МАУ ИЦ «Норильские новости»

Человек и пароход

Человек и пароход

Человек и пароход

Меньше месяца осталось до первого в этом году выхода в рейс пассажирского теплохода «В.Чкалов», курсирующего по Енисею. Из столицы Красноярского края в столицу Таймыра судно должно отправиться 16 июня. На вопросы «Заполярки» ответил бессменный капитан судна Алексей Бояринцев.

Капитан Алексей Бояринцев гордится своей профессиейТеплоход «В.Чкалов» бороздит Енисей с 1954 годаПодтёсово. Родное село капитанаКазачинские пороги. Самый сложный участок на Енисее

– «Валерий Чкалов» к навигации готов?

– Сразу отмечу, что «Валерий Чкалов» — это теплоход, который ходит по Волге. Наш же, названный так же — в честь советского лётчика–испытателя, значится, как «В.Чкалов».

Сейчас у нас самая горячая пора — через неделю теплоход осмотрит государственный инспектор, который даёт разрешение на эксплуатацию судна. Несмотря на пандемию, судоремонт не прекращался ни на один день, и мы выполнили всё, что требуется. Причём в этом году мы провели реновацию кают третьего класса — теперь койки там не двухъярусные, а располагаются напротив друг друга: так пассажирам будет намного комфортнее. Кстати, такое же новшество введено и на «А. Матросове», который должен открыть пассажирскую навигацию на Енисее 10 июня. Мы же будем ёё закрывать — крайний рейс из Дудинки в Красноярск запланирован на 9 октября.

– Проблем с кадрами нет?

– К счастью, специалистов хватает. Командный состав у нас постоянный, а рядовые — матросы, рулевые мотористы и проводники — меняются. И у нас, и на «Матросове» проходят практику курсанты Красноярского речного училища. Я, кстати, и сам окончил это учебное заведение, а ещё отучился в Новосибирской академии водного транспорта. На теплоход пришёл вторым помощником капитана в 1991 году. Капитаном служу с 2004–го. А мой однофамилец, электромеханик Александр Бояринцев, трудится на «Чкалове» более 40 лет. Всего в штате экипажа 42 человека.

– Пассажиры за эти годы изменились?

– Ещё как! (Смеётся). Выросли пионеры, которых мы возили в лагерь в Атаманово до середины 1990–х, и теперь они поднимаются на борт уже со своими детьми. Некоторых, кстати, даже помним. Много сегодня туристов — как иностранных, так и российских, они путешествуют и группами по 10–15 человек, и поодиночке. Большинство наших гостей — люди дисциплинированные, заинтересованные в том, чтобы как можно больше увидеть и узнать. Им в помощь — радиогид. Сотрудники красноярского турбюро, которые в 1990–е сопровождали туристов, путешествующих на нашем теплоходе, и рассказывали им о каждом населённом пункте по пути, об истории судоходства на Енисее и обо многом другом, по нашей просьбе записали эту информацию на плёнку, и мы её включаем в каждом рейсе. Интересно, что и многие пассажиры из числа местных жителей не знают историю развития Красноярского края, Таймыра, и с удовольствием слушают запись.

– Какие места на Енисее особенно дороги вашему сердцу?

– Село Подтёсово. Я родился и вырос в этом посёлке речников. Мой отец Михаил Григорьевич работал на Подтёсовской базе флота главным энергетиком. Сейчас он уже на пенсии, они вместе с мамой так и живут в посёлке. А я теперь житель Красноярска. Когда прохожу мимо родного села, всегда даю гудок.

– А какие ещё традиции есть на теплоходе?

– Члены экипажа, впервые пересекающие Северный полярный круг (там, где устье реки Курейки), проходят «боевое крещение» — мы обливаем их водой, даём выпить солёную воду и вручаем грамоту. И каждый из нас в своё время подвергался этой процедуре. Также и руководители туристических групп при прохождении границы Заполярья организуют для своих клиентов церемонию награждения.

– Фарватер на Енисее меняется? Волга вот мельчает...

– Есть, конечно, изменения, но не существенные. Уровень воды в реке регулируется — в регионе построено несколько ГЭС, создан большой каскад, поэтому даже в самое засушливое лето габаритные глубины удаётся удержать. Такой проблемы, как на Волге–матушке, когда суда вообще не могут пройти какой–то определённый участок и вынуждены разворачиваться, на Енисее–батюшке нет. Есть, конечно, традиционно сложные участки — Казачинский и Осиновский пороги, где скальный грунт переходит с одного берега на другой, создавая перепады и быстрое течение, но они не особо страшны, и мы умеем их проходить. Кстати, эти участки у пассажиров — самые любимые, потому там очень красиво.

– Чем гордитесь, а что, может, огорчает?

– Горжусь своей профессией. И тем, что я капитан в третьем поколении. Мой дед Григорий Алексеевич Бояринцев был капитаном буксира Норильского комбината в годы Великой Отечественной войны. Стараюсь быть достойным его. А огорчает... Да в принципе нет повода для огорчений. На теплоходе у нас порядок. Работы полно как в межсезонье, когда команда принимает активное участие в ремонте судна, так и в навигацию. Если какие трудности и встречаются, относимся к ним спокойно. И обычно со всем справляемся.

– У пассажирского флота на Енисее есть будущее?

– Однозначно. Пассажирские перевозки никуда не денутся. Красноярье — регион, где много населённых пунктов на реке, и там нет никакого другого транспорта, кроме речного. К тому же на маршрут Красноярск — Дудинка должны прийти два комфортабельных теплохода, которые по заказу правительства Красноярского края и Государственной транспортной лизинговой компанией собираются построить петербургские корабелы. Новые суда планируется спустить на воду в 2024 и 2025 годах. Что станет со старичками «А.Матросовым» и «В.Чкаловым», не могу даже предположить. Пока же с нетерпением ждём начала сезона и пассажиров — новых и постоянных.

    Пассажирский речной трёхпалубный теплоход «В.Чкалов» был построен в 1953 году в Германии. Начинал работать по маршруту Красноярск — Диксон, а потом линию сократили, «обрезав» морскую часть пути.

    За навигацию судно выполняет более 20 рейсов (туда — обратно). Вниз по течению, из Красноярска до Дудинки, теплоход идёт 3 суток и 14 часов, а в обратную сторону — 5 суток и 8 часов.

    «День рождения» теплохода — 30 марта. В этот день в 1954 году на борту судна, сошедшего со стапелей судоверфи, был поднят советский флаг. Вместе с «В.Чкаловым» в эксплуатацию был принят и теплоход «А.Матросов».

    Из Германии оба судна зашли сначала в Ленинград, а затем отправились перегоном на Енисей вокруг Скандинавии — через Балтийское, Северное и Баренцево моря и далее по Северному морскому пути.

    «В.Чкалов» — головное судно проекта 588. С 1953 по 1961 год на судоверфи в Висмаре по заказу СССР и по проекту, разработанному советскими судостроителями, было построено 49 теплоходов этой серии.

    Если летом приехать на северный речной вокзал в Москве, увидишь пару десятков круизных теплоходов, готовящихся к рейсу. Трёх, четырёх, пятипалубные белые гиганты, иные в полтора раза длиннее и в пять раз тяжелее «Чкалова», все они — его «потомки».

22 мая в 11:43
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.