МАУ ИЦ «Норильские новости»

Финансисты - особые люди

Финансисты - особые люди

Послезавтра Минфину России исполняется 200 лет. Накануне юбилея корреспондент "ЗП" встретился с норильским "министром финансов" - начальником финансового управления администрации Г.В.КИПТЕВЫМ.

- Геннадий Викторович, как получилось, что вы, профессиональный юрист, стали главным городским финансистом?

- По первому образованию я действительно юрист, закончил юрфак Красноярского университета. Но потом несколько лет возглавлял норильский филиал Национальной регистрационной компании, которая является главным реестродержателем "Норильского никеля", осуществляет все операции по учёту прав на акции компании. А ценные бумаги - это тоже один из сегментов финансового рынка. Так что на работу в финансовое управление я шёл не как "белый лист". Как это получилось... Мне хотелось попробовать себя на новом поприще, к тому же получить приглашение поработать в команде Бударгина - это редкий шанс, говорю не ради красного словца...

Если будем исходить строго из "документальной" принадлежности, полноценным финансистом я скоро стану. В этом году заканчиваю учёбу в Финансовой академии при Правительстве России, готовлю дипломную работу.

- На какую тему?

- "Платежи предприятия в бюджет".

- Думаю, нашим читателям интересно узнать - чем занимается финансовое управление администрации?

- Тем же, чем занимается Минфин в масштабах России. Наша главная задача - исполнение бюджета, непосредственное участие в бюджетном процессе. То есть в отличие от любого другого управления администрации у финуправления не существует "тихих" периодов. Бюджетный процесс - понятие не только круглогодичное, но и, если можно так сказать, круглосуточное. У нас есть даже такая шутка, когда сотрудник говорит - "вчера я опять ушёл завтра", - то есть сидел на работе до ночи...

- Бюджеты бывают разные?

- Конечно. Двух одинаковых бюджетов в природе не существует. Бюджет - это экономическое отражение текущей жизни. Поэтому любые перемены в жизни неизменно проецируются на бюджетных статьях.

- А финансовая жизнь ещё и сильно зависит от политики?

- Не хотелось бы, но это, увы, так. Американский президент Рональд Рейган в своё время точно заметил: "Сегодняшние обещания политиков - это завтрашние налоги". Политики могут наобещать горы золотые, но в бюджете все их посулы будут разложены по полочкам: на одно деньги есть, на другое их взять неоткуда. Поэтому финансисты - это, как правило, люди очень трезвомыслящие. Поскольку они знают точную цену обещаниям политиков. В прямом и переносном смысле.

- И кто, интересно, из нынешних кандидатов в губернаторы обещает меньше всех?

- Самые реальные вещи говорит Хлопонин. Но это и понятно - он ведь по образованию финансист, имеющий большой опыт практической работы.

- Геннадий Викторович, выборы сильно влияют на финансовую жизнь?

- В определённой степени влияют, конечно. Приходит новая команда, ей нужно время, чтобы войти в курс, разобраться в нюансах бюджетного процесса. Потом - это не исключено - могут возникнуть осложнения, связанные как раз с предвыборными обещаниями - чтобы дать одним, придётся обделить других. В бюджете, если он свёрстан правильно, "лишних" денег не может быть в принципе. А их перераспределение - это уже определённо политика. Как это выглядит на практике? Помните, в феврале Александр Лебедь заявил о том, что бюджет Норильска необходимо урезать втрое? Вот вам и влияние предвыборной (или послевыборной) ситуации на состояние финансов.

- Но ведь Лебедь тогда, если помните, своего добился: Минфин запретил выплачивать "кавэшки" норильским бюджетникам.

- С "кавэшками" вопрос сложнее, чем кажется на первый взгляд. Я бы не хотел касаться этой темы сейчас, но могу вас заверить, что для городской администрации урегулирование вопроса с КВ - наиглавнейшая забота. И в социально-экономическом прогнозе на 2003 год ясно сказано: падения уровня доходов бюджетников допустить нельзя. Сейчас идёт серьёзная работа с Минфином, Минтруда. Но, повторяю, говорить о ней подробно считаю преждевременным.

- Как составляется бюджет?

- Бюджетный процесс "запускается" специальным постановлением главы города "О разработке прогноза социально-экономического развития и бюджета" на конкретный год. После этого составляется прогноз социально-экономического развития территории, в котором определяются главные параметры экономического развития (это называется финансовым балансом территории): какая будет инфляция, сколько предполагается собрать налогов, как будут изменяться тарифы и цены. Это, скажем так, очень грубая проработка бюджета, определение его основных контуров.

Позже, после согласования прогноза в краевом управлении экономического развития, начинается "тонкая настройка". То есть работа с расходной частью бюджета. Мы определяем "хотелки" всех бюджетополучателей и уже по сметам, которые составляют бюджетные учреждения, "раскладываем по полочкам" кому и сколько.

