МАУ ИЦ «Норильские новости»

Виктор КАЛИНИН: "Жилищная реформа - это не только повышение тарифов".

Виктор КАЛИНИН: "Жилищная реформа - это не только повышение тарифов".

19 ноября открылась очередная сессия Норильского городского Совета, в повестке которой значится один весьма важный для всех горожан вопрос - повышение доли населения в оплате ЖКУ с 40 процентов до 90. Насколько это серьезно и как вообще обстоят в Большом Норильске дела с жилищной реформой, корреспондент "ЗП" говорит с заместителем директора департамента по управлению муниципальной собственности В.А.КАЛИНИНЫМ.


О КАЧЕСТВЕ

- Виктор Александрович, прошло полгода после того, как жилищные компании, обслуживающие городской жилфонд, впервые заключили партнерские договоры не с Норильскбытом, а непосредственно с городской администрацией. Сегодня можно подвести какие-то итоги этого процесса?

- Да, действительно, 1 ноября исполнилось полгода как жилищные компании стали работать напрямую с городской администрацией в лице департамента по управлению собственности. Для этого в составе департамента появилась новая структура - управление жилищным фондом, и моя должность полностью называется так - заместитель директора департамента по управлению жилищным фондом. Полгода - срок не большой, но кое-какие итоги можно подвести.

Что было сделано в самом начале? Заключены договоры с каждой жилищной компанией, где четко прописаны - в погонных и квадратных метрах, в штуках, единицах - их производственные программы, а также финансовые планы. То есть каждая жилищная компания четко представляла себе, что от нее требуется, в какие сроки и с каким качеством. Качество - отдельная тема. Было разработано - и это очень важно - Положение о подведении итогов качества, в котором прописаны критерии оценки работы жилищных компаний. Этих критериев довольно много. Каждый квартиросъемщик сам может назвать, по каким показателям он оценивает работу коммунальных служб - чистота подъездов, своевременность вывоза мусора... Однако мы внесли в Положение еще один серьезный критерий - количество обоснованных жалоб квартиросъемщиков.

Имея на руках такой инструмент, как Положение об оценке качества работы жилищных компаний, мы уже можем более конкретно, предметно предъявлять претензии. Были разработаны также штрафные санкции. То есть за каждый промах, за недобросовестно выполненную работу жилищная компания отвечала рублем. Каждый месяц специальная комиссия подводила итоги, рассматривала спорные моменты...

- И кого-нибудь оштрафовали?

- Да, тем более суммы штрафов вполне приличные. Если компания не проведет благоустройство дома - а это благоустройство записано в ее производственной программе - она недополучит 50 тысяч рублей за каждый неблагоустроенный дом. За простой лифта сверх норматива - 10 тысяч рублей в сутки, за равнодушие к обоснованной жалобе квартиросъемщика (подчеркну, что речь идет именно об обоснованных жалобах) - 50 тысяч за каждый факт... Суммы немаленькие. Вот, к слову, последний пример "из жизни". Жилищная компания "Талнахтехсервис" отрапортовала о проведении работ по усилению балки ростверка длиной 30 метров. А это серьезные работы, сметная стоимость- 300 тысяч рублей. Наши специалисты проверили, и выяснили, что компания, мягко говоря, сильно завысила выполненные объемы. И на эти 300 тысяч их оштрафовали. Всего же за полгода взыскано штрафов с жилищных компаний 1,4 миллиона рублей.

На сегодняшний день в управлении муниципалитета находится более 1000 зданий общей площадью четыре с половиной миллиона квадратных метров, 86,5 тысячи квартир, 1500 лифтов, 419 километров вводных коммуникаций, более пяти тысяч километров внутренних сетей тепловодоснабжения и канализации, 265 трансформаторных подстанций. На содержание жилфонда на восемь месяцев этого года в бюджете города заложены средства в размере 1 миллиарда 608 миллионов рублей. Себестоимость содержания одного квадратного метра жилья в Норильске составляет 72 рубля 33 копейки в месяц.
- Не слишком ли сурово?

