МАУ ИЦ «Норильские новости»

Театр там, где мы

Театр там, где мы

- это мне сказала режиссер Ольга Глубокова после норильской премьеры спектакля "Тайны замка Шинон". Дело было в ДК, где ее столичная мастерская "Русская школа" показала нам в ноябре уже второй спектакль.
Театр там, где мы

ИГРАТЬ ПО-РУССКИ

К сожалению, "Императрицу" с Чурсиной и другими звездами не успела посмотреть, был всего один спектакль. Впечатления у наших театралов самые разные. Главное - норильчане затосковали без театральных впечатлений, да и на живых звезд интересно посмотреть. Присоединяюсь, хоть и с недоверием отношусь к выездным спектаклям, есть тотальный опыт разочарований. Но здесь был особый случай - с ума сойти, четверть века назад, в Киеве, мы учились в одном театральном институте с популярным ныне Никитой Джигурдой, который в "Тайнах..." играл легендарного Ричарда Львиное сердце. Вот и захотелось пообщаться, а заодно и разобраться в тайнах зачастившей к нам театральной команды с ответственным названием "Русская школа".

Увы, постановка не стала для меня особым открытием. И поначалу, признаюсь, показалась скучноватым зрелищем. Публика, понятно, особо реагировала на выходы народных артистов Александра Белявского и Зинаиды Кириенко и, естественно, темпераментного Джигурды, который играл в спектакле с колоритным (седые власы до пояса) старшим братом Сергеем. Эти звезды, вместе с мало пока известными нам актерами, разыграли мелодраму Джеймса Голдмэна из времен английского короля Генриха II. А по сути - это была притча о семье, задохнувшейся без любви. И вот когда я наконец отключилась от исторических перипетий, разглядывания костюмов и обывательских раздумий - как время не щадит любимых артистов, - тогда меня и подхватила спасительная волна понимания происходящего на сцене. И уже было неважно, где случилась драма этой "фэмили" и кто кого играет. В спектакле, к счастью, был необходимый заряд человечности, ради которого и стоит колесить творцам по городам и весям.

Об этом после спектакля мы успели поговорить с милой Зинаидой Кириенко, которая запросто, прямо в костюме опальной королевы Элинор, вышла к своим почитателям. Честно говоря, в ее сценическом образе было больше от русской души, поэтому очень захотелось увидеть Кириенко в русской классике, хотя бы в любимом Островском, который в наше "смешное" время так и просится на сцену...

ЧЕГО ХОЧЕТ ЖЕНЩИНА

Народная артистка редко бывает на светских тусовках, но считает, что иногда надо появляться на телевидении: "...Чтобы зрители не огорчались по поводу моего отсутствия". Она переживает, что многие ее коллеги не востребованы и плохо живут в материальном плане. Но ей обижаться на судьбу не приходится: она снимается, хоть часто и "не в тех ролях", выступает с концертами, поет на фестивалях. Актриса, которая на экране почти полвека, отлично выглядит, уверена, что это - гены от мамы, которая прожила почти 90 лет и была красавицей. Сама Зинаида Михайловна скоро в пятый раз станет бабушкой. Семья для нее - все, она счастливая жена успешного мужа-бизнесмена, которого сорок лет назад встретила на съемках "Казаков" в Грозном. Со старшим сыном он провожал ее в Норильск, в котором она много лет назад была такой же зимой и навсегда запомнила "золотым городом": "Здесь все время горит электричество".

Она согласилась играть в спектакле Ольги Глубоковой, когда та позвонила и сказала, что у ее королевы Англии "должны быть такие же прекрасные глаза, как у Кириенко". Герои "Тайн..." хоть и голубых кровей, но страдают так же, как и простые люди. Для актрисы это тоже урок жизни, сама признается, что раньше часто спорила с близкими из-за чепухи - гонор, знаете ли... Но с годами пришло понимание, что женщина по-житейски сильнее, прозорливее, ей всегда хочется мира. И к этому она привела свою царственную героиню, хотя, кто знает, как там было на самом деле.

Это первая роль Зинаиды Кириенко на сцене за последние годы, хотя всю жизнь играла в известном московском Театре киноактера на улице Воровского. Кстати, она и возглавила борьбу за свой обреченный театр, в котором сейчас сплошь игровые автоматы и "розово-голубые клубы". А по жизни она, скорее, борец с личными сложностями. Главное - не позволять себе распускаться и находить силы, когда бывает очень трудно. Работа в новом спектакле - для нее то "зеркало, в которое надо смотреть, чтобы искать правдивые пути". А норильчанам народная артистка просила пожелать как можно больше любви друг к другу. Она очень верит в добро, в то, что есть Всевышний и человек может быть лучше. Она хочет, чтобы люди как можно больше об этом думали.