Защита смет - это, пожалуй, один из самых интересных этапов бюджетного процесса. Как сказал один финансист, "разработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований". Понятно, что при распределении, при защите смет мы не можем позволить, чтобы, например, одно учреждение запланировало покупку двадцати микроволновых печей, а у другого не хватило денег даже на ремонты. Защита смет приучает руководителей бюджетных организаций мыслить экономическими категориями. И это правильно, это нормально. Не верьте тем, кто говорит, что в бюджете деньги тратятся на что попало. Бюджетные деньги - это государевы деньги, контроль за их расходованием очень серьёзный, и распределяются они не по принципу "захотел и взял". Можете спросить у депутатов горсовета. Мы в этом году впервые предложили им присутствовать на защите смет руководителями бюджетных подразделений. С депутатами, когда они видят финансистов в деле, работать проще, поскольку они присутствуют именно при той самой "тонкой настройке" бюджета.

Параллельно мы ведём работу с основными налогоплательщиками, потом защищаем бюджет в крайфинуправлении: Понятно, я обрисовываю только самую общую схему. Бюджетный процесс рассчитан на то, что принятие бюджетов идёт поступенчато... сначала - федеральный, потом - региональный, краевой, потом - городской. Если все идёт гладко, то в новый год входим с новым бюджетом. Но вы же помните, что краевой бюджет на 2002 год депутаты Законодательного Собрания приняли только в апреле...

Постановление главы города о разработке прогноза социально-экономического развития на 2003 год было подписано 5 июня, так что всё лето у финансистов городской администрации был самый "сенокос". И не только у них. В бюджетном процессе задействованы многие структуры: управление муниципального заказа готовит перечень муниципальных контрактов, департамент по управлению собственностью - финансовый план по ЖКХ, управление по трудовым ресурсам - сценарные условия деятельности... Словом, разработка бюджета - очень серьёзная и "многоуровневая" работа.

- А ещё надо отстоять бюджет в крае...

- Разумеется. Но мы всегда предлагаем реальный подход: вот наши обоснованные нужды, вот реальные объёмы налоговой массы, вот предложения по нормативам, по регулируемым налогам. Сейчас у городской власти появилась собственность, жилищно-коммунальная сфера, которую предстоит эффективно содержать в условиях Крайнего Севера, а это тоже деньги. В прогнозе на 2003 год запланировано 11 миллиардов 800 миллионов рублей.

- После того, как бюджет принят, его можно не касаться?

- Не бывает такого. Бюджет - это, повторяю, реальное отражение текущей жизни. То есть постоянно идёт динамичное перераспределение финансовых средств в соответствии с реальными нуждами.

- Рядовой горожанин может посмотреть бюджет?

- Конечно, может. Один из главных принципов бюджетного процесса - это его гласность и "прозрачность". Люди имеют право знать, на что тратятся их налоги. Это одна из базовых ценностей гражданского общества, говорю вам как юрист... Поэтому окончательный вариант бюджета всегда публикуется в "Заполярной правде", да и любые поправки к бюджету тоже.

- Но ведь часто приходится слышать: вон, мол, куда наши денежки идут - наплодили чиновников непонятно зачем...

- Я вам скажу, что "наплодить чиновников" просто так в бюджетной сфере очень трудно. За этим следят и в крае, и в Федерации. Чуть что - сразу вопросы: а почему у вас такой рост аппарата? Но нужно понимать, что нет желания наращивать бюрократический аппарат ради численности. Есть функции и задачи, которые должна исполнять муниципальная власть, есть полномочия, переданные органам местного самоуправления. Для того чтобы выполнять эти функции, нужны люди. Ну никуда вы не денетесь: коли в муниципалитет передано собственности на сумму, если не ошибаюсь, 25 миллиардов рублей, то нужны специалисты, которые должны будут организовать эффективное управление этой собственностью.

Другой вопрос - уровень подготовки кадров, которые приходят на муниципальную службу. Но это уже другой разговор. Сейчас ведь и административную реформу затевают для того, чтобы повысить профессиональный уровень муниципальных служащих.

- А уровень ваших подчиненных вас устраивает?

- В финансовом управлении администрации работает 31 человек, включая меня и уборщицу. Не хочу никого обидеть, но сотрудники финуправления - это особые люди. У меня характер недостаточно жёсткий, знаю за собой такой недостаток. Когда я сюда шёл, то, если говорить напрямую, переживал, насколько быстро удастся мне войти в коллектив, смогу ли создать работоспособную команду на новом для меня поприще... Думаю, мне повезло, что моими подчинёнными оказались именно финансисты, да и просто хорошие люди.

У финансистов, видите ли, редкая специфика: чтобы достичь высот в профессии, одних знаний недостаточно. Нужно обладать очень редким набором человеческих качеств: ответственность, основательность и, главное, - порядочность. Ведь приходится и на работе засиживаться допоздна, и выходные прихватывать... А работа ответственная, и "тихих периодов" у финуправления, как я уже сказал, не бывает. Поэтому грамотный, высококвалифицированный финансист - это, если можно так выразиться, "золотой запас" нашей муниципальной службы. В силу специфики работы финансисты - народ весьма консервативный. Очень трезвомыслящий. С высоким уровнем здравого смысла. Мне повезло, что я работаю с этими людьми. И от всей души поздравляю уважаемых коллег с нашим юбилеем - 200-летием создания первого российского министерства финансов.

"Заполярка" поздравляет с юбилеем и специалистов отдела Федерального казначейства по городу Норильску, и сотрудников финансового управления Заполярного филиала ГМК. Пусть всегда будут деньги!

Спрашивал Владислав ТОЛСТОВ

6 сентября 2002г. в 14:30
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.