МАУ ИЦ «Норильские новости»

Есть только миф между прошлым и будущим

Есть только миф между прошлым и будущим

Есть только миф между прошлым и будущим

17 ноября, в рамках программы «Большой Аргиш», театр ждет норильчан на виртуальную экскурсию — спектакль «Гиперборея. Плато Путорана».

Есть такая мифическая версия, будто когда–то на плато Путорана, еще до ледникового периода, находилась загадочная страна Гиперборея и в ней жили гиперборейцы. Но существует и официальная версия, от историков и краеведов, основанная на других фактах и свидетельствах.

Гиды виртуальной театральной экскурсии — историк и актер, беседующие друг с другом, каждый из них верит в свою версию. Николай Каверин играет актера, Станислав Стрючков — историка. Гиды приглашают нас, зрителей, сделать выбор между мифом и научной картиной мира.

Николай Каверин на репетиции
Николай Каверин на репетиции

Пьесу для такого необычного спектакля под рабочим названием «Сердце Гипербореи» после экспедиции по плато написал уже известный норильчанам сценарист Владимир Зуев. Помимо него, авторами нового спектакля являются режиссер Анна Бабанова, художник Фемистокл Атмадзас и композитор Андрей Федоськин; техническую часть (съемки, погружение в «другой мир») обеспечивает Максим Трофимов, главный редактор телекомпании «Северный город».

Плато Путорана — край мира, заповедная зона, куда трудно попасть. У создателей спектакля возникла идея дать людям возможность увидеть эту красоту. Этим летом они специально ездили туда в экспедицию, отсняли очень много видеоматериала.

– При этом для нас это история обретения веры во что–то настоящее, чего так не хватает в жизни. Актер — это эмоция и чистая вера без опоры на факты. Он хочет, чтобы Гиперборея была, ведь тогда появляется смысл существования. В нашем спектакле мы используем очки виртуальной реальности, чтобы, подобно шаманам, перемещаться между мирами. Каждый из присутствующих может принять миф о том, что он потомок гиперборейцев или отвергнуть его, — говорит о своей новой постановке Анна Бабанова.

Владимир Зуев
Владимир Зуев

На некоторые вопросы «Заполярки» ответил и Владимир Зуев.

– Скажите, как случилось, что вы заболели — в хорошем смысле слова — нашей территорией?

– Мое знакомство с Территорией произошло во время работы над пьесой для спектакля «Жди меня... и я вернусь». Так началось наше сотрудничество с Норильским Заполярным театром драмы и режиссером Анной Бабановой. Это была большая и трудная работа — фантасмагория про зарождение театра в условиях ГУЛАГа. Трудность — в самой теме, в той боли, которую пришлось вынести ее участникам. И не просто вынести, а остаться людьми, растить детей, делать открытия, творить, жить дальше. И вот эта сконцентрированная боль, которую запечатлели в своих воспоминаниях бывшие заключенные, связана с Территорией, с Норильском. Тут просто огромная концентрация боли. И Силы. И это ощущается на каком–то другом уровне — это данность.

Потом была комедия «Норильские анекдоты», история о норильчанах, которые полетели в отпуск, а самолет совершил вынужденную посадку в неизвестном, совершенно пустом аэропорту. И эти люди объединяются в такой странной ситуации, чтобы решить проблему.

– Что вас в Норильске удивило, тронуло больше всего?

– Наверное, люди, их отношение друг к другу и к миру. И парадокс: люди работают в Норильске, чтобы уехать на материк. Уезжают, а потом их тянет обратно на Север.

– Как работали над сценарием к новому спектаклю, с какими фактами–артефактами столкнулись, что получилось в итоге?

– Получилась пьеса–экскурсия. В спектакле участвуют реальные люди, они играют самих себя. И это тоже история о человеке, о поиске смысла, тайны, истины. Мы все ищем, но не всегда осознаем и признаем это. Два героя, две точки зрения, два мира. В основе истории — миф о Гиперборее, некой высокоразвитой северной стране, которая располагалась на Полюсе. Гиперборейцам было подвластно не только пространство, но и время, поэтому умирали они только от пресыщения жизнью. Потом случилась климатическая катастрофа, и гиперборейцы были вынуждены покинуть свою территорию и расселились по всей планете. У индусов, как и у нганасан, очень–очень схожие с гиперборейцами воззрения на мироустройство. Так что мы предполагаем в своей экскурсии, что Территория была, а может, и до сих пор заселена гиперборейцами.

«Будет город, зимой объятый...»

В норильской библиотеке проходит традиционный конкурс юных чтецов «Литературный Аргиш», где школьники читают произведения писателей и поэтов Севера.

«Литературный Аргиш», участники полуфинала
«Литературный Аргиш», участники полуфинала

Учрежденный фондом «Живая классика» этот конкурс входит в программу этнического фестиваля «Большой Аргиш», который в эти выходные состоится в Дудинке и Норильске.

Кроме норильчан в «Литературном Аргише» участвуют юные чтецы со всего Таймыра. В минувшую субботу в публичной библиотеке проходил полуфинал, в нем было заявлено 73 финалиста школьных этапов, завершившихся накануне. Некоторые школы представили на полуфинал не по одному, а по три и даже четыре участника. К сожалению, 12 ребят из Дудинки из–за непогоды не смогли приехать в Норильск — жюри прослушает их отдельно 14 ноября.

Конкурсная тема «Таймыр. Гений места» только на первый взгляд казалась сложной, но в результате она идеально подошла участникам в возрасте от 10 до 17 лет. Многие выбрали произведения малочисленных коренных народов Севера, переведенные на русский язык. В полуфинале дети читали произведения Валерия Кравца, Любови Ненянг, Огдо Аксеновой, Эдуарда Нонина, сказки «народов чума», отрывки из легенд и мифологических сказаний. Среди авторов фигурировали также Зорий Яхнин, Алитет Немтушкин, Роберт Рождественский, наши современницы — норильчанки Наталья Блохина, Наталья Фомина, Анна Сабаева, Елена Коваленко.

Многие из школьников всей душой прочувствовали тот материал, который подготовили вместе со своими наставниками для конкурса. Входившая в жюри актриса Галина Савина обратилась к ребятам с необычным напутствием:

– Язык — это особый код. Если мы с ним знакомы, мы понимаем себя в этом мире. У вас, мои дорогие, посредством языка есть возможность выразить невероятную энергию, достучаться до кого–то в этой вселенной. Это великий дар, правильно его используйте.

А актер Сергей Даданов, тоже судивший конкурс, указал школьникам на наиболее типичные ошибки при чтении — в произношении, логических ударениях, расстановке акцентов и т. д.

По результатам полуфинала 20 человек будут отобраны в финал, их будет оценивать жюри, в которое войдут гости «Большого Аргиша» — российский актер театра и кино Александр Головин, писатель и журналист Марина Москвина, представительница древнего северного этноса, певица Надежда Сэротэтто. 17 ноября выставлять баллы за оригинальность и выразительность талантливым детям будут также актриса Заполярного театра драмы Лариса Ребрий и норильская поэтесса, руководитель местной писательской организации Татьяна Шайбулатова.

Автор полосы Марина Хорошевская

Фото Марины Хорошевской

www.facebook.com/Газета-Заполярная-правда

vk.com/Газета-Заполярная-правда

13 ноября 2018г. в 16:30
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.