И БУРЛЯЩИЕ СТРАСТИ ШЕКСПИРА...

О, Никита Джигурда - это особая песня! Он приехал в Норильск, отказавшись от съемок в "Последнем герое -3". Понимаешь, Орбакайте, Харатьян, Ливанов - на острова, а он - на севера, которые особенно уважает, ведь в Сибири начинались когда-то его первые выступления перед публикой. Повспоминал и как бросил тогда первый актерский курс: "Буйство было ого-го какое! Но сейчас оно в рамках философской идеи, что человек есть творец и космос". Никита уверен, что жизнь его удалась в главном. Конечно, банально утверждать, что жизнь - театр и все мы в нем актеры, но для Джигурды это так естественно: актерская профессия стала средством общения с миром, чтобы поведать о своих открытиях, к которым он пришел через всевозможные духовные практики. Никита постоянно цитировал самого себя - поэта: "Так случилось, что изначально человек был творцом. А теперь вспоминает печальное. Настоящее жизни лицо. И бурлящие страсти Шекспира обнимают всех нас горячо. Этот мир - обретение мира, что в сознании заточен".

Никита убежден, что если научиться менять сознание внутри себя, можно изменить и внешнюю действительность. И театр ему, как и всем нам, способен в этом помочь. Раньше он играл у Марка Розовского в "Романе о девочках" Высоцкого, потом в "Театре Луны" у Проханова вместе с ушедшими - Царство Небесное - Анатолием Ромашиным и Ириной Метлицкой в гумилевской "Византии". Два последних года был свободен от сцены - "эта свобода была приятнее, чем приятная зависимость от театра". Но с радостью согласился на роль Ричарда Львиное сердце, воина и поэта, потому что трактовка режиссера позволила привнести туда собственные стихи: "Ребята тогда были неглупые и знавали философию".

Никита, конечно, мужик очень даже неглупый, и останавливать поток его раскрепощенного сознания было жаль, но мне не терпелось расспросить его о более житейских вещах. "Понимаешь, - вещал мне Никита, - каждый человек - частица Высшего разума, но не каждый об этом знает. Вот сейчас модно произведение "Алхимик" Паоло Коэльо, там как раз про это. Так вот, алхимией духа надо судьбу себе обновлять, вопреки духовной разрухе". Наконец, и я уразумела, что именно это понимание заставляет Никиту в театре, кино, концертах искать только тот материал, который накладывается на эту идею. Говорит, что это дает ему силы отказываться от сериалов и выгодных предложений как не вписывающихся в сверхзадачу его творчества. Так Джигурда и конъюнктура - две вещи несовместимые? Ответ таков: если конъюнктура - средство приобретения богатства и славы - тогда, конечно, нет. А если средство поиска компромиссного образа, который западает в массовое сознание в ракурсе философского понимания мира... С этой точки зрения он ищет творческую конъюнктуру, которая бы соединила мысли и идеи русских космистов - Бердяева, Соловьева и иже с ним с мозговым инструментом воздействия на массовое сознание, который вроде еще не разработан, но возможен. Продвинутый Джигурда считает, что стоит заниматься конъюнктурой типа той, которой занимались великие посвященные - Пифагор, Будда и даже Иисус: они шли к простым людям и выражали высшие идеи понятным им языком. Жаль, не было времени полемизировать с "неправославным христистом" Джигурдой, как он себя называет...

В дверь уже стучали-торопили, но мне все же хотелось успеть узнать о работе Никиты в скандальном фильме Юрия Ильенко "Молитва о гетмане Мазепе", который запретили к показу в России. Он играл там короля Карла ХII, отказавшись от фирменной бороды и выбрив полголовы. К тому же Ильенко не нашел в самой Украине темпераментного актера, хорошо сидящего на лошади. Картина получилась сюрреалистической, но, по мнению Никиты, это настоящее произведение искусства. А в России этого чуда испугались политики и зашоренные патриоты, начиная с первой сцены, где Петр Первый совершает гомосексуальный акт над солдатиком. "А чего тут понимать, - толкует Никита, - у автора это символ опускания изменника Мазепы". Короче, он мне объяснил, что фильм попал между наковальней и молотом - русскими и украинскими националистами, но равнодушными никого не оставил.

Сейчас Ильенко утвердил его сразу на две роли - прообразы Христа и Антихриста в философской притче "Агн и Агасфер". Не страшно? Никита считает, что все страхи оставил в прошлой жизни. После семи лет духовной практики (в том числе - года голодания) он расширил свое сознание до понимания того, что весь мир есть одно целое и мы все едины. Просто долгие века всяческие религии, философии, политики разделяли нас. Так и сказал, что мы все - крутые, только в разных возрастных категориях. А наши мысли, чувства и действия действительно накапливаются и творят то пространство, в котором мы находимся.

