    – изменение поведения (замкнутость, чрезмерное возбуждение, слезливость, вспышки злобы и агрессии).

    Наличие хотя бы одного из них говорит о необходимости посещения детского психолога.

    Что делать, если двухлетний ребёнок делает всё наоборот?

    – Прежде всего, не впадать в панику. Ваш ребёнок, как и многие дети, переживает кризис периода упрямства. У разных детей он начинается в разное время, но в основном этот период наступает в возрасте от 2–2,5 до 5–5,5 года. Причём девочки начинают упрямиться раньше, чем мальчики, и переживают кризис намного легче. В 2–2,5 года малыш начинает выделять себя как личность из окружающего мира. И именно с этого времени он вполне осознанно говорит «Я», постепенно понимая, что «Я — Коля» — это одно, а мама — это другое, и вполне естественно, что новые возможности толкают малыша на бесконечное количество экспериментов.

    Ребёнок начинает пробовать различные варианты поведения. Понять, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо, что правильно и неправильно, малыш может, только узнав об этом из собственного опыта.

    Конфликты по разным поводам в этот возрастной период неизбежны. Поэтому не стоит требовать всегда и во всём беспрекословного подчинения старшим. Вы же не хотите вырастить безвольного, полностью зависимого от мнения окружающих человека? Если постоянно принижать свои потребности и стремления и поступать так, чтобы быть хорошим для всех, это может привести к развитию неврозов.

    Если же в столкновениях со взрослыми всегда побеждает ребёнок, он может переоценивать себя и свои возможности. Он твёрдо усвоит, что своими настойчивыми требованиями, капризами, криками, плачем он может добиться всего на свете. Малыш привыкает обращать внимание только на свои желания, а в результате из него вы можете вырастить эгоиста.

    Две крайние позиции — потакания и подавления — неприемлемы в общении с ребёнком, а следовательно, истину нужно искать где–то посредине. Это значит, что все разумные требования ребёнка, его попытки к самостоятельности должны быть удовлетворены, а демонстративное своеволие пресечено.

    Больше всего дети в кризисный период упрямства нуждаются в поддержке, понимании и терпении любящих родителей. Не стесняйтесь хвалить ребёнка за его правильное поведение. Правильной реакцией на все «вреднюшки» будет попытка объяснить малышу причину его дурного настроения или неудачи. Но при этом для ребёнка важно иметь разумный набор ограничений, и взрослым следует помнить несколько правил.

  • Запретов должно быть ровно столько, сколько необходимо для того, чтобы у вашего чада оставалась возможность выбора формы поведения. Лучше пусть их будет меньше, но зато такие, которые бы не нарушались ни под каким предлогом.

  • Запреты должны быть согласованы между всеми членами семьи. Родителям нужно выступать единым фронтом, не внося сумятицу в сознание ребёнка.

  • Запреты нужно высказывать доброжелательно, но твёрдо, не позволяя ребёнку использовать шантаж для достижения своих целей. Лучше всего это сделать, переключив внимание ребёнка на что–нибудь другое.

    Время упрямого детства — серьёзное испытание для родителей и детей и для дальнейших отношений, в этот период очень важно наладить контакт с ребёнком.

    Подготовила Наталья ЧЕРКАШИНА.

    2 ноября 2007г. в 16:15
  • Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.