МАУ ИЦ «Норильские новости»

Главный магазин

Главный магазин

Универмаг "Талнах" недавно отметил пятидесятилетие

"Талнах" для любого норильчанина больше, чем просто магазин. И дело не в том, что универмаг - один из самых больших в городе предприятий торговли по штату (30 человек) и площадям (1700 "квадратов" - площадь среднего стадиона). Суть даже не в том, что "Талнах" находится в административном центре города и название своё получил в честь героического освоения рудного Правобережья ("девичья фамилия" универмага "Талнах" звучит скромно - магазин № 22). В советские времена уни- вермаг был, пожалуй, единственным норильским магазином, который не стыдно было сравнить со столичными универмагами.

Удивительно, но и сегодня, во времена рынка, "Талнах" во многом сохранил свой статус "главного магазина Норильска". О том, как это произошло, мы поговорили с директором ЗАО "Талнах" А.Н.БЛЯНКИНШТЕЙНОМ.

- Андрей Николаевич, как вы попали в торговлю?

- Можно сказать случайно. Я по образованию инженер-физик, окончил Уральский политехнический институт. Работал на Талнахской обогатительной фабрике, вырос до заместителя главного инженера по автоматизации, за внедрение научных разработок награждён бронзовой медалью ВДНХ. Потом перешёл заместителем управляющего управления комплектации оборудования (УКО). В то время, когда УКО расформировывали, "Норильск- торг", если помните, начал избавляться от своих магазинов. Идея заключалась в том, чтобы коллективы магазинов стали акционерными обществами и зарабатывали деньги самостоятельно. А я в УКО как раз серьёзно занимался вопросами маркетинга, и мне предложили перейти в "Талнах". Подумал и согласился - дело новое и необычное. Это было в 1998 году.

- Что тогда представлял собой универмаг "Талнах"?

- Вы же помните ситуацию в торговле - не от хорошей жизни магазины в "свободное плавание" отправляли... Что представлял? Коллектив - 59 человек, зарплату (тогда две с половиной тысячи рублей) не платят, товаров нет, склады пустые... Очень нездоровая ситуация. Хотя сейчас можно сказать, что главными трудностями были даже не экономические, а психологические проблемы. Люди много лет отработали в системе советской торговли, они привыкли два раза в месяц приходить к окошку кассы получать аванс и зарплату. А тут им сказали: вы теперь должны зарабатывать сами. Непросто поменять психологические установки, с которыми всю жизнь проработал...

Пришлось перестраиваться. "Талнах" стал закрытым акционерным обществом. Предстояло жить только на то, что заработаем сами. И скандалы были, и слёзы. Приходят ко мне сотрудники отдела: "Нам надо увеличить штаты". Пожалуйста, говорю, давайте увеличим, только вы же будете меньшую зарплату получать! Может лучше посмотрим, нельзя ли справиться без увеличения штатов?

Помогло то, что учредителями ЗАО (когда мы его создавали) стали все работники магазина, все до единого. И ответственность за все наши промахи распределялась на каждого.

- В других магазинах "Норильскторга", насколько я знаю, на это не пошли - там в состав учредителей ЗАО входили директор и несколько его приближённых, а остальные оставались наёмными работниками...

- Я думаю, это была ошибка. Люди десятки лет проработали рядом, а сегодня выясняется, что одни - хозяева, а другие - наёмные работники. Несправедливо. Тут каши не сваришь. Мне ведь и самому сколько раз приходилось объяснять элементарные, с точки зрения маркетинга, вещи. Приходят сотрудники: нам, говорят, надо зарплату получать. Я говорю, что на зарплату мы не заработали, вы такие же учредители, такие же хозяева оборотных средств ЗАО как и я. Дотаций нам никто не даёт, и если нечем платить зарплату - давайте смотреть, где мы тратим лишнее.

- Как ваши знакомые отнеслись к тому, что вы стали директором магазина?

- По-разному. Интересна была реакция профессиональных торговых работников: зачем, спрашивали, ты в это ввязался? Ведь торговля промтоварами в Норильске, оказывается, всегда была убыточной. В системе "Норильскторга" несколько предприятий приносили прибыль (молокозавод, пивзавод), рентабельными были продмаги, но вся промтоварная торговля сидела на дотациях. Хотя внешне ситуация выглядела пристойно. "Норильскторг" - гигантская торговая организация. А получалось, что работает огромная структура, внутри которой прибыль от одних предприятий идёт на покрытие убытков других. И "Талнах" был убыточным. Великолепный универмаг, самый красивый в городе, продавцы (это я сейчас могу сказать с уверенностью) - настоящие профессионалы, ассортимент - от часов и шуб до расчёсок... И убыточный! Почему? Разобрался. Хоть и не сразу.

- Откроете секрет?

- Да нет здесь особых секретов. Первое: я сделал открытой нашу закупочную политику. Любой работник может сам убедиться - где, что, у каких поставщиков и по каким ценам мы закупаем товар. А второе (вы уж напишите как-нибудь поделикатнее): я постарался отучить продавцов от некоторых некрасивых пережитков советской торговли...