Самого же Никиту сотворили родители-инженеры 27 марта 1961 года, когда ЮНЕСКО учредило Международный день театра. Замечательный брат Сергей учил его играть на гитаре. А про голос с хрипотцой уж и неинтересно говорить: ну похож, похож он от природы этим делом на Высоцкого, мы еще в институте балдели... Старшему сыну Никиты, Владимиру, уже 18 лет, а от второго брака с чудесной девушкой- искусствоведом Яной родился малыш Артемий-Добровлад, ему скоро 11 месяцев. Оказалось, что возлюбленная годится Никите в дочери, на 15 лет моложе, ему это нравится, и еще то, что "она уважает в нем то практическое действо, о котором, как специалист по религиям, знала только в теории". Он счастлив, что как гороскопический Овен соединился с Весами... Встретившись с любовью и пройдя путь аскезы, Джигурда погасил фанатический блеск в глазах, который проснулся было, когда Никита впервые прикоснулся к высшим истинам. Сегодня он счастлив и спокоен. На прощание Никита дарит книгу своих стихов "Падение в любовь" и песенный диск. Успеваю спросить: "Никита, а что такое любить по-русски?"

- Это, значит, верить в чудо. Но (но!) приближать мечту душой своей! Безумная любовь - не есть хорошо. Я за любовь с умом, чтобы мы учились любить не только по-русски, а по-всякому, были бы космополитами. Желаю норильчанам расширить свое сознание до понимания того, что каждый человек творец и все мы едины. Давайте любить друг друга по большому счету. В год Овцы смешно бодаться. Верю, что все закончится миром и мировым тостом во имя Любви!

СТРАСТИ ПО ГЛУБОКОВОЙ

Организаторы гастролей давно делали нам страшные глаза: нет времени на разговоры, скоро улетать. Уже на ходу расспрашиваю Ольгу Глубокову о ее театре. Знайте, что "Русской школе" около пяти лет. Успели поставить, кроме показанного в Норильске, фантастическую комедию "Золотой слон" с Владимиром Конкиным. Автор пьесы - Копков - замечательный, но забытый, "из разряда Лескова и Сухово- Кобылина", погиб в начале Великой Отечественной... В афише еще "Королева Голливуда" по Тенесси Уильямсу, есть проект "Страсти по Шаляпину". Великого певца будет играть Борис Невзоров. Петь никто не станет, это просто нереально, но важно соответствовать этой фигуре в драматизме и проникновении в суть шаляпинской судьбы. В спектакль пригласили и звезду экрана Наталью Белохвостикову. Возможно, этот спектакль увидим в Норильске уже в феврале. Режиссер рада хорошим отношениям с ДК, норильской интеллигентной публике. Так и сказала: "Будете приглашать - приедем", ей колесить не привыкать. Ольга Глубокова училась в ГИТИСе у легендарной Марии Иосифовны Кнебель. Руководила театром в Лиепае, Минске, была и.о. худрука в Театре сатиры на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, много ставила по разным городам. Всегда любила свободу, ей трудно подчиняться, потому что театр - огромная махина, с часто нелогичным и размытым процессом. Ольга считает, что она не налетчик, просто работает, как чувствует.

И мы это тоже почувствовали. В зале после спектакля были сердечные аплодисменты, а горячий казак Джигурда воскликнул со сцены: "У вас на улице минус тридцать шесть, а в зале плюс семьдесят два! Спасибо за тепло!"

ЗДРАВСТВУЙТЕ, ТОВАРИЩ ФОКС!

Жаль, что не успела поприветствовать короля Англии, вернее сыгравшего Генри II народного артиста Александра Белявского. Но его поклонницы с вахты Дворца культуры доложили, что это очень даже воспитанный человек: "Не то, что некоторые, которые с другими гастролями приезжали". Он всегда любезно отзывался на приветствие: "Здравствуйте, товарищ Фокс". Кто подзабыл, что, впрочем, невозможно, - это его персонаж из шикарного советского сериала "Место встречи изменить нельзя". И на норильской сцене любимый артист стал лучшим. Хотелось бы увидеть "Русскую школу" с новыми спектаклями и звездами снова во Дворце. Надеемся, что место нашей встречи изменить нельзя. Правда, и в Заполярный театр драмы давно хочется попасть. Наши артисты в рядах зрителей "Тайн замка Шинон" тоже были замечены...

Ирина ДАНИЛЕНКО

Фото автора

6 декабря 2002г. в 15:15
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.