- Да, у нас каждый раз происходят очень драматичные объяснения с руководителями фирм. Очень болезненно реагируют. Но вот договоры, которые они подписывали, вот невыполненные работы, вот акты и заключения наших специалистов... Если мы партнеры, то мы вправе требовать от жилищных компаний добросовестной работы.


О ДОБРОСОВЕСТНОСТИ

- А вы не боитесь, что жилищные компании могут объявить, что на таких условиях они работать отказываются, и завтра же город останется без коммунальников? Ведь все эти "оошки" в какой-то степени - наши городские "естественные монополисты"...

- Не боимся. Во-первых, администрация, как собственник жилфонда, найдет другие компании, готовые обслуживать жилфонд на наших условиях. Во-вторых, условия вполне приемлемые - мы ведь не наказываем "не по делу". В-третьих, это рынок: тот, кто не в состоянии предложить лучшие условия, уступит место более экономически и производственно "организованному" участнику.

Здесь я хотел бы сказать вот о чем. Сейчас во всех СМИ трубят о жилищно- коммунальной реформе. При этом говорят о ней как-то, на мой взгляд, однобоко. В основном видят в жилищно-коммунальной реформе стремление властей переложить расходы по содержанию коммунального хозяйства с бюджета на плечи квартиросъемщиков. А между тем задача реформы совсем другая! Задача - создать в сфере предоставления коммунальных услуг конкурентную среду и за счет этого постоянно снижать издержки и повышать качество услуг. То есть вместо совершенно бесполезного дотирования расходовать бюджетные средства более гибко - через систему целевых программ, субсидий для тех, кто не может платить за квартиру...

И в этом отношении без лишней скромности скажу, что Норильск в деле реформирования жилищно-коммунального хозяйства впереди России всей. В Москве доля жилищного фонда, который обслуживается частными компаниями, составляет 18 процентов, в Санкт-Петербурге - 22, а в Большом Норильске - 100! Так что и конкурентная среда у нас есть, и издержки жилищные компании стараются снижать. И к тому, что мы наказываем за недобросовестность, относятся хоть и болезненно, но с пониманием.

Что касается того, как вы сказали, что наши жилищные компании - это "естественные монополисты": я бы не стал прибегать к таким сравнениям. Если, например, нас не будет устраивать работа какой-либо из жилищных компаний, мы знаем, что недостатка в желающих занять ее место не будет. Это либо другая жилищная компания, которая станет претендовать на то, чтобы расширить свою "территорию обслуживания". Либо сейчас к нам приходят представители ремонтных и строительных фирм, которые говорят - у нас есть опыт, мы хотим попробовать, дайте нам хотя бы в порядке эксперимента какой-нибудь участок... Так что конкурентная среда, о которой говорилось выше, в Норильске практически создана.


О ВЕЛИЧИИ КОВАЛЬЧУКА

- Видимо, есть смысл вспомнить о том, как все начиналось: ровно пять лет назад, осенью 1997-го, Норильскбыт передал - в порядке эксперимента - территорию пятого ЖЭКа в обслуживание частной компании - "Энерготеху"...

- Во многих смыслах эксперимент оказался совершенно уникальным. Комбинат на него пошел не от хорошей жизни. Надо вспомнить, какая экономическая ситуация была в то время. Я тогда работал начальником УЖКХ Талнаха, и отлично помню, как у меня на четыре ЖЭКа были три кровельщика, а на сантехучастках оставалось по пять- шесть человек. Не то что кровли ремонтировать - снег с крыш сбрасывать было некому... А из-под каждого дома текло, течи латали, но толку от этого было мало, и даже транспорта у нас своего не было - ЖЭКам три раза в неделю выделяли один "уазик" на полдня!

