МАУ ИЦ «Норильские новости»

Я тебя никогда не увижу?

Я тебя никогда не увижу?

Я тебя никогда не увижу?

31 мая вышла последняя программа новостей ГТРК «Норильск» за 60–летнюю с небольшим историю нашей студии...
Из коллекции раритетов норильского телевидения

Стараются не отчаиваться

Сейчас остался лишь корпункт, который высылает по сюжету в день для ГТРК «Красноярск». В ньюс–руме на первом этаже работой корпункта руководит Наталья Сушко. На посту трое журналистов, ещё двое пока в отпуске. Старший редактор Михаил Чечелев, который готовил сюжет о забредшем в Талнах белом мишке, уточняет: «Пока мы работаем как прежде, просто нас теперь меньше». Рассказываю коллегам о водителе такси Дмитрии, который привёз меня на студию. Он искренне переживал: «Трудно поверить, что студию закрыли, где теперь наши новости и другие передачи смотреть?» Телевизионщики сообщают, что их новости показывают в программе «Вести. Красноярск» на телеканале «Россия1».

Вернувшийся со съёмок оператор Евгений Жуков, который работает на студии 15 лет, уточняет, что новости также размещаются на сайте norilsk–tv.ru. Ребята хвалят за патриотизм активного норильчанина Александра Ананьева, который выкладывает их материалы в соцсети. Звонят с телевидения Ямала, просят сюжет о белом мишке. Его «тёзка» Чечелев должен ещё поговорить со специалистами из «Роева ручья», чтобы дополнить информацию. Скоро Михаил, недавно ставший отцом в третий раз, покинет Норильск и будет жить с семьёй в Красноярске. И не факт, что в краевой столице, где есть несколько телерадиокомпаний, он будет заниматься телевидением. Шутит, что станет сельским тружеником. Оператор Сергей Карпов теперь занимается монтажом пожарной сигнализации. А семейная пара — журналист Александра Молодцова и оператор Андрей Казак — перешли в телекомпанию «Северный город». «СГ» теперь смотрят на кабельном канале МТС на кнопке «550» и в интернете. Ведущая Екатерина Овсиенко трудится в пресс-службе ЗФ «Норникеля».

В команде корпункта остаются монтажёры Андрей Братухин и Татьяна Власова. А их коллега Наталья Швецова, что как раз доводит до ума сюжет о волонтёрах, присланный из корпункта Дудинки, норильское телевидение покинет: будет заниматься ребёнком, а там как Бог даст. Наталья забирает горшечный цветок, подаренный студийцам доброхотами из вневедомственной охраны. Ребята предлагают отдать остальные растения в «Заполярку» на память, но мне хочется, чтобы они и дальше украшали жизнь телевизионщиков.

Звукорежиссёров в корпункте не остаётся. Почти 50 лет звуком занималась Наталья Носкова, сейчас она очень переживает за судьбу уникальной фонотеки, которую собирали со дня основания студии, — 19 200 единиц. Плёнки хранятся в особой комнате: фортепианная, симфоническая, эстрадная, народная музыка, которую использовали для озвучивания тысяч телепередач... В своё время её заказывали в Государственном доме радиовещания и звукозаписи, а воспроизвести можно только на специальном магнитофоне. Вместе с Натальей навещаем главного бухгалтера студии Ольгу Тыцких — в её заваленном бумагами кабинете сейчас находятся многие студийные реликвии, в том числе и знаменитая кукла Северок.

На прощанье Наталья Сушко говорит, что решение о закрытии студии правильное экономически, но не человечески. Делится, что норильчан к себе на работу приглашал филиал ВГТРК Южно–Сахалинска. Журналист Оксана Завгородняя на студии с 2007 года, она вела многие интересные проекты, в том числе и фестиваль «Споём о войне», который за пять лет полюбили норильчане. Она улетает в отпуск, после хочет работать в культурной сфере. Оксана обеспокоена дальнейшей судьбой студийного ярко–красного рояля «Блютнер», помнит, как исполняла, аккомпанируя себе, на одном из юбилеев студии: «Я тебя никогда не увижу, я тебя никогда не забуду...». Ребята говорят, что стараются не отчаиваться, хоть на душе тяжело.

Эфирное время

Сегодня нам сложно это представить, но до 1959 года в Норильске вообще не было телевидения. Всю информацию горожане получали из радио и газет. Для Арктики это было делом нормальным, но Норильск всё–таки должен был обеспечить своим жителям такой же комфорт, как на материке, — иначе кто же поедет на его «всесоюзные ударные стройки»?

Февраль 1958 года в Норильске выдался особенно морозным. По приказу начальника комбината Дроздова в случае если температура опускалась ниже –45, работы на открытом воздухе прекращались. И как раз в те дни на голом холме неподалёку от города началось возведение норильского телецентра. Контора «Медьстрой» рыла шестиметровые котлованы, рабочие приступили к обустройству нулевого цикла. Эта стройка тоже была объявлена комсомольской: до ста человек выходили долбить мёрзлый камень на космическом холоде. Но зато у энтузиастов была и отдача: самая большая премия — 300 рублей — полагалась именно землекопам.

Комсомольцы «Медьстроя» взяли шефство над будущим объектом и провозгласили соцобязательство: сократить сроки строительства и сдать здание под монтаж оборудования раньше графика — 29 октября 1958 года, в честь 40–летия ВЛКСМ. В летнюю навигацию 1958–го в Дудинку пришло три контейнера с аппаратурой. Осенью её смонтировали и отладили инженеры–связисты комбината, а в помещениях телецентра закончили отделочные работы. В октябре начался монтаж 100–метровой вышки.

