МАУ ИЦ «Норильские новости»

Пишет тебе праправнук Сергей…

Пишет тебе праправнук Сергей…

Пишет тебе праправнук Сергей…

Уже несколько лет в канун Дня Великой Победы младшеклассники 4–й гимназии пишут письма на фронт своим воевавшим предкам и неизвестным солдатам...

Письма ребят 4-й гимназии своим предкам – на фронт...Лариса Нарушевич (первая справа) с учениками и их родителями в Молодёжном центре. Февраль 2020 годаПервоклассник Вячеслав Щелоков у семейного «Окна Победы»Послание прадеду от четвероклассницы Кати Ильиной

Спасибо, что я смог родиться

Вдохновляет ребят классный руководитель Лариса Нарушевич, родные которой тоже были участниками Великой Отечественной войны. Её дед, Дмитрий Петрович Сергеев, служил в танковой дивизии, в боях за освобождение Польши был тяжело ранен. Лариса видела его только на старой фотографии. А второй дед, Яков Петрович Колесниченко, который был великим Самоделкиным, эвакуировался с родным машиностроительным заводом в Челябинск, где продолжал создавать для фронта военную технику. Писем от них не сохранилось, но однажды в детстве Ларису потрясло письмо с фронта, которое ей прочла бабушка подруги во время сбора информации о ветеранах, живших на их улице. Муж той бабушки не вернулся с войны, и она с такой душой прочитала письмо от любимого, что девчонки особенно прочувствовали отношения этих людей. Лариса помнит и рассказ молодого парня, нашедшего на чердаке переписку своих родных, из которой он узнал о богатейшей истории своей семьи, о том, как они поддерживали друг друга в трудное военное время. А благодаря номеру военной части, указанному на письмах, он смог найти в Прибалтике захоронение своего погибшего предка, и с братской могилы, где тот упокоился, привёз горсть земли на погост бабушке.

Учитель начальной школы Лариса Нарушевич, которая стремится воспитать в учениках чувство уважения к своим предкам, любовь к Родине, предложила детям написать письма их воевавшим родным. А ещё её вдохновил рассказ мужа, Евгения Нарушевича, который помогал поисковикам под Великим Новгородом находить останки советских воинов. Среди них могут быть и норильчане, ведь во время войны в Красноярске был сформирован батальон разведчиков–лыжников, вошли в него и около десяти северян. Все они полегли в том кровавом котле под Великим Новгородом. Однажды Евгений показал фотографию фрагмента письма из дома, найденного у неизвестного воина. Лариса задумалась: что бы солдаты Великой Отечественной войны хотели услышать, когда находились в таких нечеловеческих условиях, и предложила ребятам, прежде чем написать письма на фронт, расспросить родных о тех, кто воевал в семье, работал в тылу. Пригласила в класс и товарищей из «Боевого братства», прошедших горячие точки уже в мирное время. Учителю было очень важно, чтобы дети всерьёз задумались о ценности Великой Победы. Ребят научили складывать свои письма на фронт треугольниками, как это было во время войны. Евгений Нарушевич пришёл в военной форме с настоящим вещмешком и заверил школьников, что знает, куда доставить эти письма.

Вот некоторые из них:

«Здравствуй, дорогой прадедушка! Было ли тебе страшно на войне? Спасибо за то, что отвоевал наш народ от врагов. Благодарю, мой родной человек, что я смогла родиться на свет. Твоя правнучка Катя»

«Здравствуй, мой дорогой прапрадедушка! Я твоя правнучка Саша. Хочу понять, если бы я в то время была на войне, сложно ли бы мне было? А ты хотел бы вернуться на землю? Тебе нравится на небесах? Ты бы хотел увидеть нашу семью? Хочу тебе рассказать про мою подругу Аню. Мы с ней лучшие друзья!»

«Привет, прадедушка Сергей. Меня тоже зовут Сергей. Вот бы тебя увидеть! Ты отдал жизнь за Родину, благодарю от всего сердца! Я учусь в 3–м классе. Ты видишь меня из рая? Майков Сергей»

Мы помним

Лариса хранит письма уже двух поколений своих учеников. Надеется подарить эти заветные треугольники ребятам, когда те будут выпускаться из школы. Все письма прочитаны участниками «Боевого братства», часть детских посланий показали и поисковикам в Великом Новгороде. У Ларисы хранятся также письма, написанные детьми Донецка своим защитникам. Она читала их в классе, все ребята плакали. Саша Нуркенова, её ученица, написала, что теперь понимает донецких ребят и не хочет, чтобы её дети в будущем познали войну. Лариса видит, как духовно меняются её ученики, погружаясь в военную эпоху. Чувство сопричастности с историей способно помочь им стать настоящими патриотами.

И ещё Лариса просит детей, когда они едут на лето к своим бабушкам на материк, помогать ухаживать за заброшенными могилами солдат, у которых, возможно, не осталось живых потомков. Одна из семей уже шефствует над такими захоронениями под Белгородом. По совету учителя семьи учеников во время отпуска стараются посещать военные музеи, места боевой славы. Она и сама много ездит, прошлым летом побывала в народном музее под Сестрорецком в Ленинградской области. Учитель и ученики делятся увиденным на уроках. И каждый год в канун 9 Мая надевают военную форму. У Ларисы Нарушевич это лётная форма, ведь она родом из Краматорска, её земляк — известный режиссёр и актёр Леонид Быков, создавший фильм «В бой идут одни «старики». Лариса поделилась, что она чувствует себя членом этой команды, с которой бы, не задумываясь, пошла в бой...

В этом году, когда нельзя было собраться вместе в День Победы, её ребята остались верны и другой традиции — сделали открытки для ветеранов и одиноких пожилых людей. А ещё ролик с поздравлениями, в котором есть и кадры с их участием в марше «Бессмертного полка» прошлых лет. Открытки передали адресатам через сестёр милосердия и фонд «Территория добра». Многие вслед за учителем оформили дома окна в честь праздника, выставив в них портреты своих героев. А накануне на онлайн–уроках они узнали о животных, принимавших участие в войне. Ведь была целая армия верблюдов, перевозивших грузы для армии, помогали бойцам и голуби. Так, один из них доставил сообщение, отбившись от натасканных немцами ястребов, и так спас отряд из окружения...

— В этом году люди более остро ощутили ценность нашей Победы и то, что нам, как никогда, необходимо быть едиными в своей любви к Родине, — говорит Лариса Нарушевич. — А для этого следует воспитывать наших детей, напитывая их знаниями о войне, историями семей, глубокими эмоциями. Сейчас их стараются оберегать, ведь часто кажется, что события тех лет уже в далёком прошлом... Я сама написала бы письмо тому солдату, у которого нашли капсулу с письмом. И я бы спросила: чего они ждут от нас? Не хочется их подвести...

15 мая в 17:38
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.