МАУ ИЦ «Норильские новости»

Локальные истории

Локальные истории

Локальные истории

В Норильске прошла IX Региональная открытая Конференция исследователей территории. О чём рассказали друг другу краеведы и что заставило их провести всё воскресенье в музее, выясняла «Заполярная правда».

Да будет КИТ

20 докладчиков и свыше 200 участников — таков итог очередной Конференции исследователей Таймыра. Проводится она в рамках проекта «Школа краеведа», поддержанного Фондом президентских грантов, силами Клуба исследователей Таймыра. Темы, представленные слушателям, как всегда, отличались разнообразием: участники встречи узнали, как спастись от медведей и защититься от комаров, чем занимались жители посёлка Через и как работали угольные шахты Норильска. Услышали они о восстании против советской власти в Авамо–Хатангской тундре в 1932 году и о появлении первых советских школ на Таймыре. Спорную тему «Следы древних цивилизаций на плато Путорана» озвучил Олег Крашевский. Публика разделилась на тех, кто верит в существование в тундре руин древней каменной кладки, и тех, кто считает, что это геологические структуры, а в роли зодчего выступала сама природа. Было решено, что вопрос вынесут на отдельное обсуждение с привлечением учёных–геологов.

Тем не менее, по словам руководителя проекта «Школа краеведа» и председателя правления Клуба исследователей Таймыра Станислава Стрючкова, доклады с каждым годом становятся всё более профессиональными и имеют серьёзную научную составляющую. Организаторы связывают это с работой школы, где краеведы учатся вести исследовательскую работу. Ещё красочнее сделали нынешний КИТ гости из Дудинки, которые два последних года не могли прорваться на конференцию из–за метелей и закрытия автодороги. В этот раз представители Таймырского Дома народного творчества благополучно прибыли на КИТ и продемонстрировали норильчанам традиционный обряд долган «Поклонение новому Солнцу», а также рассказали о влиянии окружающего мира на формирование национальных орнаментов коренных малочисленных народов Таймыра.

Чтобы шило не тупилось

Краеведение в Норильске стало поистине массовым увлечением. Растёт число его поклонников, пишутся книги и буклеты, в интернете появляются новые сайты и группы. О том, чем притягивает их эта наука, мы спросили у гостей КИТа.

Часто краеведением «заболевают» туристы–спорт-

смены, считает геодезист Роман Копалов:

— Мы все любим путешествовать, любим местную природу, много бываем в тундре. И то, что мы узнаём о посещаемых нами местах, придаёт нашим путешествиям смысловую нагрузку.

Многим из нынешних краеведов локальная история раньше казалась чем–то скучным, покрытым «пылью веков». Например, энергетик Наталья Старицина заинтересовалась норильской историей, посмотрев фильм о Евфросинии Керсновской и сообразив вдруг, что окна её рабочего кабинета выходят на заброшенный посёлок и шахту, о которых говорилось в ленте. А библиотекарь Елена Коваленко рассказывает, как её поразила мысль о том, что можно годами проходить в несколько метрах от остатков посёлка и не догадываться об этом.

— Я десять лет ходила вдоль Талнахских гор и не знала, что в нескольких шагах от туристской тропы находятся фундаменты домиков посёлка Листвянка, пока знающие люди буквально не ткнули меня в них носом. И теперь я при помощи КИТа и книжек заполняю пробелы в своём образовании.

Геофизик Пётр Мельников на вопрос «Почему вы помогаете искать место старого посёлка Часовня?», не задумываясь, отвечает: «Всегда интересно сделать что–то новое, выйти за стандартные рамки. Мы, геологи, всегда в поиске, прямо как кладоискатели, и мы любим нетривиальные задачи». Ну, а самый простой и распространённый ответ на вопрос «Почему вы это делаете?» — «Потому что не делать — скучно».

Краеведение для многих — это хобби, увлечение, кружок по интересам, компания и общение.

— При этом у каждого из нас — своя точка зрения. Точность в истории — дело условное. На любую цифру и любой факт найдётся своя трактовка. Иногда в споре рождается истина, но и это не точно, — отмечает книгоиздатель Александр Харитонов.

