МАУ ИЦ «Норильские новости»

Тайны белой земли

Тайны белой земли

Тайны белой земли

25 мая норильчане увидят «Сны белой земли», новый спектакль Заполярной драмы в постановке знаменитого режиссёра–кукольника» Евгения Ибрагимова.
Тайны белой земли

• Неоднократный лауреат Национальной премии «Золотая маска», премии правительства России им. Ф. Волкова, премии им.

К. Станиславского «Золотой скиф». Окончил факультет театра кукол в СПБГАТИ. Руководил театрами в Абакане, Таллине, Праге.

• Важной темой его творчества после яркого дебюта «Иуда Искариот. Предатель» (с этим спектаклем он был в Норильске в 2004 году) стали взаимоотношения Создателя и создания.

• Последние работы посвящает иммерсивному театру, где куклы участвуют наравне с объектами, перформерами, тенями, а зрители перемещаются в пространстве.

Здесь всё — магия. В спектакле оживают снежные горы, в кромешной тьме блуждают трепетные огоньки, по сцене движутся шары–планеты. В какой–то миг из прозрачного полотна рождается человек, потом ещё один, и это — женщина... О том, как режиссёр Евгений Ибрагимов представляет сотворение мира и на что будет похожа его сказка, мы поговорили с мастером накануне премьеры.

Кроме людей, в спектакле много кукол, с ними связаны древние магические ритуалы. Скажите, оживлять кукол трудно?– Первые люди Севера у нас — куклы, и у них есть имена — Адам и Рая. Есть также те, кто за них ответственен — актёры. Всё построено на основе легенд и мифов народов, издревле проживающих на Таймыре. Со мной работает команда единомышленников. И в первую очередь это выдающийся художник из Сибири Дамир Муратов. Музыка к спектаклю оригинальная, каждый звук выписан композитором Николаем Якимовым специально под конкретную сцену, взмах руки. Хореограф — Мария Качалкова, художник по свету — Игорь Фомин, видеохудожник — Юлия Михеева, художник–кукольник — Максим Вахрушев.

Спектакль без слов, и от артиста требуется особая пластика. Все предметы для меня — куклы, даже мячи, только системы управления у них разные. В куклах и сценографии воплотилась мечта Дамира. Мы трепетно относимся к своей работе, добиваемся синхронности, правды, лёгкости. Постановка рассчитана на семейный просмотр, да и как иначе: в тундре, испокон веков испытывающей силы человека, крепость семейных уз ценилась особым образом, так что будем соблюдать традиции. Это спектакль впечатлений, спектакль ощущений. О хрупкости природы, о месте человека в ней. Мы ничего не навязываем; по сути, это просто наш поклон тем, кто живёт в этих прекрасных и непростых условиях.

Кукол к спектаклю изготовил сибирский художник Дамир Муратов, и все они - трогательные и живые.
Кукол к спектаклю изготовил сибирский художник Дамир Муратов, и все они - трогательные и живые.

Откуда материал, послуживший основой для постановки?

– Из грёз и снов. Мы с Дамиром приехали к вам осенью, тогда у меня в голове была чёткая, структурированная история. А спустя время я стал относиться к ней иначе — как–то легче. Зачем загонять себя в рамки, когда есть такое красивое название — «Сны белой земли»? Оно развязало мне руки, ушли условности. История не просто изменилась — улучшилась. Фабула такая: появился человек, что дальше с ним может происходить? Он может быть один? Нет. Верно, наименьшая единица — это двое. Кто–то говорит: это по–библейски. Не спорю: кто читал Библию, поймает свою «летучку» от нас.

 Это спектакль впечатлений, спектакль ощущений. По сути, это поклон создателей тем, кто живёт на Таймыре.
Это спектакль впечатлений, спектакль ощущений. По сути, это поклон создателей тем, кто живёт на Таймыре.

В «Снах» вы то добавляете хаос в неподвижную картинку, то, наоборот, останавливаете движение. Как вы понимаете, когда и зачем это надо делать?

– Иногда мне нужна монохромность, чтобы та или иная картинка методично двигалась. Когда это порядком надоедает, прошу ускориться.

Вы уверены, что всё в вашем спектакле происходит именно с северным человеком?

– Конечно. У нас персонажи в парках выходят: таким образом мы обозначаем территорию присутствия. Сразу становится понятно, что это не Северный Кавказ. На самом деле я рассчитываю на то, что у людей в зале будут рождаться собственные версии.

Почему для вас это важно?

