МАУ ИЦ «Норильские новости»

Орешек знаний твёрд

Орешек знаний твёрд

Орешек знаний твёрд

2002 год. Экзамен по логике. Я, обливаясь потом, смотрю на пять задач. Вдохновенно рассказываю, как решить первые три, дальше — вариантов нет. Я и условий–то не поняла: похоже на «смешайте кислое с синим, как в таком случае полететь в космос?» Кручусь по известным мне ответам, а в конце наглею: «Мы же с вами знаем решение, но, уверена, у вас есть альтернативный ответ?» И знаете что? Сработало.

Таких случаев у каждого студента хоть отбавляй. Забавных ситуаций, приколов не счесть. А суеверия? Прокричать в форточку «халява, приди!», встать с нужной ноги, положить пятак в ботинок. Моё любимое: всё время экзамена родственник или любимый человек должен держать себя левой рукой за правое ухо.

Накануне праздника «Заполярка» решила порасспрашивать... Не угадали! Не студентов. Преподавателей, чтобы узнать, с какими курьёзными случаями они сталкивались за свою карьеру и кто такие — современные абитуриенты?

Поколение визуалов

Жанна Петухова, профессор экономики, преподаватель НГИИ. В институте преподаёт с 2004 года:

— Сегодня говорят, что все новые поколения детей отличаются от предыдущих. Вот как мы экзамены сдавали? Сначала писали метровые шпоры, потом прятали и списывали. А теперь лиши студента гаджета, и он как без рук. При этом новое время диктует новое поведение как студентам, так и преподавателям. Хочешь оставаться авторитетом, найди иной подход к обучению. В моде максимальная визуализация. Не зачитывание данных, как раньше, не зубрёжка. Нынешние студенты — визуалы. И для этого сейчас всё есть: берёшь планшет, загружаешь презентацию, делаешь пометки. И всё это в мгновение ока.

Мне однажды рассказали, как знакомятся слушатели курсов «Информационные системы». Дело было в московском вузе: один из ребят пришёл в группу в самом конце семестра. Преподаватель предложила ему взять лекции у одногруппников. Так студенты сначала подружились в соцсетях и только потом начали общаться вживую. Хотя в одной аудитории сидят! Вообще, ребята с кафедр информационных систем и технологий особенные, каждый в своём мире живёт!

Мой собственный сын тоже из этой среды, сейчас учится в «Сколково». И я вечно задаю ему «глупые» IT–вопросы. Для его поколения — это естественная часть жизни, для меня — наука современности.

Я несколько лет работала в приёмной комиссии. И видела, как часто родители решают за своё дитя, кем ему быть. В лучшем случае он потом переучивается, в худшем — работает по нелюбимой профессии. Был у меня студент на кафедре промышленного и гражданского строительства. Неплохо себя показал. А ближе к пятому курсу говорит: «Вот получу диплом и поеду учиться на режиссёра». Вот так. Оказалось, диплом — для мамы, а он мечтал о режиссуре. И, насколько знаю, уехал поступать. Да в моей собственной жизни был пример: я всегда мечтала, чтобы сын был кардиохирургом. И он вроде соглашался. Но в 10–м классе Миша сильно порезал палец, ему стало плохо от вида крови. Я спрашиваю: «Как же ты врачом будешь?» А сын мне: «Ну, вы же с бабушкой хотели, чтобы я был хирургом. А я хочу поступить на информатику». Слава богу, успели подготовиться, и он поступил на бюджет в НГИИ. И сейчас счастлив в своей профессии.

Это «вышка»

А кому–то, что называется, на роду написано узнать то, что надо.

— Я одному студенту как–то не поставила зачёт: он не был в курсе, что такое перемычка в оконном проёме, — продолжает Жанна Петухова. — Я вообще–то строитель по образованию, но со временем стала доктором наук по экономике, профессором. Так вот того студента я отправила доучивать. Встречаю его после летних каникул, он подходит, жалуется: «Злой рок какой–то, Жанна Геннадьевна! Я всё лето на стройке работал, сносил эти перемычки и каждый раз вспоминал вас».

Истинное удовольствие видеть, когда ребята прыгают выше головы. Помню, был один дипломник, Семён. Он очень плохо говорил, публичные выступления для него — пытка. Не успел «разговориться» в течение курса. Мы с ним учились азам выступления, я знала, что он репетирует перед зеркалом. К тому же Семён всегда ходил в свитерах, а перед защитой я по-просила его надеть рубашку. Он пришёл в костюме при галстуке и представил доклад так, что комиссия, не совещаясь, поставила ему «отлично». Я аплодировала Сене в душе. Даже не представляю, каких усилий ему это стоило.

Схожая история была с другим студентом. Он учился на тройки и попал ко мне в качестве дипломника. И вот я ему говорю: «Ты не имеешь права меня подвести, у меня одни отличники. Пойми свою ответственность!» С троечниками, по–моему, легче работать, главное — зацепить их за живое, и они быстро собираются. Тот студент пообещал мне стараться и посетил больше всех в группе консультаций. В итоге — «отлично» на защите. Это дорогого стоило, я им гордилась.

