МАУ ИЦ «Норильские новости»

Цена опыта

Цена опыта

Цена опыта

Введённые недавно послабления эпидрежима позволили возобновить работу ряду предприятий сервиса и непродовольственным магазинам. Часть остаётся закрытой для посетителей — речь в первую очередь о кинотеатрах, кафе и торговых центрах. Какой будет «постпандемическая» торговля, ждать потребителям падения или, напротив, роста цен, попыталась выяснить «Заполярка».

Организационно-распределительный центр в Санкт-ПетербургеВ кафе и ресторанах города пустоТорговые центры закрыты для посетителейВ супермаркетах масочный режим и дистанция в 1,5 метра

У прилавка

Опрошенные нами норильские предприниматели говорят о готовности сдерживать цены, но это актуально для сетевых либо крупных магазинов. Розница цены, скорее всего, поднимет — по некоторым данным это уже случилось, рост стоимости привозных товаров составил, как минимум, 5–6%. Некоторые дистрибьюторы и производители уже объявили об этом, другие планируют поднять планку с 1 июля или 1 августа. Сюда же стоит добавить и торговую наценку.

– С начала режима самоизоляции спрос несколько изменился. Норильчане стали покупать больше круп, увеличился спрос на муку и консервы, овощи, фрукты, молочную продукцию, бытовую химию, в особенности дезинфицирующие средства, — рассказал «Заполярной Правде» руководитель популярной местной торговой сети.

Закупка товара обходится дороже, добавляет он. В основном речь идёт о скоропортящихся продуктах. По остальным группам ситуацию спасает открывшаяся речная навигация, существенно снижающая затраты на доставку, а значит, конечную стоимость товара в супермаркете.

– Если картофель, к примеру, мы закупаем по 5 рублей за килограмм, то с доставкой он выходит по 35. Навигация этот вопрос решает. Плюс каждая сеть ищет возможности идти навстречу покупателям. Вот и у нас открылся организационно–распределительный центр в Санкт–Петербурге, что позволит ещё больше снизить цену на товары, которые мы доставляем из северной столицы, — говорит предприниматель.

Помимо этого, сетевики открыли доставку на дом, а также интернет–магазин, который будет продолжать работать даже после самоизоляции. Насколько это выгодно — сейчас сказать сложно. Наш собеседник считает важным, что люди могут получить необходимые товары без лишних усилий — особенно это актуально для пенсионеров. Нередко заказы поступают с материка, их делают люди, чьи пожилые родители живут в Норильске.

По словам директора другой торговой сети, в закупочной цене сильно прибавила гречневая крупа, бакалея, а также экспортный товар — либо импортный, либо тот, что произведён из зарубежного сырья: кофе, какао, шоколад. На ситуацию заметно влияет курс рубля.

– Тут совпал целый ряд факторов. Ослабление национальной валюты, пандемия — всё это негативно сказалось на стоимости сырья у поставщиков. Но мы уделяем большое внимание вопросам ценообразования в магазинах и не повышаем наценку. К тому же на некоторые группы товаров, в том числе социально значимые, она снижена с 15% до 7%. Например, на хлеб, молоко и так далее. Однако в целом рост цен всё же заметен, — пояснил он.

Стоит отметить, что сегодня магазины должны соблюдать строгие правила ведения торговли. Это, прежде всего, масочный режим, дистанция в полтора метра между покупателями, ношение перчаток или обработка рук антисептиком. Весь персонал одет в соответствии с текущими требованиями, в торговых залах регулярно проводится влажная уборка с применением дезинфицирующих средств. Многое из перечисленного существовало и ранее, но сейчас меры безопасности усилены, говорят представители торговых сетей.

