В бухте Медуза учат на экологов
В бухте Медуза учат на экологов
- Фаина, оказывается, у нас есть экологическая школа. Кто ее открыл, где и когда?
- В прошлом году мы, то есть заповедник, по приглашению "Росбанка" приняли участие в грантовой программе "Новый день". Написали проект и выиграли грант - 2,5 тысячи долларов.
- Кто они - школьники-экологи?
- Старшеклассники от 14 до 16 лет, в основном жители Дудинки и Диксона, семь девчонок и пять мальчишек. Проект адресован детям, одаренным в области естественных наук. Нашей задачей было познакомить их с Арктикой поближе. Показать возможные направления работы, воспитать будущее поколение экологов. Мне кажется, предприятие получилось. Каждый день был занят выходами в поле, камеральной обработкой, встречами с учеными, разработкой концепций. Ребят принимали в школу с условием, что результаты своей деятельности они представят на городских и российских научно-практических конференциях.
- Как можно добраться до бухты? Где это?
- Она находится в устье речки Медузы при ее впадении в Енисейский залив Карского моря. 31 июля ночью мы с группой детей приехали туда на вездеходах. Нас завезли на биостанцию имени Виллема Баренца. Здесь находится стационар, мониторинговая площадка, на которой ежегодно работают группы ученых - международных и российских. Этим летом там побывали ученые из ЮАР и Голландии.
- Вы общались? На английском?
- Нет, они говорят по-немецки, в роли переводчицы выступала орнитолог с Украины, из Мелитополя. Голландцы изучают миграции птиц, в основном куликов.
- И откуда они к нам летят?
- Из Голландии, точнее, через Голландию, где собираются с разных зимовок. Потом через озеро Сиваш на Украине прилетают в бухту Медуза. Вместе с птицами прилетают и улетают ученые. Мы жили рядом.
- В палатках или домиках?
- В одном большом здании биостанции. Оно может принимать до 25 человек. Дом построен на средства Всемирного фонда охраны дикой природы на территории заповедника в 1995 году. Его открывал принц Филипп, председатель фонда. Он вполне благоустроенный, напоминает наши турбазы. Там отдельные комнаты с кроватями. Есть дизель, а значит, электричество и отопление. У нас было все необходимое для нормальной жизни: электрическая и газовая плитки, банька во дворе, телевизор, и, что очень важно, связь с Большой Землей - радиостанция. Голландцы работали только с компьютерами, в которых сразу обрабатывали информацию.
- В тундре городских детей что-нибудь удивило?
- Этот год - урожайный на леммингов, которых было ну просто очень много. Однажды мы наблюдали за двумя дерущимися прямо за крыльцом леммингами. Причем определили, что это два разных вида - копытный и сибирский. Сфотографировали их для детской газеты "Морошка". Один мальчик, Сережа из Диксона, в них просто влюбился, сказал, что будет заниматься только леммингами.
- Иностранцы - всегда интересно. Расскажите про соседей-голландцев.
- Мы очень им благодарны за отзывчивость. У них очень много работы, заканчивают сезон. По 8-12 часов проводят в поле, потом ночью обрабатывают результаты. Мы скромненько попросили Ганса и Ингрид: "Если найдете время, может быть, расскажете детям, над чем работаете?" Они посоветовались и говорят: "Мы вам завтра проводим экскурсию. Собирайте группу". Всю ночь они рисовали графики и цветные картинки. Принесли муляж яйца с датчиками-проводками для исследований, рассказали о методах работы в поле. Повели на мониторинговую площадку, у них там стоят ловчие сети на кольцевание. Ганс, руководитель группы, изображал кулика, летал, а дети его ловили в сеть. Все хохотали. Нам показали, как кольцуют птичку. Потом повели искать семью куликов. Дали подержать в руках птенцов. Они даже не реагируют, а папа-кулик с кольцами на лапах вокруг бегает и переживает. Птенцов мы, конечно, вернули на место. После этого пять человек сказали, что будут писать работы только по куликам. Голландцы их и проконсультировали, и литературу дали. Потом, на прощание, на вечере закрытия с гитарой и песнями Ганс выдал всем детям по "Марсу" или "Сникерсу". К этому времени все наши конфеты были давно съедены, а "Марс" в тундре - экзотика.
- Чему посвятят себя другие ученики экологической школы?
- Четверо детей выбрали лихенологию, науку о лишайниках. Для меня самым большим признанием было, когда по заданию поварихи мы шли и смотрели под ноги в поисках грибов. Я говорю: "Ой, что я нашла!" А один мальчик спрашивает: "Что?" - "Гриб". "Эх, - говорит, - разве это находка? Лучше бы нашли кладонию бокоплодную".
- А что это?