Найдите отличия

Светлана Виноградова, кандидат наук, проректор НГИИ по науке. Несколько лет преподавала во Франции, общий педагогический стаж более 15 лет:

— Быть преподавателем вуза в Норильске для меня ново. Я работала в вузах в Екатеринбурге, в школах в России, Франции. Начинала в норильском лицее № 3 преподавателем истории и обществознания, затем уехала в Екатеринбург учить студентов философии, там встретила будущего мужа–француза и уехала. Помню, сама себя снова студенткой ощутила, только в реальной жизни. Языка не знаю, а так много хочется сказать!

Отличаются ли студенты у нас и во Франции? За границей ребята ещё с подросткового возраста задумываются, кем быть. У нас эта тенденция только стала входить в моду. В крупных российских городах ребята уже с 1–2–х курсов начинают ездить на стажировки в другие страны, в Европе такая практика существует давно. Отсюда и молодые высокопоставленные руководители, учёные, рано добившиеся успеха, — просто люди сразу поняли, кем хотят быть. И, не распыляясь, все силы вкладывали в это.

Хотя надо быть справедливым: везде есть те, кто не может себя найти, уже даже будучи студентом. Правда, во Франции подход к высшему образованию другой. Там немногие идут на «вышку», большинство получает среднее профессиональное образование. Они стремятся найти рабочую специальность, которая их прокормит в любом случае. Плюс в вузах стипендия невелика. Да, обучение в государственном вузе бесплатное, но в частном обходится в круглую сумму. Главное — в вузах идёт жёсткая «селекция» . Так что, выходит, мотивация к обучению крайне высока. Правда, и у нас такое бывает. Когда я работала в медицинском вузе в Екатеринбурге, наблюдала такую же картину. Так, должно быть, выглядит призвание, когда учёба сложна и кропотлива, но ты хочешь учиться.

Существует ещё одно отличие между нашими студентами и иностранными. В мире не готовят специалистов столь широкого профиля, как у нас. Например, возьмём гуманитарное направление. Когда я показывала свои дипломы и резюме, французы не понимали, как, будучи преподавателем истории, я могла работать в библиотеке, в школе, на телевидении и даже в компании «Норникель». У них же всё чётко: «Специалист по истории литературы XVIII века». И хоть тресни. У нас же — возможности для полёта и творчества.

В тему

25 января — День студента

Уважаемые учащиеся вузов и ссузов Норильска, примите самые тёплые поздравления с Днём студента!

Несмотря на то что в этом году Татьянин день выпадает на субботу, у многих из вас сейчас, как всегда, горячая пора — сессия в самом разгаре. Каждый из тех, кто когда–то покрывался холодным потом во время зачётов и экзаменов, испытывал дрожь в коленях при защите курсовых и дипломных работ, прекрасно помнит эти дни, но, несмотря на все сессионные волнения, студенческие годы мы вспоминаем с ностальгией и теплом. Именно студенчество является важнейшим шагом во взрослую жизнь, краеугольным камнем в будущей карьере, ведь во время учёбы мы не только получаем ценные знания, но и бесценный опыт общения.

Дорогие студенты, искренне желаем вам успешной сдачи сессии, побольше интересных лекций и практики, взаимопонимания с преподавателями и однокурсниками, трудоустройства по желаемой специальности и весёлой жизни не только от сессии до сессии!

Ринат Ахметчин,

глава города Норильска

Александр Пестряков,

председатель Норильского городского Совета депутатов

Судьбу студента может решить искусственный интеллект<div class='o'></div>
Судьбу студента может решить искусственный интеллект

В 2021 году студентов российских вузов начнут отчислять или поощрять по рекомендации искусственного интеллекта. Об этом «Известиям» сообщил директор Центра EdCrunch University НИТУ «МИСиС» Нурлан Киясов. Сервис сможет вычислять учащихся с низкой успеваемостью на основании данных цифрового следа студентов, а также станет оценивать их активность на лекциях, поведение и участие в общественной жизни. После этого искусственный интеллект посоветует руководству вуза действия в отношении студента. Может быть предложено поощрить учащегося, отправить его на дополнительные курсы, активнее спрашивать или отчислить. При этом рекомендации сервиса не будут обязательными к исполнению, и окончательное решение о судьбе учащегося примет деканат.

По словам Киясова, такой метод позволит исключить предвзятое отношение со стороны педагогов, пишет РИА «Новости». Эксперты полагают, что внедрение искусственного интеллекта позволит снизить процент отчисляемых студентов.

Всё больше студентов из других государств учатся в России<div class='o'></div>
Всё больше студентов из других государств учатся в России

Иностранцы едут учиться в российские вузы на врачей, экономистов, управленцев и педагогов. «С 2008 года количество иностранных студентов растёт и увеличилось более чем в два раза», — сообщает портал vestifinance.ru со ссылкой на доклад «Государственные программы образовательной мобильности в разных странах» Центра трансформации образования Московской школы управления «Сколково».

По состоянию на 2016 год Россия привлекла 6% от общемирового числа иностранных студентов, что сделало её восьмой в рейтинге страной после США, Великобритании, Австралии, Китая, Канады, Германии и Франции. Общая численность студентов в 2016 году в России составляла 4 399 500 человек, из них 277 800 — иностранцы.

В 2017 году 56 837 российских студентов уехали на обучение за границу, что составляет около 1,29% от общей численности обучающихся в России, 1,24% от общемировой мобильности студентов и 0,04% от общей численности населения нашей страны.

24 января 2020г. в 14:00
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.