За столом

Между тем кардинально изменилась привычная ситуация для общепита, непродовольственных магазинов и сферы услуг. На днях стало известно, что рестораторы получили от Роспотребнадзора правила работы после отмены режима самоизоляции. Как сообщают «Ведомости», согласно этому документу, рабочий день в кафе и ресторанах должен начинаться со «входного фильтра» для сотрудников: им положено измерять температуру, осведомляться об их самочувствии и здоровье родственников. Работать персонал будет в масках, менять их необходимо раз в три часа. На входе в кафе следует выставить санитайзеры. Столики в ресторанах должны стоять на расстоянии не менее

1,5 м друг от друга. Каждые 2–4 часа нужно дезинфицировать поверхности, столы, дверные ручки, выключатели и прочее. Роспотребнадзор запрещает использовать посуду со сколами и трещинами, отбитыми краями, деформированной и повреждённой эмалью.

Столовые приборы и посуду рекомендуется мыть в современной посудомоечной машине с дезинфицирующим эффектом на максимальном температурном режиме. Если машины нет, посуду можно мыть руками, но тоже с применением обеззараживающих средств.

По мнению рестораторов, в отличие от прежних рекомендаций Роспотребнадзора от 21 апреля, которые жёстко регламентировали правила работы рестораторов в условиях ограничений, связанных с коронавирусом, новые значительно облегчают их положение. «Этапов было четыре. Нормальную работу рестораторы могли бы начать лишь на последнем. Рестораторы тогда назвали такие предписания «выстрелом в голову», — пишут «Ведомости».

– Пока не были утверждены предписания контролирующих инстанций о будущем устройстве торговли, слухи ходили разные. Поговаривали, что разрешат работать только тем заведениям, где не больше пяти столов. Мы не подпадаем под эту категорию, у нас сто посадочных мест. Что будет дальше, поглядим. В любом случае даже после открытия полностью спрос восстановится только после Нового года, думаю, в феврале–марте–2021. Люди боятся заражения. Бывали случаи, когда при доставке курьер забывал перчатки, и клиенты отказывались от заказа. И это притом что мы обеспечиваем полную дезинфекцию. А в заведения общепита народ ещё долгое время будет опасаться ходить, — поделилась с нами директор одного из норильских кафе.

Само кафе продолжает работать в режиме онлайн на доставке блюд. Такая практика зарекомендовала себя хорошо, её намереваются придерживаться и в дальнейшем.

– Мы пока не стали поднимать цены, понимая, что у многих клиентов просто нет денег, люди сидят на удалёнке, кто–то работу и вовсе потерял. Но прибавка в цене продуктов солидная, судите сами: молоко мы раньше брали по 60 рублей за литр, теперь оно стоит 80–84. Сильно подорожали овощи, выросло в цене мясо. Вся надежда на навигацию, — заключает наш респондент.

Управляющему популярного в городе ресторана тоже нашлось что сказать:

– Рост цен мы ощутили ещё в феврале из–за обрушения нефтяного рынка. Все поставщики без исключения подняли цены на товары в среднем на 20%, «отбивая» цену упавшего рубля. К счастью для нас, дирекция торгового комплекса, где мы располагаемся, пошла нам навстречу и отменила арендную плату на время карантина. Это позволяет нам удерживать цены на прежнем уровне. О перспективах судить трудно — мы не знаем, какой будет арендная плата после пандемии. Но у нас имеется солидный опыт, есть возможность покупать большое количество товара, что также идёт предприятию в плюс. Летняя навигация позволит снизить и транспортные расходы. Да, зимой цены поднимутся, но мы понимаем, что в сложившейся ситуации привлечь людей можно только цифрами в прейскуранте, и будем стараться не менять их вообще. На первом этапе работы после пандемии мы закладываем 50–процентное снижение спроса, по крайней мере, надеемся, что этим всё и ограничится. Тем более многие клиенты «распробовали» доставку, оценили её удобство и то, что она исключает импульсные покупки. В этой связи бюджет на развитие онлайн–составляющей мы планируем увеличить, генерируя дистанционные продажи и торговлю на вынос.

4 июня в 15:48
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.