МАУ ИЦ «Норильские новости»

С госстрахом без упрёка

С госстрахом без упрёка

Заставят ли нас страховать автомобили?
Всё, господа водители, приехали! Кроме выплаты налога на автомобиль и за его государственный технический осмотр теперь вы каждый год обязаны будете оплачивать и свою автогражданскую ответственность, проще говоря, платить за управление автомобилем. С 1 июля этого года в силу вступает новый Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств существует во многих странах. Россия не стала исключением. Однако, как и все нововведения в нашей стране, этот закон вызывает много споров и вопросов. Мы постарались осветить некоторые нюансы введения этого закона в действие и получения страхового полиса.

Автогражданская ответственность - это ответственность, возникающая при нанесении ущерба третьим лицам при использовании автотранспортного средства. В случае, если клиент страховой компании, управляя автомобилем, нанёс ущерб третьей стороне, компания производит выплаты потерпевшему, если доказана вина водителя. Таким образом, этот закон направлен на защиту прав третьих лиц. Другими словами, денежную компенсацию за причинение вреда здоровью или на восстановление автомобиля платит не тот, кто в вас "въехал", а тот, кто вас страхует.

У многих провинившихся водителей может возникнуть вопрос: "Раз страховая компания выплачивает пострадавшему деньги, значит, я могу совершать ДТП, сколько захочу?". Не напоминает ли вам это средневековые индульгенции: купил отпущение предполагаемых грехов и царствуй на дороге? Не всё так просто, господа хорошие.

Во-первых, правила дорожного движения пока ещё никто не отменял, а во-вторых, новый закон предусматривает, что автовладелец, совершивший одну или более аварий в течение срока действия страхового полиса, за следующую годовую страховку заплатит намного больше изначальной суммы. И наоборот, этот же закон позволяет поощрять аккуратных водителей. Установлено, что скидка за каждый безаварийных год будет составлять пять процентов от страхового взноса.

Изначально базовая ставка страхового тарифа легкового автомобиля физического лица составляет 1980 рублей, а всем владельцам транспортных средств на начало срока страхования присваивается третий класс.

При получении страховки и выплате страховых взносов будут учитываться возраст и стаж водителя, мощность двигателя легкового автомобиля, количество лиц, допущенных к управлению транспортным средством, период использования, срок страховки. Также при покупке обязательного страхового полиса учитывается место жительства собственника транспорта, подразумевается территория преимущественного использования автомобиля, интенсивность движения и, следовательно, вероятность ДТП.

Большие споры вызывает страховая сумма: не каждый среднестатистический россиянин сможет найти и заплатить две тысячи рублей в год за страховой полис. Прежде всего, это касается малоимущих граждан и пенсионеров как в Норильске, так и по всей России. Однако депутаты Госдумы пытаются этот вопрос решить. Поэтому вполне возможно, что в закон об обязательном страховании гражданской ответственности будут внесены поправки. А пока пятидесятипроцентные скидки предусмотрены только инвалидам, получившим свои автомобили через органы социальной защиты.

Ещё один часто возникающий у многих водителей вопрос: "Почему я должен покупать страховой полис, если за многолетний водительский стаж ни разу не попадал в ДТП?". Обязательное страхование потому и называется обязательным, что оно - для всех. По закону автовладельцы - физические или юридические лица - после первого июля этого года обязаны застраховать свою ответственность. После этой даты закон запрещает использование транспортных средств, владельцы которых не прошли эту процедуру.

Для "отказников" же после первого января 2004 года предусмотрены штрафные санкции: от пяти до восьми минимальных размеров оплаты труда. Кстати, при отсутствии полиса обязательного страхования гражданской ответственности невозможно будет пройти техосмотр и зарегистрировать транспортное средство в органах ГАИ.

Некоторые водители до введения обязательного страхования в добровольном порядке уже застраховали свою автогражданскую ответственность. Но, несмотря на добровольное страхование, они обязаны приобрести и обязательную страховку. При этом "перекидывать" добровольную страховку в обязательную нельзя. В данном случае, если вы не хотите иметь оба вида страховки, вы можете расторгнуть договор добровольного страхования и получить обязательный полис. Но если считаете, что страховых сумм, установленных законом, недостаточно, вам никто не запрещает заключить ещё и договор добровольного страхования, по которому страховщик будет возмещать ущерб в размерах, превышающих лимиты по обязательному страхованию.

Законная же сумма выплаты потерпевшим третьим лицам составляет максимум 400 тысяч рублей. Большая часть этих денег предназначена на компенсацию вреда, причиненного жизни или здоровью людей (240 тысяч, если пострадало несколько человек, не более 160 тысяч - один пострадавший), меньшая - на покрытие ущерба, нанесенного имуществу (160 тысяч и не более 120 тысяч рублей соответственно). Страховая компания во всех случаях причинения вреда потерпевшему при ДТП выплатит ему страховую сумму. Но при этом к виновнику аварии страховщик имеет право предъявить регрессные требования:

- умышленное ДТП;

- водитель находился в состоянии опьянения;

- водитель, управлявший автомобилем, не внесен в страховой полис;

- водитель скрылся с места ДТП;

- водитель не имел право на управление данным транспортным средством;

- ДТП случилось в период, не указанный в страховом полисе.

И напоследок. После вступления в силу закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности" страховой полис, единый для всей территории страны, можно будет купить в страховой компании, являющейся членом Российского союза автостраховщиков и имеющей лицензию на данный вид страхования.

И что же в итоге? Неужели объявят поголовное страхование, не взирая на все описанные выше недочёты? Ни положительного, ни отрицательного ответа на эти вопросы пока нет. По сей день в государственной Думе идут жаркие дебаты по поводу данного закона. И настоящие баталии разгораются вокруг принятия в начале будущего года штрафных санкций. Не исключено, что к моменту утверждения закона об обязательном страховании документ этот будет выглядеть несколько иначе, чем мы вам рассказали.

"Заполярка" будет следить за этой темой и своевременно информировать читателей.

Людмила ГОЯН

2 июля 2003г. в 15:15
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.