Фото новости:

Патриарх в Норильске

Скоростной интернет в Заполярье: миссия выполнима

Обеспечение связи на Крайнем Севере – нетривиальная техническая задача, особенно если это самый северный из густонаселенных городов планеты. С приходом в Норильск оптоволоконной линии связи многое поменялось – условия тарифов улучшились, скорости стали выше, появилось больше возможностей, но и сложностей по-прежнему хватает. Особая роль в этой ситуации у компании МТС, ведь именно у неё в НПР больше всего абонентов мобильной связи и домашнего интернета. А, значит, львиная доля забот и ответственности по обеспечению связи лежит на ней. О том, как организована работа сети и с какой спецификой сталкивается компания в новых условиях, мы поговорили с директором Красноярского филиала МТС Олегом Низомиддиновым.

Олег Ахмаджонович, как отразился на работе вашей компании приход оптоволокна, каковы итоги года в общих чертах?

Первым делом хочу поздравить норильчан с наступающим Новым годом, поблагодарить всех, кто пользуется нашей связью, а также выразить признательность сотрудникам МТС в Норильске за их самоотверженный труд. Ведь 2017 год для нас, безусловно, стал большим испытанием: весь год мы в усиленном режиме готовились к приходу ВОЛС – строили сети и модернизировали оборудование, чтобы справиться с предстоящей лавино- образной нагрузкой. И действительно, по приходу ВОЛС сеть МТС приняла огромное количество абонентов, а объем потребления интернет-трафика побил все мыслимые рекорды. Просто для иллюстрации: количество сим-карт, активированных в октябре, превысило среднемесячный показатель вдвое. Число абонентов домашнего интернета также достигло исторического максимума. Еще один рекорд – это количество вернувшихся. Более 80% всех, кто за последние 2 года ушел со своим номером к другим операторам, вернулись к нам в течение месяца. Но самое удивительное, мы увидели на сети неожиданно много тех абонентов, кто когда-то купил сим-карту МТС, потом долгое время ей не пользовался и вот заново вставил в своё устройство, начал качать и звонить. А это лучший признак того, что у нас хорошие тарифы и достойное качество сети.

Что оказалось для вас самым неожиданным при переходе на ВОЛС?

Крайне сложно оказалось заранее предсказать суммарную потребность города в трафике. Конечно, был большой ажиотаж, и мы прогнозировали резкий скачок, но вот понять масштаб… Скажем, за первые выходные потребление мобильного интернета увеличилось в 8 раз. Довольно быстро мы «уперлись в потолок» и поняли, что городу нужен канал гораздо большей емкости, чем у нас был в наличии, пришлось в спешном порядке его расширить. Мы стали в своем роде первопроходцами – до нас никто не подключал к скоростному интернету столько активных пользователей разом на такой компактной территории Крайнего Севера. Теперь представьте, каково это «переобуваться» на ходу с учетом климата, особенностей транспортного сообщения и всего остального. Прибавьте сюда вероятность форс-мажоров – кабель хоть и бронированный, это не даёт стопроцентных гарантий его сохранности. Для нас это уравнение с большим количеством неизвестных, которое приходится решать в режиме 24х7 – опыт колоссальный.

Давайте вкратце объясним, как вообще устроена мобильная связь в Норильске?

Как и в любом другом городе, мобильная сеть в Норильске состоит из трёх основных компонентов. Первое – это базовые станции, грубо говоря, антенны, размещенные на вышках и крышах домов, они принимают сигнал сотовых телефонов. Второе – транспортные сети – оптоволоконные и радиорелейные линии связи, они соединяют базовые станции с коммутатором. И, наконец, сам коммутатор или «ядро» сети – огромное помещение с оборудованием, туда стекается и там обрабатывается весь поток данных – голосовые звонки, интернет-трафик. Чтобы городская сеть, вся эта махина, заработала, ее нужно присоединить к материковой сети. Это можно сделать с помощью магистрального кабеля (как это сделано в большинстве регионов) или через спутник – решение традиционное для удаленных или труднодоступных территорий, хоть и очень дорогое по себестоимости. До сентября наша связь в Норильске работала через спутник, а как только компания «Единство» запустила магистральный оптоволоконный кабель (ВОЛС), мы сразу же подключили к нему сеть МТС. Мы начали арендовать оптический канал у "Единства", что позволило нам значительно улучшить условия тарифов и «разогнать» скорость мобильного интернета. Для перестраховки мы продолжаем дополнительно арендовать спутниковый канал. Он резервный и позволяет, в случае форс-мажора, обеспечить наших абонентов как минимум голосовой связью. Однако следует понимать, что сейчас стабильная работа ВОЛС – главное условие стабильного интернета в Норильске. Спутник никогда не обеспечит те же объёмы трафика, что и кабель.

За последнее время аварии на ВОЛС произошли дважды, причем с интервалом в две недели. Что вы предпринимаете в подобных случаях, как справились с этой ситуацией?

