Аппетит приходит во время еды
Аппетит приходит во время еды
Систему безналичных расчетов за школьное питание в Норильске начали внедрять с 2016 года. Первыми в эксперимент включились 8-я и 29-я школы, за ними подтянулись другие. Компания «ПроСервис Таймыр», которая на протяжении многих лет занимается организацией питания в учебных учреждениях, вводила новую систему поэтапно, по ходу дорабатывая программное обеспечение и схему взаимодействия между родителями, школой и поставщиком услуги. Сегодня руководство компании с уверенностью говорит о том, что 99% родителей и 100% учителей новую систему расчетов приняли. Если раньше педагогам приходилось выполнять несвойственные им функции, собирая деньги на питание, то сегодня удалось в принципе исключить оборот наличных средств в школе.
– Поначалу родители относились к безналичному расчету настороженно, но, когда стало понятно, что никаких неудобств они не испытывают, тем более когда полноценно заработало мобильное приложение «ПроОбед», все успокоились, – говорит генеральный директор ООО «ПроСервис Таймыр» Станислав Дьяков.
Тем не менее кое–какие вопросы у родителей остаются.
– Если бы в мобильном приложении отображалось меню на конкретный день, каждый родитель мог бы сам решать, будет ли ребенок в этот день завтракать или обедать. Некоторые дети не едят определенные продукты, и оплачивать в этом случае завтрак – значит, выбрасывать деньги на ветер. Почему нельзя расширить функции приложения?
– Если в мобильном приложении разместить меню, это будет считаться публичной офертой. А в дни, когда из-за погодных условий мы не можем завезти в школы какие–то продукты, приходится заменять их на другие, законодательство и требования к школьному питанию это позволяют. Но если заявленное в меню блюдо из-за актированного дня мы приготовить не можем, а заказ уже сделан, придется связываться с каждым родителем и оповещать их. Это, как вы понимаете, невозможно. Будет возникать множество конфликтов, – комментирует Станислав Дьяков. – Однако меню на завтрашний день размещается в каждой школе возле столовой – это открытая информация, с которой родители при желании могут ознакомиться.
В отличие от Москвы и Санкт-Петербурга мы не стали связываться с системой расчета за питание карточками или идентифицировать детей по отпечаткам ладоней, как в Красноярске. Там, возможно, в программу меню введено, но в Норильске это сделать нереально: у нас нет шведского стола или свободной раздачи. Мы работаем по системе, когда в столовой накрываются столы на все начальные классы, или на среднее звено, на 150-200 человек разом.
– Нам приходится совмещать массовое обслуживание с учетом индивидуальных особенностей детей. В частности, мы исключаем некоторые блюда или ингредиенты ввиду медицинских показаний – например, аллергии, исходя из религиозных убеждений ребенка и по другим уважительным причинам. У нас предусмотрена замена отдельных продуктов меню, например, рыбу мы меняем на мясо, цитрусовые – на яблоки, однако это происходит по заявлению родителей, – поддерживает руководителя заместитель директора по корпоративному питанию Анжелика Токарева. – Я готова встретиться с каждым, привести его в школу и показать, чем кормят его чадо. Я еще никому не отказывала: вы можете позвонить мне утром за полчаса, а если вы живете в Талнахе или Кайеркане, – за час, чтобы я успела приехать. Мы вместе посмотрим и попробуем то, что готовят повара.
– Почему еда в тарелках у детей периодически оказывается холодной?
– Этому три причины: во–первых, в самих столовых бывает холодно; во-вторых, дети задерживаются на уроке либо долго моют руки, одним словом, приходят поздно, к тому моменту, когда все остывает; и в-третьих – в школе может стоять старое оборудование, что не позволяет готовить одновременно на всю параллель, из-за чего приходится делать это партиями, первая из которых успевает остыть. Если парокамера позволяет вместить 120 котлет, а на завтрак приходят 270 детей, то готовить котлеты приходится в три захода, – отвечает Анжелика Токарева. – Блюдо готовится за полчаса до той перемены, когда дети приходят в столовую. Столы накрывают за десять минут до начала завтрака, так что если класс приходит на завтрак в начале перемены, блюда остыть не успевают.
– Почему если ребенку не поступили деньги на счет и средств не хватает на оплату питания, нельзя продать ему чай, бутерброд, булочку за наличные?
– Есть постановление главы города, которое запрещает оборот наличных средств в учебных заведениях. Поэтому функция приема наличных из системы школьного питания исключена. Безналичный расчет укладывается в рамки контракта с УОиДО, - объясняет Станислав Дьяков. – Если же мы продаем ребенку чай и шоколадку, мы вступаем в частные отношения, которые находятся за рамками заключенного договора. Кроме того, для того чтобы организовать продажу блюд за наличные, нам пришлось бы оснастить школы кассовыми аппаратами, оборудовать рабочее место кассира и расширить штат. Это будут уже совсем другие деньги и совсем другая услуга.
Чтобы деньги поступали на счет быстрее, я советую пользоваться специальными терминалами «ПроСервиса», которые установлены в многофункциональных центрах во всех районах города. Это сократит время прохождения средств с трех рабочих дней до двух.
– Кто определяет объем порций и то, какие блюда войдут в меню? Некоторые родители считают, что порции слишком маленькие, некоторые – что чересчур большие.
– Мы работаем в рамках СанПиН, правил, действующих по всей стране. В них четко оговаривается набор продуктов, из которых можно готовить для детей. Из этого набора мы составляем меню – десятидневный цикл утверждается Роспотребнадзором на весь учебный год. По-другому мы работать не можем, – заверяет замдиректора «ПроСервиса». – Ограничений в этой сфере масса: нельзя кормить детей консервированными, маринованными продуктами, давать им специи. Если в магазине вы покупаете огурцы в уксусном маринаде, то для детских учреждений допустимы только соления с использованием лимонной или молочной кислот. Соль у нас только йодированная. СанПиН же определяется объем порций.
Связаться со специалистами «ПроСервиса» можно через колл-центр по номерам 40–55–71 и 405–602, также можно написать обращение через мобильное приложение «ПроОбед».
Марина Андриюк
Фото Владимира Макушкина
www.facebook.com/Газета-Заполярная-правда