МАУ ИЦ «Норильские новости»

Град рукотворный

Град рукотворный

Град рукотворный

Норильчане хорошо знают, что совместное обсуждение концепции развития территории — отличный шанс повлиять на конечный результат процесса. Именно поэтому форум социальных технологий «Город — это мы!» в этом году собрал сразу 1000 активных и неравнодушных горожан.

Соучастники

Практика «соучастия» в проектировании собственного города и собственного будущего — вот что такое форум. Разобраться в деталях помогают приезжие «тренеры»: урбанисты, учёные, архитекторы — теоретики и практики из разных уголков России.

Ещё на первых форумных слушаниях было оговорено, что общественным пространством можно называть «общедоступное, свободное от транспорта многофункциональное место притяжения, обязательно открытое для разных групп жителей». Вопрос «Зачем они нужны, эти самые пространства?» практически не стоял: городская среда затем и создаётся, чтобы вне работы и дома человек мог развлекаться, заниматься спортом, проводить мероприятия, устраивать музыкальные квартирники — да что угодно!

Несмотря на то, что у норильчан собственный опыт в этом смысле уже имеется — каждый год благодаря грантовой программе «Норникеля» «Мир новых возможностей» в городе открывается не один десяток новых событийных площадок, — послушать ещё разок умных гостей всегда здорово. Это помогает разобраться в том, почему интерес к некоторым местам отдыха постоянен, притом что другие пространства пустуют.

Как ни крути, все исследования в этой области показывают, что идеальное общественное пространство лежит где–то посередине между массовыми житейскими чаяниями большинства горожан и воспарившей мыслью модных профессионалов–архитекторов.

преОБРАЗОВАНИЕ

К наиболее удачным и ярким задумкам последнего времени, родившимся на форуме, эксперты относят проект «Норникеля» «ПонесЛось!», с масштабным волонтёрским движением и экомарафоном, а также I MAKE — конкурс для юных изобретателей.

Следующим кандидатом на успешную реализацию обещает стать проект «Перемена». Он тоже про общественное пространство, причём про обязательное, через которое проходит каждый человек, — про школу. Программа стартовала на форуме–2019 «по просьбам трудящихся» — запрос действительно возник на прошлой встрече и относился к переменам в образовании.

— Ребятам предстоит жить в мире, где каждый человек важен, — говорит Александр Ездов, директор московской школы № 1788, кандидат педагогических наук, эксперт и главный вдохновитель норильской «Перемены». Ему принадлежат фразы: «Всё в мире меняется, но такое ощущение, что образовательная система — нет», «Дети не должны гнаться за результатами ЕГЭ, гораздо важнее, чтобы ребёнок был счастлив, а не плакал над тетрадками»; «Ютуб зачастую объясняет лучше» или «Нынешняя школа не учит самостоятельности и не даёт навыков работы в команде».

В школе, которой руководит Александр Ездов, 7000 детей, там нет единых домашних заданий — они разбиты на три уровня сложности. На уроках приветствуются подсказки, в качестве партнёрской работы, разумеется, а ещё там отводится ключевое место искусственному интеллекту.

Преобразовать систему, но не революционным путём, а через совместную проектную и исследовательскую работу предложили 180 участникам «Перемены» — директорам школ, учителям, детям и заинтересованным родителям. Все они будут работать в командах в течение полугода. «Переменовцев» как первопроходцев ждёт непростая работа. Им предстоит провести «инвентаризацию» образовательных механизмов и критериев: найти неожиданные подходы к тому, как сделать школу современной, приблизить её к новым цифровым и педагогическим технологиям; как выстроить для каждого ученика индивидуальный процесс обучения, так называемый «навигатор» для будущего. Задачка с множеством решений — тем интереснее.

Сделай сам

На форуме говорили не только об организации новых общественных пространств, но и думали о том, как повысить востребованность уже существующих, сделать их привлекательнее.

Модератор деловой игры «Город для меня» Евгений Мачнев учил аудиторию подходить к новому наполнению пространств методом исключения. «Вот в музее смотрят на экспонаты, на стадионе бегают, в парке гуляют. А что там не делают? Пофантазируйте. Что может происходить в том же Дворце культуры, кроме концертов и репетиций», — предложил он.

Оказалось, метод «от обратного» работает, рождаются любопытные вещи. Так, в процессе игры горожане помечтали даже о том, чтобы в поликлиниках появились зоны для настольных игр и читальные уголки. Всё, что поначалу казалось эфемерным, воплощали в реальность подручными средствами: клеили, лепили, накручивали из фольги, рисовали и затем «наносили» на импровизированную карту города.

В начале пустой и безликий, к концу игры макет

Норильска стал пёстрым, ожил, на нём появились новые кафе, смотровые площадки, пункты помощи малоимущим с горячими обедами, аллея творчества, уголки для кросс–букинга и поэтических вечеров и многое другое.

Фестиваль воздушных змеев, местный «Гайд–парк», релакс–зоны на стадионе, куда можно прийти полениться и поваляться — эти задумки жюри признало вполне реализуемыми. Некоторые предложения, например, о восстановлении в Норильске упразднённых филиалов институтов и университетов, требуют решения на федеральном уровне — именно поэтому эксперты сразу их отмели, хотя запросы территории они полностью отражают. Одна из команд предложила организовать фестиваль кухни народов Севера и различных национальных диаспор, проживающих в Норильске.