- Лишайник, очень красивый. Похож на маленькие грибочки в виде вазы, по краям - красные шарики. В этот период времени они образуют споры.
- Вам так нравятся лишайники?
- Я их безумно люблю. По первой профессии я учитель биологии и химии. Лишайники - самое интересное, что есть в природе. Мое мнение разделили трое ребят экологической школы.
- Ну, и чем же они так интересны?
- Зимой мы делали выставку "Арктические сфинксы" совместно с Норильской детской художественной школой, на которой рассказали, как люди используют лишайники. Вот уже более двух тысяч лет из них делают пудру. Черными лишайниками пудрили парики фараонам. Шотландские крестьяне изготавливали из исландского лишайника (цетрарии исландской) тоник. Карл Линней говорил, что на лишайниках зиждется благосостояние всей Лапландии. Хороший повар может приготовить из них более 70 блюд. Вещества, полученные из лишайников, использовали для лечения онкологических заболеваний и при ожогах. На их основе готовят бальзам "Спасатель". Лишайники - индикатор чистоты атмосферы. Поэтому около Норильска их нет. Те лишайники, которые можно увидеть на камнях, ризокарпон, могут расти до шести тысяч лет. Возможно, они пережили египетские пирамиды. На этом свойстве лишайников основан способ определения возраста горных пород. Именно благодаря ризокарпону был определен возраст истуканов острова Пасхи. Они выточены из вулканического туфа. Вычислить сколько им лет радиометрическим способом было невозможно, так как меченый радиоуглерод не проходит через вулканический туф. Потом археологи подтвердили, что возраст определен лихенологами верно. В 70-е годы у нас в стране целая парфюмерная линия выпускалась на основе вещества, полученного из лишайника "Дубовый мох". Например, мыло и духи "Кармен":
- Настоящая ода лишайникам. Что-нибудь еще увлекло учащихся экологической школы?
- Группа детей занималась геоботаникой. Были заложены геоботанические исследовательские мониторинговые площадки, собран интересный гербарий.
- Разве в бухте Медуза много растений? Это же север. Какая там, кстати, погода в июле-начале августа?
- Плюс пять, шесть, восемь. Все время ветер. Когда издали смотришь на тундру, она похожа на ровный, зеленоватый, пастельного тона, ковер. А когда присмотришься ближе, она вся цветет. И настолько неожиданно и ярко! Ягод там нет, слишком холодно. Много осок, злаковых, сложноцветных, великолепная пушица. Просто цветущий сад - желтый, фиолетовый, красный, белый... Незабудок много, кроме голубых, попадаются сиреневые и белые. А шмели там какие! Бабочки! Иногда встречаются комары. Снег не тает. Очень красиво: небо, вода, камни, снег и яркая цветущая тундра. Дети влюбились и в тундру, и в ее обитателей. Видели очень близко чаек-поморников, куропаток, случайно заплывшую нерпу, она на рыбу охотилась. На обратном пути в Диксоне побывали на яхте, совершающей кругосветное путешествие. Детей принимала международная команда путешественников: немцы, голландцы, норвежцы, русские.
- На следующее лето школа продолжит свою работу?
- Хотим ехать снова. Желающие есть, и поддержка, я думаю, будет. Должны появиться фильм о поездке и сборник детских рассказов о ней. В 7-й школе в Дудинке в октябре мы, то есть заповедник, собираемся открыть большую совместную выставку городского значения, на которой расскажем о природе Арктики. Создателями выставки и экскурсоводами будут учащиеся экологической школы. Конечно, они напишут и научно-исследовательские работы. Финансирование гранта поддержали окружное и городское управления образования Дудинки, ее администрация. Немалые средства вложил заповедник. Наши помещения, транспорт, горючее. Спонсорскую помощь в предоставлении сувенирной продукции оказали Комитет природных ресурсов ТАО и Норильская горно-металлургическая компания. Грантовские деньги ушли на полевое оборудование, микроскопы, лупы, канцтовары. Эколого-просветительскую деятельность поддержал и Норильскгазпром. Нам очень многие помогают. Поступает много предложений сотрудничать - от образовательных учреждений, из школ. Полно заявок на передвижные выставки. Сотрудничаем с Музеем истории освоения и развития НПР, больше - с его талнахским филиалом, с Норильской художественной галереей. Хорошие творческие отношения с Норильской детской художественной школой, кинотеатром "Родина".
- Конечно, это странно, но в своей работе мне приходилось сталкиваться с тем, что в некоторых учреждениях начальство мешает подчиненным получить гранты или же по-иному препятствует творческим инициативам. Как с этим у вас?
- У нас очень лояльная администрация. Творческие люди и проекты приветствуются. А иначе никакой экологической школы не было бы.
Гостью "ЗП" расспрашивала Татьяна РЫЧКОВА