И что сделал директор Энерготеха Ковальчук? Он подошел к вопросу обслуживания коммунального хозяйства не как начальник ЖЭКа, а как простой квартиросъемщик. Он первым делом начал разбираться - как такое может быть, что в квартире не работают батареи, а в подъездах не меняют лампочки? Через год после начала эксперимента Ковальчук сказал, что у него работает 18 единиц техники. 18! Это и машины для вывоза снега, и снегоуборочные, и "аварийки". И когда он узнал, что я обслуживаю весь Талнах с одним "уазиком" три дня в неделю, он сказал, что это невозможно.

Этот эксперимент действительно оказался во многих смыслах революционным для жилищно-коммунального хозяйства Норильска. Например, вопрос с квартплатой. До начала эксперимента на территории Энерготеха собираемость квартплаты была, если не ошибаюсь, 78 процентов. А Ковальчук довел ее до 98! То есть сделал то, чего долго не могли добиться - убедил квартиросъемщиков платить за коммунальные услуги. Правда, после повышения тарифов собираемость снова упала, но тем не менее у Энерготеха в этом смысле до сих пор самые высокие показатели.


ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К ЖИЛИЩНЫМ КОМПАНИЯМ

При значении оценки "неудовлетворительно" за санитарное состояние подъездов и содержание крылец - от 1 тыс.руб. до 8 тыс.руб. за подъезд; уборка придомовой территории - 10 тыс.руб.за объект; внешнее благоустройство - 50 тыс.руб. за каждый неблагоустроенный дом; содержание фундаментов и подвальных помещений - от 300 руб. до стоимости невыполненных работ; выполнение программы капитального ремонта - от 10 тыс. руб. до стоимости невыполненных работ; предоставление коммунальных услуг - от 10 тыс.руб. за каждый час, сутки отсутствия услуг до 50 тыс.руб. за каждый объект; содержание лифтов - за простой более трех дней - 10 тыс.руб. за каждые последующие сутки; обоснованные жалобы квартиросъемщиков - 50 тыс.руб. за каждый факт.


О ПОВЫШЕНИИ ТАРИФОВ

- Давайте перейдем к вопросу о грядущем повышении тарифов. Вы ведь понимаете, что после повышения собираемость квартплаты упадет еще сильнее...

- Понимаем... То, что повышение произошло без какой-то предварительной разъяснительной работы, вызвало у населения шок (ведь до этого четыре года никаких повышений не было) и падение собираемости квартплаты было очень заметным. Но давайте посчитаем.

Раньше доля населения в оплате коммунальных услуг составляла что-то около 10 процентов - все остальные расходы покрывались дотациями комбината. Иными словами, если представить все коммунальные расходы в виде ста рублей, население вносило от себя только десять. В таких условиях если жилищная компания собирала, скажем, 70 процентов квартплаты, недополученные от населения деньги в общем объеме особой роли не играли - сами посчитайте: 70 процентов от "десяти рублей", когда "девяносто рублей" покрывают дотации - не очень большие деньги.

Теперь смотрим нынешнюю ситуацию. Дотации постепенно сокращаются, скоро из прежних "ста рублей" государство (то есть бюджет) будет платить только "десять", остальные "девяносто" - доля населения. И здесь, если собираемость квартплаты упадет до 50 процентов и ниже, это уже практически половина того, что могут заработать жилищные компании. Понятно объясняю?

- Вполне.

- Сегодня суммарная задолженность по платежам населения за коммунальные услуги составляет гигантскую сумму - 300 миллионов рублей. Это десять миллионов долларов! Если сейчас не решить эту проблему, дальнейшее повышение может привести жилищные компании к экономическому параличу. Им просто нечем будет платить зарплату своим работникам. И не на что закупать материалы. А из бюджета больше "десяти рублей", определенных федеральным законом, они при всем желании не смогут получить. Требования очень жесткие: если в бюджете не будут заложены нормативы, определенные президентским указом о жилищно-коммунальной реформе, с нами никто и разговаривать не будет.

