МАУ ИЦ «Норильские новости»

Большие перемены

Большие перемены

Большие перемены

В России 1 сентября за парты сядет рекордное число школьников — 16,5 миллиона, а также около четырёх миллионов студентов. Какие новации ждут школы и вузы? Что сулит учащимся нынешний год? Ответ на эти вопросы поищем в печатных и электронных российских СМИ.



«Я поведу тебя в музей...»

С сентября в школах начнут преподавать второй иностранный там, где его не было и есть такая возможность, сообщает издание. В программы разных регионов добавятся родной язык и родная литература плюс шахматы. Помимо этого, по всем школьным предметам разрабатываются (а по некоторым — уже утверждены) новые концепции, которые сделают уроки более современными и продвинутыми.

«Возьмём технологию, или труд. Роботы–помощники, промышленный дизайн, «умный дом», 3D–печать — всё это постепенно входит в школьные программы, — перечисляет новшества «Российская газета». — А сами уроки технологии теперь будут проходить не только в классах, но и на площадке суперсовременных детских технопарков «Кванториум». Такие центры научно–технического творчества появятся в каждом крупном городе».

Для учеников младших и средних классов организован «Культурный норматив». Ребята будут посещать выставки, концерты, спектакли, смотреть фильмы и читать книги. А все свои впечатления отмечать в дневнике. Кстати, цифровые музеи, театры, библиотеки станут доступны на сайте Российской электронной школы. Это единая информационно–образовательная платформа, которая объединит учеников, учителей и родителей по всей стране. Планируется, что она даст равный доступ к качественному образованию каждому ребёнку, так как содержит полный курс уроков по всем школьным предметам, составленных лучшими педагогами России. Это почти 100 тысяч уникальных задач. Плюс — почти пять тысяч учебных материалов: тесты, виртуальные лаборатории, обучающие видео и аудио. Пользоваться ими можно хоть в классе, хоть дома. Из других нововведений — все регионы получат рекомендации, как использовать смартфоны в школах. И детям, и учителям предложат переводить гаджеты в режим «без звука». Кроме того, личные мобильники ученикам могут запретить на уроке. В школах должны быть выделены специальные места для хранения девайсов и продуманы способы связи с родителями. Как вариант — дежурный телефон у учителя на столе. Но это только рекомендации, уточняет издание. Окончательное решение должна принимать сама школа.

Педагогов также ждёт много нового. Во–первых, появятся должности старшего и ведущего учителя. Старший будет методически сопровождать работу коллег, участвовать в разработке индивидуальных программ. Ведущий — выступит наставником для молодых учителей, поможет им войти в профессию. Помимо этого, студентам разрешат вести уроки в школе и получать за это зарплату.

А вообще, нагрузка на учителей должна серьёзно снизиться. Министерство просвещения подготовило поправки в законодательство, которые оставят педагогу только четыре документа: рабочую программу, тематический план урока, электронный журнал и электронный дневник. А всевозможными отчётами, которые занимали у педагога уйму времени, будет заниматься администрация школы.



Экзамены усложнят

Если предыдущие реформы затрагивали в большей степени учеников младших классов, то это новшество актуально уже для выпускников средней школы: в ОГЭ (том, что ещё несколько лет назад называлось ГИА) пересмотрят варианты контрольно–измерительных материалов — КИМов. Как поясняют «Санкт–Петербургские ведомости», аттестационной комиссии задания для экзаменуемых показались недостаточно сложными. Поэтому с 2020 года «простые» вопросы, где необходимо выбрать один верный ответ, сократят, а также изменят количество заданий. Коснутся нововведения и итоговых баллов — их минимальный и максимальный пороги собираются пересмотреть.

Издание напоминает: уже во многих школах и гимназиях начиная с пятого класса предметы делятся на обязательные — те, которые спонсирует государство, и по выбору — платные занятия, стоящие родителям некоторой денежной суммы. Тенденция к более творческому характеру образования и возможности детского саморазвития негласно предполагает, что рано или поздно эта система придёт в каждую школу. Также вполне возможно повсеместное введение шестидневки даже для учреждений, сумевших отказаться от этого графика. Связано это с увеличением нагрузки — часть новых предметов, вероятно, придётся вынести на субботу.