Первый эфир норильчане увидели 31 декабря 1958–го: со словами «Добрый вечер, товарищи!» с экрана к ним обратилась Рахиль Ларина, актриса норильского театра, первый диктор будущей телестудии. Только за первый год норильчане приобрели около пяти тысяч телевизоров. В городе открылось и телеателье — за счёт владельцев оно устанавливало телеприёмники, комнатные и наружные антенны.

Норильская студия предлагала горожанам самые разные сюжеты: рассказывала о передовиках комбината, о жизни Норильска, снимала концерты и спектакли драмтеатра. Была даже собственная детская редакция, где ставили и записывали сказки, помогали маленьким телезрителям готовить уроки в дни актировок. А любимый всеми норильчатами персонаж детской передачи стал известен даже далеко за пределами города. Он родился в начале 1960–х, его «папами и мамами» была вся телестудия: кто–то сшил шубку, кто–то придумал малышу историю, кто–то сочинил песенку. Всем миром выбрали и имя — Северок. Мальчуган появлялся на экране вечером, трижды в неделю, и его популярность была поистине всенародной. Настолько, что даже магазин игрушек «Детский мир» по многочисленным просьбам детворы переименовали в «Северок». Но Заполярьем эта известность не ограничилась. Поэт Самуил Маршак в ответ на письмо норильчат сочинил о малютке целую поэму, и о телегерое, родившимся раньше своих московских коллег Хрюши и Степашки, узнали дети всей страны.

До 1967 года центральные каналы в Норильске не транслировались, и нашим телевизионщикам приходилось самим заполнять все пробелы. Снятые ими фильмы участвовали во всесоюзных фестивалях, демонстрировались на выставке ЭКСПО. В 1975–м ленту о белых медведях кинооператора норильской студии телевидения Юрия Ледина, снятую на Земле Франца–Иосифа, отправили на международный фестиваль в Карловы Вары. Её показывали и в кинотеатрах нашей страны: это был редкий случай, когда документальный фильм региональной студии целый год не покидал прокат. Богатая история нашей студии до сих пор хранится в архивах ГТРК «Норильск». И, как уже сейчас известно, город обязательно позаботится об этом уникальном кинохранилище.

В тему

• Новости регионов интересны не только жителям нашей страны. К примеру, телерадиокомпания «Новый век» — национальный вещатель Республики Татарстан, созданный в 2011 году, — сегодня распространяет сигнал не только по России, но и в странах СНГ, на значительной части Европы и Азии. Компания имеет корреспондентские пункты в Москве, Екатеринбурге, Ижевске, Ульяновске, Уфе и 22 часа в сутки вещает на двух государственных языках — татарском и русском. Не раз «Новый век» становился дипломантом международных и всероссийских конкурсов, в копилке его наград — и престижная Национальная телевизионная премия «ТЭФИ–регион».

• История муниципального (собственно городского) вещания по меркам развития телевидения в нашей стране сравнительно непродолжительная — это 20–25 лет. Зато она очень разноликая. Есть в этой летописи настоящие гиганты, которые работают в крупных городах: к примеру, телеканал «ТВ Центр», созданный по инициативе правительства Москвы в 1997 году. Сегодня он входит в первый мультиплекс цифрового телевидения России, имеет четыре временных дубля для вещания на территории России: Европа (МСК+0), Урал (МСК+2), Сибирь (МСК+4), Дальний Восток (МСК+7). По примерным подсчётам охват аудитории телеканала превышает 100 млн человек. А над созданием контента трудится более двух тысяч специалистов.

• Примеры успешной работы есть и в других столицах — региональных. Муниципальный канал «Вся Уфа» был создан в 1999 году как городское телевидение Башкортостана. Сегодня его смотрят около трёх миллионов человек: причём не только жители самого региона, но и соседи из Оренбургской области. Основная задача телеканала — подробно и оперативно информировать аудиторию обо всех событиях, происходящих в Уфе. Среди приоритетов также спорт, детское вещание и проекты об истории города. Трижды — в 2007, 2008 и 2010 годах — сотрудники телекомпании получали «Орфеев» премии «ТЭФИ–регион». В 2005–м — престижные премии в области связей с общественностью «Серебряный лучник» и «Белое крыло».

 «Вся Уфа»
«Вся Уфа»

• Нередко региональные и муниципальные телекомпании существуют не автономно, а входят в информационные холдинги. Барнаульский ТК «Катунь–24» — часть издательского дома «Регион». А это ещё и радиокомпания, газеты и журналы. Потребность в организации телеканала у администрации Алтайского края появилась в 2000–х годах, когда из–за уменьшения времени вещания ВГТРК и ликвидации нескольких телекомпаний сузилось местное телепространство.

1 мая 2009 года было запущено тестовое вещание канала «Катунь 24», где круглосуточно транслировалась заставка. А уже 7 мая в прямом эфире зрители могли увидеть домашний футбольный матч барнаульского «Динамо». До 2011 года канал был исключительно новостным, позднее в сетке вещания появились художественные и документальные фильмы, телесериалы, ток–шоу, развлекательные и аналитические программы, концерты и спортивные трансляции.

«Катунь–24»
«Катунь–24»

• Есть свои телекомпании и у небольших городов страны, их смотрят и любят десятки тысяч зрителей. В 1999 году в Салавате (Республика Башкортостан) появились свои теленовости, а потом и передачи. Сегодня в городе, численность населения которого немногим больше 150 тысяч человек, продолжает работу ТК «Салават». Ежегодно компанию отмечают эксперты, самых высоких российских наград удостоены авторы передач, посвящённых жизни простых людей.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.