МАУ ИЦ «Норильские новости»

Голодать незаконно!

Голодать незаконно!

Конституция Российской Федерации (ст. 15) обязывает органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц и граждан соблюдать

действующие законы.
Органы прокуратуры, осуществляющие от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на её территории законов, наделены соответствующими полномочиями, предельно и чётко сформулированными в статьях 22, 27, 30 и 33 Федерального закона "О Прокуратуре Российской Федерации", а ст. 6 вышеуказанного закона устанавливает обязанность исполнения требований прокурора, вытекающих из осуществления им функций надзора, а также правовую ответственность за их невыполнение.

Прокурор при осуществлении возложенных на него полномочий вправе требовать от должностных лиц поднадзорных организаций, предприятий и учреждений предоставления документов, материалов статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; принятия мер к устранению выявленных в ходе проверок нарушений закона. Должностные лица перечисленных выше органов обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок или ревизий незамедлительно.

К сожалению, нередки случаи, когда должностные лица различных структур, в отношении которых прокурор осуществляет свои надзорные функции, отказывают в предоставлении сведений либо документов, необходимых для проведения проверки, упрекая работников прокуратуры в том, что они выходят за рамки своих полномочий. Однако, реализуя функции надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прокурор или его заместитель вносит протест на противоречащий закону правовой акт. В своём протесте прокурор излагает требование об отмене правового акта либо о приведении его в соответствии с законом. При этом протест рассматривается в десятидневный срок.

Ещё одной формой реагирования прокурора на факты нарушения закона является представление прокурора, которое подлежит безотлагательному рассмотрению, а в месячный срок должны быть приняты меры по устранению выявленных нарушений закона. Кроме того, Федеральным законом "О Прокуратуре Российской Федерации" закреплено право прокурора при осуществлении возложенных на него функций вызывать граждан и должностных лиц для дачи объяснений по поводу нарушений закона. Уважительными причинами неявки по требованию прокурора могут быть признаны медицинские документы, подтверждающие болезнь человека, командировка, препятствие стихийного характера и т.п.

Статья 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вступившего в действие с 01.07.2002 года, обеспечивает правовые гарантии деятельности прокурора путём установления административной ответственности за умышленное невыполнение законных требований прокурора. Данная норма закона введена в главу "Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти". Этот проступок направлен на нарушение полномочий прокурора при осуществлении им функций надзора. Эти полномочия и требования реализуются в пределах компетенции прокурора соответствующего уровня (района, города и т.д.).

Производство об административном правонарушении возбуждается прокурором или его заместителем. Основанием для возбуждения административного производства могут быть лишь достоверные сведения об умышленном невыполнении конкретным лицом какого-либо из перечисленных выше законных требований прокурора либо неявка к прокурору без уважительных причин. После возбуждения производства об административном правонарушении в отношении конкретного лица за невыполнение требований прокурора по ст. 17.7 КоАП РФ оно вместе с материалами проверки направляется для рассмотрения по существу мировому судье. Мировой судья накладывает взыскание с учётом санкции статьи, которая предусматривает меру взыскания в виде административного штрафа в размере от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда.

В 2003 году прокуратурой Норильска было возбуждено несколько административных производств в отношении должностных лиц, не выполняющих требования прокурора.Так, 24 января прокурором Норильска было внесено предостережение о недопустимости нарушения закона и.о. заведующего отделом ЗАГС Норильска. В предостережении прокурора указывалось на то обстоятельство, что осуществление отделом ЗАГС администрации Норильска функций по регистрации актов гражданского состояния противоречит нормам действующего законодательства. Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 15.11.1997 года "Об актах гражданского состояния" регистрация актов гражданского состояния должна производиться органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов РФ, к которым органы местного самоуправления не относятся.

Несмотря на это, отдел ЗАГС администрации Норильска длительное время являлся структурным её подразделением и осуществлял вне полномочий, определённых законом, государственную регистрацию актов гражданского состояния, что создавало угрозу признания такой регистрации незаконной и недействительной. В связи с чем прокурором было внесено предостережение. Однако требования прокурора о недопустимости дальнейшей деятельности отдела ЗАГС администрации Норильска были проигнорированы. В связи с чем прокурором было возбуждено административное производство в отношении и.о. заведующего отдела ЗАГС города Норильска, которое впоследствии было рассмотрено мировым судьёй, и на виновное лицо наложен административный штраф.

В прокуратуру Норильска из первого городского отдела милиции поступил материал проверки по сообщению, зарегистрированному в ЖУИ №365 от 06.02.2003 г. о проводимой во исполнение постановления совета федерации профсоюзов ОАО "ГМК Норильский никель" от 06.02.2003г. в помещении федерации бессрочной голодовки.

В ходе проводимой прокуратурой Норильска проверки в федерации профсоюзов по данной информации в порядке осуществления прокурорского надзора за соблюдением Конституции и исполнения законов, действующих на территории РФ, старшим помощником прокурора города в соответствии с установленными законом полномочиями в адрес председателя федерации профсоюзов Валерия Мельникова был направлен запрос о предоставлении необходимых документов. Согласно ответу председателя федерации профсоюзов ОАО "ГМК Норильский никель" В.В. Мельникова №71/1 от 20.02.2003г. в предоставлении требуемых документов было отказано.

В связи с фактом умышленного невыполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий, в отношении Мельникова В.В. 26 февраля 2003г. прокуратурой Норильска было возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7. КоАП РФ. Постановлением мирового судьи по результату рассмотрения возбужденного прокуратурой административного производства 19 марта 2003 г. В.В. Мельников подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере двух тысяч рублей.

Мельников подал жалобу на это решение мирового судьи в Норильский городской суд, однако решением Норильского суда жалоба оставлена без удовлетворения, а постановление мирового судьи о привлечении к ответственности Мельникова за неисполнение требований прокурора - без изменения.

Указанные примеры не единичны, что говорит о неверном толкование многими должностными лицами действующего законодательства, а порой и умышленном игнорировании требований прокурора. Поэтому хотелось бы обратить внимание должностных лиц различных организаций, предприятий и учреждений на то, что бездействие и игнорирование требований прокурора даёт право на привлечение виновных лиц к ответственности, установленной действующим законодательством.

Снежана МАНАКОВА, старший помощник прокурора города Норильска.

19 июня 2003г. в 14:00
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.