- Воровали?

- Скажем так, работали в обход кассы. Несколько человек пришлось уволить именно за недобросовестное отношение к работе. Хотя мы никого не выгнали на улицу, никого не сократили "просто так". Я понимал, что важно сохранить для коллектива все льготы, которые они имели до моего прихода. Мы наладили нормальный учёт, поставили компьютеры. Теперь каждый товар "на заметке", в любую минуту можно сказать, сколько продано, какая выручка, сколько на складе.

Итого секретов, как видите, два: налаживание нормальной открытой закупочной политики и отказ от "чёрного нала". По собственному опыту могу сказать: чем прозрачнее баланс у предприятия, тем спокойнее к тебе относятся всякие проверяющие и контролирующие организации.

- Андрей Николаевич, можно сказать, что "Талнах", среди прочих магазинов "Норильскторга", стал своего рода испытательным полигоном новых рыночных отношений?

- Можно и так сказать. Хотя проблемы у бывших "норильск-торговских" магазинов разные: организационные, финансовые, человеческие... Считаю, что можно и нужно торговать честно, платить все налоги, не скрывать ни своих поставщиков, ни своих доходов. И даже говорить о развитии. Когда я пришёл в коллектив, средняя зарплата продавца в магазине составляла две с половиной тысячи рублей. Сегодня - восемь-девять тысяч. И каждый человек понимает, что его зарплата зависит от того, как он будет работать. На лето мы планируем провести ремонт фасада универмага, обустроить торговые залы - у нас слишком разно-шёрстное торговое оборудование, а на новое всё средств не хватает...

- Что тут думать, заставьте своих субарендаторов скинуться и купить однотипные прилавки и киоски. Нормальная практика у крупных арендаторов.

- Дело в том, что у нас нет субарендаторов. Совсем. Все товары, которые продаются в универмаге "Талнах", мы закупаем напрямую или принимаем на продажу по договору комиссии. Мне пришлось выдержать сильный натиск со стороны субарендаторов, но я считаю, что "Талнах" и наши покупатели только выиграли. Субарендаторы - это, конечно, удобно - стриги с них деньги и ничего не делай. Но тогда ты не отвечаешь в полной мере за то, что происходит в магазине. Другое дело, если ты принимаешь товар на комиссию за процент с выручки, ты заинтересован в том, чтобы товар продался. Такая политика оказалась более эффективной.

- Сейчас обсуждают послание Путина Федеральному Собранию, где немало говорилось и о развитии российского предпринимательства. Если бы на трибуне вместо Путина стояли вы, что предложили бы властям Норильска?

- Интересный вопрос... На мой взгляд, Норильску нужна муниципальная программа приватизации. Скорее, речь идёт не столько о приватизации, сколько о практике заключения договоров долгосрочной аренды. Сейчас у нас как? Управление собственности заключает договор аренды на год. Но нет гарантий, что через год договор будет перезаключён с этим же арендатором. Вот и начинаются волнения в конце каждого года: продлят договор или нет? Хотя, если арендатор зарекомендовал себя как добросовестный партнёр, платит налоги, выполняет все условия, почему нельзя сэкономить время и дать ему срок пять, десять лет - пусть работает, развивается. Ведь аренда на год - сигнал для арендатора: через год всё закончится, надо успеть "накосить" побольше денег, задрать цены до небес, а там хоть трава не расти. Негосударственный подход получается.

- А если говорить о старой советской торговле, какие традиции вы переняли у неё?

- Я в Норильске с 1957 года, и "Талнах" для меня всегда был самым красивым магазином города, нашим заполярным "Пассажем". Этот статус универмага "Талнах" постарался сохранить. В Норильске должен быть магазин, в котором можно купить всё. Мы продаём много мелочей, которые другие коммерсанты просто не везут - невыгодно. Какие деньги от зубных щёток или расчёсок? Но у нас они всегда есть, потому что принцип работы универмага: предлагать товары на любой вкус. "Талнах" каждый день посещает до двух тысяч человек. Если разделить на число рабочих часов, получится по одному покупателю каждые 15 секунд.

- По какому принципу выбираете продавцов?

- Конечно, важен послужной список, рекомендации. Хотя я считаю, что главное качество работника торговли - дружелюбие. Всё же работа за прилавком - тяжёлая физически и морально. Такого за день наслушаешься... Неправда, что торговать легко: мол, встал за прилавок и продавай. Профессионалы нужны в любом деле. Когда мы открывали отдел шуб, мне приходилось консультироваться с продавцами. Сколько, оказывается, нужно знать, чтобы продавать шубы! Качество и способы выделки меха, плотность ворсинок, особенности пошива, "почерки" разных мастеров, "поведение" разных типов меха...

Не открою Америки сказав, что в торговле, как и в металлургии или физике, успех во многом зависит от профессионалов. Я горд, что "Талнах" уже полвека имеет репутацию одного из самых популярных магазинов Большого Норильска. А это тоже профессиональный успех. Спасибо всем, кто к нему причастен.

Спрашивал Владислав ТОЛСТОВ

15 мая 2002г. в 14:45
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.