Эскперты подтвердили: «Это модная штука, она везде пользуется успехом».

Надёжно привязанная к месту идея — самый сильный ход. Жюри одобрило предложение построить в Талнахе смотровую площадку в виде планетария с прозрачным куполом — для посещения в полярную ночь. Отметили эксперты и предложение устроить открытый кинотеатр в норильском дворе, что поможет оживить его.

Притяжение

Любопытным оказалось выступление московского эксперта Любови Гурарий, специалиста по работе с сообществами, руководителя проекта «Город Друг», сооснователя проекта «Город для детей». По её мнению, практика соучастного проектирования очень успешна, поскольку позволяет создать по–настоящему востребованные общественные пространства, ведь люди сами говорят, что для них удобно, а что — нет.

— Город часто давит на нас своей инфраструктурой, люди сейчас загружены, дети лишены общения с природой, и использование природных материалов при обустройстве детского пространства приносит огромную пользу, — считает эксперт.

В качестве примера гостья привела проект по созданию сквера «Арт–двор» в городе Выксе Нижегородской области. Он появился на месте пустыря и стал настоящим местом притяжения для жителей ближайших микрорайонов.

— Мы показали, что можно пройти через трудности, растопить любой лёд, увлечь людей и даже малыми силами оживить пространство. Есть ещё такое понятие, как «приглашающая среда», — рассказала Любовь. — Когда мы придумываем пространство, надо, чтобы оно сочетало в себе доступность и сценарии использования для разных групп населения. Представьте себе небольшой подиум в сквере: младенец, опираясь на него, делает первые шаги, ребёнок постарше может там бегать и скакать, подросток прокатится на скейте, а бабушка и мама просто посидят и отдохнут. Многие архитекторы используют такую многозадачность, и у них получаются удачные объекты.

На вопрос, как этот формат может вписаться в норильскую среду, эксперт ответила так:

— Поговорив с норильчанами, я поняла, что ваши дети большую часть времени проводят в школе и дома, а лето здесь очень короткое... Учитывая это, в Норильске надо делать игровые пространства внутри помещений. Вполне рабочая схема, практикуется повсеместно. Это могут быть тематические игровые зоны, в том числе инклюзивные. Приветствуются любые клубы на базе детских центров. Думаю, родители должны объединяться на этой почве и двигать процесс вперёд. Генерируйте идеи, пишите проекты, получайте гранты — всё в ваших руках.

В тему

• Село Лох Саратовской области благодаря учителю Нине Кислиной стало достопримечательностью региона, а поселковая школа превратилась в элитную.

О своём опыте Нина Кислина рассказала в своей презентации на форуме. Вначале она восстановила полуразрушенную, всеми забытую водяную мельницу. Для этого она переехала с семьёй из города в село, причём попутно бесплатно обучала местных школьников изобразительному искусству.

Сейчас посмотреть на мельницу приезжают туристы со всего мира, художники устраивают в селе пленэры, а его жители имеют неплохой приработок: принимают и кормят гостей, продают им фрукты–овощи. В селе развиваются народные промыслы, закипела жизнь, там появились небольшая сыроварня и даже своя кузница. Сейчас мельница принадлежит муниципалитету, за сезон её посещают около 20 000 желающих увидеть последний в области «живой» этнокультурный объект старины.

Восстановленная мельница в селе Лох
Восстановленная мельница в селе Лох

• В Казани благоустроили бульвар, который с одной стороны примыкает к парку, а с другой — к скверу. В народе бульвар прозвали «скучным», но, похоже, скоро это название выйдет из обихода. Новый проект позволяет создать непрерывный пешеходный маршрут и зелёную зону для неспешных прогулок. В итоге местные жители могут абсолютно безопасно и беспрепятственно перемещаться по бульвару из одного общественного пространства в другое, расширяя свои досуговые возможности и минуя перекрёстки: не надо идти в обход, пересекать проезжую часть, можно спокойно отпустить ребенка погулять.

Архитекторы заранее обсудили с ГИБДД возможность перенести разворот в конце бульвара. При проектировании использован принцип чёткого разделения потоков: транзитный пешеходный, велосипедный и даже специальная дорожка для владельцев собак.

Детская площадка в Германии
Детская площадка в Германии

• В Германии в последние годы популярен новаторский формат детских игровых пространств, его ещё используют как вариант школьной продлёнки. Выбирается безопасное место, огораживается, в центре складируют строительные отходы, листы фанеры, доски и так далее. Дети сами выбирают сценарий действия и с помощью инструментов — пил и молотков — играют в стройку — создают галеры, самолёты, домики и при этом чувствуют себя абсолютно счастливыми. Иногда площадка совмещается с форматом «игровой фермы» — туда завозят животных, о которых дети заботятся. Зачастую там же есть зона для уединения, кострище для какой–либо сходки–тусовки и прочее. Единственные взрослые здесь — так называемые «игромены», их задача не навязывать идеи, а моделировать игру, решать совместные задачи, «разруливать» нештатные ситуации.

Марина Хорошевская

21 февраля 2019г. в 16:45
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.