– Мне надоело то, что многие мои коллеги жуют, разжёвывают материал, а потом дают его нам — нате, ешьте, мы уже все смыслы сюда вложили, всё обозначили. Думаю, нужно по–другому разговаривать со зрителями. Следует уважать тех, кто приходит в театр. Втюхивать или внушать не надо — пусть люди делают выводы сами.

Норильские артисты и Евгений Ибрагимов, известный на весь мир драматург вне стандарта, философ и современный сказочник.
Норильские артисты и Евгений Ибрагимов, известный на весь мир драматург вне стандарта, философ и современный сказочник.

У этой медали есть вторая сторона: некоторые художники предлагают совсем заумное, либо сырое или «плохо приготовленное»: мол, разбирайтесь с этим, как хотите, ищите толкования...

– Если это непонятное тебя оскорбляет, унижает, если ты понимаешь, что тебя обманывают, — тогда да, это никуда не годится. Но когда ты смотришь и что– то остаётся для тебя непонятым до конца, загадкой, то ты придёшь посмотреть работу второй раз, будешь размышлять, носить в сердце. Это другое дело.

Птицы, куропатки, олени, человек — всё у вас понятно, даже линейно. А конфликт, собственно, в чём?

– А не надо конфликта! Я, кстати, собираюсь писать диссертацию на эту тему. Нас как учили: нет конфликта — нет драматургии, нет истории. Но это не так! Вот я, допустим, делаю спектакль для беременных женщин: какой ей конфликт, беременной, нужен? Она и так в конфликте.

Ну и что?

– Ну и всё. Если мы слушаем красивую музыку, то разве ищем там конфликт? Нет. И это проверено мной не единожды. После спектакля подходит ко мне дама: пан режиссёр, когда я шла в театр, какие–то мысли в голове крутились лишние, а после вашего спектакля мне плевать, от кого я ношу ребёнка. ...Нет никакого конфликта, не нужен он тут! Пусть каждая картинка будет краше и краше, лучше и лучше, и в финале всё это достигнет полной гармонии.

В случайном луче вот-вот взметнётся «девятым валом» призрачное живое полотно и мягко уляжется к чьим-то ногам.
В случайном луче вот-вот взметнётся «девятым валом» призрачное живое полотно и мягко уляжется к чьим-то ногам.

Ага, тебя ведут в прекрасное–идеальное, а потом ты выходишь из театра — и опять всё то же, серое на сером...

– Зато какое–то время человека держит эта театральная красота! И он ходит наполненный. За этим многие в театр идут. Чаще бывает наоборот: пришли отвлечься от суеты, а со сцены говорят про трупы, наркотики, про грязь. Зачем? Чтобы ещё больше нас накрутить? Я против такого театра. Может, кому–то это нужно, но вот мне лично — нет. Я и так видел всё это. И я в театр за чудом хожу.

Расскажите о себе. Вы человек мира?

– Моя историческая родина — Кубань. Сочи, Красная Поляна — корни там. Я шапсуг. Шапсуги — малый этнос адыгов, нас мало, как и северных народов. С другой стороны, склоняюсь к тому, что их просто не могут верно посчитать. Территория такая — как ты их найдёшь? В посёлках ещё туда–сюда, а тех, кто кочует?..

Я бываю на родине, детей своих вожу туда, чтобы слышали язык. Но сейчас они выросли, им уже 16 и 12 лет, и вряд ли снова повезу: пусть для них эти места останутся сказкой. А живу я в Чехии, кстати, у меня там тоже по соседству земляк есть.

Как вам Норильск, что вы про нас поняли?

– Что это удивительное место, что норильчане — труженики. Север объединяет, и мне кажется, у вас есть чувство локтя.

Один таксист тут мне пожаловался: «Норильск уже не тот», хотя все мне улыбаются, здороваются. И я с ними. Приятно. Встретился с человеком — глазами с ним поздоровайся, это нормально, что тут такого?

Я хочу в Красноярске с этого начать (Евгений Ибрагимов назначен руководителем Красноярского театра кукол. — Авт.): чтоб в театр люди пришли и друг с другом в зале поздоровались. Мы же тогда добрее будем! Сели рядом и поздоровались. Как в церкви. Театр — это тот же приход и есть.

Наши артисты никогда ничего подобного вашим «Снам» не делали...

– Да, трудно им. В театральных институтах на другое ориентируют: на демонстрацию своего «я». А здесь экипаж — каждая кукла втроём ведётся. Тут сердца должны биться в унисон, иначе толку не будет.

...Разговорных спектаклей полно, а у нас только пластика и музыка. В «Снах» рождается мир, создаются хаос и гармония. Зачем слова? Любовь есть, и хорошо. Только она — фундамент.

24 мая 2019г. в 16:00
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.