Дело добровольное

Участники КИТа уверены, что знать историю своего города нужно каждому его жителю. Но вместе с этим они согласны, что «учить Родину любить» нужно на добровольной основе. Уроки краеведения — так называемый «региональный компонент», который несколько лет назад вводился в школах, показал, что самое интересное дело станет скучным, если сделать его «обязаловкой». Занимательные уроки у того учителя, который любит и знает свой предмет. За примерами далеко ходить не надо. Это и Анна Карлова, которая в школе № 41 возглавляет школьный историко–краеведческий музей, куда ученики привозят экспонаты из экспедиций и походов. И Татьяна Хвостова, заместитель директора школы № 20 и руководитель эколого–краеведческого клуба «Пионер–Аян». И Любовь Копылова, учитель географии школы № 30, преподаватель факультативных занятий по краеведению.

— Несколько лет назад в школах действовали программы по основам регионального развития, куда входило несколько предметов — история развития Красноярского края, художественная литература региона, природа и экология края, — говорит Любовь Копылова. — На них давали час в неделю для среднего звена, а для старшеклассников — по два часа в неделю. Но у учителей–предметников и так заведён порядок: 10% сведений по каждой дисциплине посвящается нашей территории. Например, говоря о географии Восточной Сибири, я обязательно рассказываю о нашем крае и о Норильске. Историк уделяет время истории региона, на обществознании рассказывают про местные органы власти и так далее. И, на мой взгляд, в региональном компоненте эта информация просто дублировалась. Сейчас от него в большинстве школ отказались. Но возвращения регионального компонента в обязательную программу я бы не хотела, ведь это идёт в ущерб основным предметам, а учитывая подготовку к ГИА или ЕГЭ, я бы свою географию на краеведение не поменяла. Сейчас, чаще всего, историю города школьники изучают в рамках дополнительного образования, факультативно.

В тему

• Станислав Стрючков в докладе «Неизвестные директора Норильского комбината» познакомил участников Конференции исследователей территории с руководителями «докомбинатских времён», эпохи норильской промконторы. И если имена Якова Ведерникова или Ивана Зарембо в книгах уже встречались, то фамилии Владимиров, Молодцов или Гордеев многим ни о чём не говорят. «...Это президентов Америки считать легко: выбрали — значит президент. А директорский список промышленного Норильска не поддаётся нумерации. В нём то и дело возникают личности, попавшие в историю волею судьбы и фактически производством или строительством не занимавшиеся, однако формально, пусть и очень недолго, они руководителями являлись. При этом среди первых начальников были настоящие подвижники, имена которых были незаслуженно забыты, а порой и специально скрыты по политическим мотивам...».

Строительство первых домов Норильска. 1930-е годы<div class='o'></div><b>Фото из архива</b>
Строительство первых домов Норильска. 1930-е годыФото из архива

• Краевед Татьяна Зяблова поведала об истории Затона и посёлка Через, который находился на реке Норилке.

Такое необычное имя посёлку, по мнению Татьяны, могли дать из–за находящейся здесь переправы, а также из–за того, что «положение уж видно такое у места этого — куда не пойди, мимо не пройдёшь. Всё через». Посёлок Через входил в состав Промзагототдела вместе с Вальком, четырьмя рыбными промыслами и центральным рыбным промыслом мыса Входной, осуществлявшими добычу рыбы большими объёмами. Также в посёлке проводились работы по судоремонту и отстою судов.

• О правилах безопасности при встрече с медведем рассказал председатель Норильской федерации альпинизма и скалолазания Сергей Карцев. Доклад вызвал оживлённое обсуждение, ведь каждый норильчанин теоретически рискует пересечься с этим хищником. Правда, Сергей отметил, что за свою долгую туристическую практику в Норильске он сталкивался с медведем всего пару раз, в отличие от парка «Ергаки», где он каждое лето видит их десятки. Сергей советует: не разбрасывать вокруг лагеря остатки еды и мусор, не носить в карманах вкусно пахнущих конфет или бутербродов, при встрече не смотреть медведю в глаза, не поворачиваться спиной и не убегать — зверь начнёт погоню. Передвигаться по тундре группой, шумом сигнализируя о своём присутствии, при столкновении отступать без резких движений. Продукты на ночь подвешивать на деревьях, не оставляя в палатках предметов с резкими запахами.

Медвежонок пришёл на базу геологов<div class='o'></div><b>Фото Михаила Ананьева</b>
Медвежонок пришёл на базу геологовФото Михаила Ананьева

• По итогам КИТа организаторы подготовят брошюру «Материалы IX Конференции исследователей территории», где можно будет прочесть все доклады этого года.

31 января 2019г. в 16:15
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.