Ошибок в учебниках станет меньше

«После утверждения стандартов, а это планируется сделать к концу 2019–го, мы организуем работу по обновлению примерных основных программ. Эта работа должна завершиться во втором квартале 2020 года», — цитирует министра просвещения России Ольгу Васильеву со ссылкой на портал regnum.ru Международный информационный центр «Новости России».

Новые образовательные стандарты для средней школы чётко зафиксируют, что и в каком классе учитель должен дать ребёнку. Помимо этого эксперты рассматривают возможность введения в стандарты оценки индивидуального прогресса учеников, чтобы можно было видеть их динамику, обеспечить усложнение знаний, соотнести друг с другом учебный материал по разным предметам, проработать всё, что связано с метапредметными результатами — то есть знаниями и умениями вообще, а не конкретно по химии или географии. По этому пути идёт весь мир.

Вслед за стандартами обновятся и образовательные программы по всем предметам, а также учебники. Ошибок в них станет меньше. Положительное заключение любому изданию будет выдаваться всего на пять лет. При этом эксперты будут нести персональную ответственность за любой учебник, которому они дали добро.

Свой взгляд

<b>Елена Попова</b>, <div class='o'></div>журналист, внештатный автор «ЗП»
Елена Попова, журналист, внештатный автор «ЗП»

Амбициозная цель — сделать образование в нашей стране сильнейшим в мире — давно не даёт спать великим российским умам. И я могу понять, чем это вызвано. «Более 25% российских школьников оканчивают 9–й класс, не обладая минимальным набором функциональных умений, необходимых для успеха в жизни. Как правило, в дальнейшем отставание только усиливается... Для страны это означает потери минимум 15% ВВП и несёт риски подрыва социальной устойчивости. В странах–лидерах соответствующие потери в два–три раза ниже: доля функционально неуспешных там — не более 8–10%» — такие данные приводятся в докладе Высшей школы экономики и Центра стратегических разработок, где подробно расписано, что нужно изменить в системе российского образования к лучшему.

Речь там идёт, в частности, и о поддержке раннего развития, и о школе цифрового века, и о повышении самостоятельности и мотивации «в рамках действующих образовательных стандартов» и даже о непонятной для меня «новой грамотности» и «метапредметных навыках»... Доклад «вышки», а по сути — реформа российского образования, нацелен на перспективу. А между тем определённые нововведения появятся в наших школах уже с понедельника. Реакция на них у родителей и учеников зачастую неоднозначная.

Так, например, в начальной школе с этого учебного года вводится такой урок, как шахматы. Отличная, на первый взгляд, инициатива! Если бы не один нюанс: новым предметом заменят третий на неделе час физкультуры у первоклашек. Что для Норильска, где ввиду климатических условий дети и так очень мало двигаются, не так уж и хорошо. Хотя плюсы от шахмат действительно очевидны.

Чего не скажешь о втором иностранном языке как обязательном предмете. Вот как быть в ситуации, к примеру, когда ребёнок заведомый «технарь» и ему с одним–то английским дай бог управиться? Может, стоило бы всё–таки сделать упор на развитии эффективных методик преподавания одного иностранного? Скажу, что даже в этом случае мы не будем выглядеть хуже ряда европейских стран. В Испании и Италии — для меня это недавно стало открытием — люди говорят только на родном языке, очень мало кто может хотя бы сносно общаться на английском.

Где родители, заинтересованные в качественном обучении своих детей и вынужденные в связи с этим нередко обращаться к услугам репетиторов по английскому, будут искать педагогов– «немцев», «французов» или «испанцев», особенно в небольших городах? И многие ли из родителей это в принципе потянут, учитывая, что есть ещё основные — более важные предметы, по которым тоже зачастую нужны репетиторы? Боюсь, что может получиться как в известной поговорке про двух зайцев... Хотя инициатива, не буду спорить, похвальная. Одно успокаивает: министерство оставляет за школами право вводить второй иностранный язык поэтапно, по мере готовности.

Что ещё предусмотрено нововведениями? Что в школах с нового учебного года активно будут использовать цифровые технологии. Это и переход к электронным книгам, и трансляция онлайн–уроков, и создание учителями сайтов, и VR–очки... Аргументы государственных деятелей весомы — на дворе двадцать первый век, наука не стоит на месте, мы должны идти в ногу со временем, школа должна соответствовать. Но не перегибают ли у нас палку, увлекаясь количеством преобразований и забывая о пресловутом качестве образования? Время покажет.

30 августа 2019г. в 15:30
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.