- А в бюджете на следующий год будут заложены, фигурально выражаясь, всего "десять рублей" от государства?

- Да.

- И что в таком случае делать?

- Мое мнение - жестко преследовать неплательщиков. Гражданский кодекс позволяет злостных неплательщиков выселять из квартир. И у нас уже прошли несколько судебных процессов, когда с человека пытались взыскать задолженность по квартплате. Правда, заканчивается это обычно так: суд выносит решение в пользу истца, судебные приставы приходят описывать имущество, а описывать нечего. Надо выселять, выставлять квартиру на аукцион (или продавать с условием погашения задолженности), но нет политического решения. Нам говорят: мы не дадим вам выселять людей в условиях Крайнего Севера! Но мы же не на улицу собираемся их выселять! По закону полагается предоставлять жилье, соответствующее санитарным нормам.

Более того: в условиях жилищно-коммунальной реформы предусмотрено, что если плата за коммунальные услуги превышает 22 процента совокупного дохода семьи, она получает субсидии из бюджета. И что в итоге? Когда готовили повышение тарифов, специально в бюджете заложили 50 миллионов рублей на субсидии. От человека ничего не требовалось - нужно было просто прийти в свой ЖЭК и сказать: мне не хватает денег оплачивать коммунальные услуги, я хочу оформить субсидии. Управление социальной защиты специально для этих целей отрядило в каждую жилищную компанию своих специалистов, чтобы помочь оформить субсидии. Воспользовались своим правом на субсидии только пять процентов. Спрашивается, почему? Потому что можно не платить за квартиру и ничего тебе за это не будет. Поэтому я повторяю: пора действовать жестко.

В экспертном заключении экономического обоснования тарифов на жилищные услуги, составленном специалистами ЗАО "Ассоциация экологического мониторинга", сказано, что "в результате анализа технологических особенностей эксплуатации и жилищного фонда, структуры себестоимости и ее динамики, тарифной политики в регионе ясно, что увеличение тарифа на жилищные услуги в 2003 году является экономически обоснованным и находится в пределах среднесложившихся по территориям Крайнего Севера и Заполярья".
- Виктор Александрович, но у нас же не Гарлем, куда выселяют тех, кто не платит за квартиру.

- Да, совершенно верно, у нас не Гарлем. Но ситуация сейчас такая, что либо власть начнет действовать жестко в отношении людей, не платящих за квартиру, либо через год (рад был бы ошибиться в прогнозах) жилищные компании просто разорятся. По опыту других городов знаю, что выселение (особенно когда оно проходит публично, с присутствием прессы) оказывает очень сильный психологический эффект. Не помню в каком городе, когда по телевизору показали, как выселяют неплательщиков, собираемость квартплаты моментально выросла вдвое! А как иначе предложите действовать?


О СЕБЕСТОИМОСТИ

- Предлагаю пересмотреть тарифы на коммунальные услуги. Ведь до сих пор так и не выяснили, откуда господа коммунальники берут свои расчеты. И сколько реально мы должны платить?

- Выяснили. Недавно обоснованность тарифов на коммунальные услуги в Норильске проверяла одна из самых серьезных аудиторских фирм, работающих в этой области - ЗАО "Ассоциация экологического мониторинга". Это фирма, аккредитованная при Госстрое, на основе ее заключений, кстати, составляются федеральные стандарты уровня платежей за коммунальные услуги... Эксперты проверили все: и динамику изменения расчетной стоимости, и структуру себестоимости, и долю расходов жилищных компаний на прочие виды деятельности.