У нас в МТС в принципе действуют очень эффективные алгоритмы реагирования на внештатные ситуации на сети, и хочу с гордостью отметить, что команда справляется профессионально. Ребята отрабатывают форс-мажоры так, что в большинстве случаев абоненты даже не замечают, что какой-то из элементов работает некорректно. И все же недавние масштабные аварии на магистральном кабеле «Единства» стали совершенно новым опытом, ни с чем подобным работать раньше не приходилось. По факту аварии на ВОЛС мы как можно скорее переключили наши сети на тот самый резервный спутниковый канал и первым делом восстановили работу голосовой связи. А как только владелец магистрального канала устранил аварию, мы сразу же включили для абонентов мобильный и домашний интернет в полном объеме.

Почему, пока не починили ВОЛС, голосовая связь работала, а с интернетом были перебои?

Это требование безопасности и здравого смысла. «Голос» – приоритетная услуга, ведь это, в том числе, возможность вызвать спасателей или скорую. Поэтому обеспечение стабильной голосовой связи всегда в приоритете у операторов. Что касается мобильного интернета, резервный спутниковый канал не способен справиться с текущей потребностью норильчан в мобильном трафике. Для понимания скажем, проникновение 4G-устройств в Норильске на треть больше, чем в Красноярске, и одно из самых высоких в России. А после перехода на ВОЛС мы видим четырехкратный рост мобильного трафика у наших абонентов. Теперь представьте, что всю эту лавину нужно одномоментно вернуть на спутник. Поддерживать такие объемы потребления на резервном канале невозможно, он сразу же «забивается». Вспомните, какая скорость мобильного интернета была в Норильске еще в сентябре – страницы сайтов загружались по несколько минут. Теперь, когда работает ВОЛС, ситуация изменилась, но обратная сторона медали – кратковременные ограничения на период аварий. И в случае форс-мажоров спутниковый канал проблему кардинально не решит, вне зависимости от того, кто ваш оператор.

И тем не менее, как вы планируете действовать в дальнейшем, если перебои в работе магистрального канала повторятся?

Во-первых, мы продолжаем арендовать резервный спутниковый канал, причем сразу у двух независимых компаний-провайдеров. Во-вторых, работаем над расширением его возможностей увеличением ёмкости и настройкой приоритезации трафика. Речь о том, что если, не дай бог, случается обрыв кабеля, то первым делом нужно обеспечить наиболее жизненно важные функции сети – передачу данных для банкоматов, сигнализаций, всевозможных датчиков и, разумеется, голосовую связь для абонентов. Также у нас в приоритете резервирование канала для градообразующих предприятий, муниципальных объектов, организаций. Следом, если позволяет емкость канала, нужно предоставить людям возможность общаться в мессенджерах. А, скажем, просмотр видео или онлайн-игры будет разумнее ограничить до устранения неполадок.

Будем надеяться, основные невзгоды позади и связь для жителей Таймыра будет становиться только лучше. Расскажите напоследок, какие у МТС планы по развитию сети? Что делается для ускорения интернета на полуострове?

Прежде всего мы планируем расширить емкость арендуемого оптического канала – это дополнительный ресурс увеличения скорости для абонентов МТС. Далее продолжаем активно отстраивать нашу сеть сотовой связи – это десятки новых базовых станций по всему промышленному району, в том числе – новое покрытие на промплощадках. В результате к лету 2018 года количество базовых станций 3G увеличится более чем на 20%, а 4G – на треть. Это значит, что во многих местах, где сейчас не хватать скорости мобильного интернета, ситуация значительно улучшится, а покрытие 4G в Центральном районе, Оганере, Кайркане, Талнахе станет «бесшовным». Буквально на днях мы запустили в Талнахе 10 новых базовых станций 4G диапазона 1800 МГц. Это оборудование с большей площадью покрытия и лучшим проникновением сигнала внутрь зданий по сравнению с диапазоном 2600 МГц, установленным ранее. Кроме того, мы в постоянном режиме улучшаем наши транспортные сети и прямо сейчас модернизируем «голосовое» оборудование – полностью меняем все базовые станции стандарта 2G на более современные и надежные, работы планируем завершить в первой половине наступающего года. Благодаря этому радиус покрытия голосовой связи МТС становится больше, качество – лучше.

В чем основные вызовы для работы МТС в Норильске?

Если речь о мобильном интернете, один из главных – это компактность города. При такой концентрации активных интернет-пользователей нужно в разы больше базовых станций, чем в большинстве других российских городов. К примеру, в Центральном районе у нас по 10-12 базовых станций на квадратный километр, это плотность как в мегаполисах. Помимо внешних факторов и всего остального мы сильно зависим от климата. Ведь технические работы, будь то плановая модернизация или срочный ремонт, приходится выполнять круглый год, а это нелегкий труд. Аварийная бригада МТС дежурит постоянно и готова выехать по звонку в любой момент, независимо от температуры за бортом. Поэтому наши технические специалисты в Норильске – настоящие герои, за что огромное им спасибо.










Пользователям
Вход
email
Пароль
регистрация нового пользователя
Реклама на сайте
GISMETEO: Погода г.Норильск Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
663300, Норильск, ул. Богдана Хмельницкого, 18, [Все телефоны и электронные адреса редакций]
Сайт зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ24-00965 от 25.01.2016 г. Учредитель: МАУ "Информационный центр "Норильские новости".
Главный редактор сайта Алла Шуняева. При использовании материалов сайта гиперссылка на gazetazp.ru обязательна.
наверх