Есть такое понятие - стандарт предельной стоимости на квадратный метр общей площади жилья в месяц. По регионам, которые по климатическим условиям приближаются к Норильску, этот стандарт составляет в Ямало-Ненецком автономном округе - 19 рублей, в Таймырском - 47, а в Ненецком - аж 98! А расчетный стандарт для Норильска (после повышения тарифов до 90 процентов) составит 28 рублей для домов без лифта и 30 - для домов с лифтом. И эксперты дали заключение: "считаем целесообразным постепенное увеличение уровня платежей граждан от общей стоимости ЖКУ с 60% до установленного федерального стандарта".

Тут есть такая тонкость, о которой надо подробнее рассказать. В свое время в себестоимость содержания жилья включили множество работ, которые непосредственно к работам по содержанию жилфонда не относятся. Ну, тогда коммунальная сфера дотировалась и на это внимания не обращали. Получилось, что человек, платя за квартиру, оплачивает и работы по укреплению фундаментов, и содержание придворовых территорий (асфальтирование, благоустройство), и даже содержание вахт в подъездах. Сейчас принято решение, что квартиросъемщик не должен платить за работы, которые не относятся непосредственно к содержанию жилфонда. То есть работы по асфальтированию или укреплению фундамента теперь будут финансироваться через целевые бюджетные программы. А если эти деньги "уберут" из себестоимости, то повышение тарифов будет уже не таким болезненным.


В ходе выполнения летних ремонтов в городах Большого Норильска отремонтировано 986 подъездов, 106 тысяч квадратных метров мягкой и 112 тысяч металлической кровли, загерметизированы 153 километра стыков наружных стеновых панелей, на дворовых территориях установлены 996 светильников. Кроме того, во дворах летом жилищные компании установили 163 детских, игровых и спортивных площадки.

К 1 ноября в 37 домах проведена полная замена систем ТВС, оборудовано 1884 теплоцентра, выполнена ревизия 34 963 задвижек, восстановлено 157 систем отопления лестничных клеток, проведена теплоизоляция 52 километров трубопроводов.


О ВАХТАХ

- Что, и вахты будут финансироваться из бюджета?

- Нет, вахты не будут. Нам в управлении экономики прямо сказали: придворовые территории и укрепление фундаментов - это важно, речь о жизнеобеспечении зданий, а вахты будут в том случае, если сами жильцы захотят за них платить.

- Жильцы не захотят.

- Не захотят, я знаю. Содержание одной вахты обходится в 45 тысяч рублей ежемесячно. И мы специально проводили эксперимент. Отобрали в каждой жилищной компании по одному благополучному дому - где жильцы платят за квартиры, чтобы дом был не старый, 112-й серии, - и в каждом доме я лично провел собрание жильцов, где предлагал им создать кондоминимум с правами юридического лица. Кондоминимум - это, собственно говоря, правовая форма организации квартиросъемщиков, позволяющая им отстаивать свои права. Если им не нравится жилищная компания, обслуживающая их дом, квартиросъемщики могут нанять другую. Если они хотят, чтобы в их доме была вахта - будет, если жильцы согласны оплачивать ее содержание. И все протоколы собраний вернулись ко мне. Общий смысл резолюций: платить не будем.

- И я бы не платил. Здесь простая практика. Я, допустим, готов платить за вахту. А в нашем подъезде живет пять алкоголиков, которые отродясь ни за квартиру, ни за вахту платить не хотят. Это что, получается, что я буду за свои деньги содержать еще и их?

- Вот так же большинство людей и думает. В моем подъезде вахты, к слову, тоже нет. Но я предполагаю, что рано или поздно мы придем к ситуации "социального расселения". Когда в городе будут подъезды "повышенного комфорта" - с вахтами, зеркалами в лифтах, приветливыми консьержами. И жить в них будут люди, которые способны оплачивать проживание в квартирах такого уровня. И будут подъезды, где жильцы не захотят оплачивать дополнительные услуги, и вахт у них не будет. Так живет весь мир. И мы не будем исключением.

Спрашивал Владислав ТОЛСТОВ

20 ноября 2002г. в 15:45
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.