МАУ ИЦ «Норильские новости»

Наши сани едут сами

Наши сани едут сами

Наши сани едут сами

В транспортном парке норильских спасателей пополнение. Аварийно-спасательный отряд экстренного реагирования (АСОЭР) на днях получил двое аэросаней «Патруль».
Наши сани едут сами

Аэросани–амфибия «Патруль», изготовленные саратовской фирмой «Торэкс», хороши тем, что они всесезонны и многосредны. То есть на них можно ехать по воде, снегу, льду, болоту, отмелям и перекатам. Раньше спасателям весной и осенью было затруднительно добираться на помощь к потерявшимся или терпящим бедствие норильчанам. В межсезонье, когда лёд слаб и снегоход на нём проваливается, а лодка вязнет в ледяной шуге, приходилось поднимать дорогостоящие вертолёты, которые к тому же сильно зависят от метеоусловий. Теперь с новой «чудо–техникой» спасатели будут практически «вездесущи».

Внешне аэросани напоминают небольшую лодку. Но на их корме размещаются мотор и авиационный винт с углепластиковыми лопастями. Днище «Патруля» не цельное, а состоит из чешуйчатой пластиковой обшивки, под ней скрываются надувные баллоны, создающие дополнительный запас плавучести. Аэросани могут преодолевать такие препятствия, как лежащее бревно или крупные камни, выходить из воды на лёд, не снижая скорости. В общем, они незаменимы в труднопроходимых местах, при ледоходе и ледоставе, когда использование другого транспорта вообще невозможно.

О новом спассредстве рассказал заместитель начальника аварийно–спасательного отряда экстренного реагирования Максим МЕЗЕНЦЕВ:

– На наших северных территориях уже была практика использования подобной техники. «Буйные головы» и самоделки придумывали такого типа, и покупали аналогичную технику конструкторского бюро «Туполев». И насколько я знаю, даже подобные аэросани «Патруль» уже есть в нашем городе у какого–то частного владельца. Но у нас на вооружении раньше такой техники не было, и проблема межсезонья стояла остро. Аналогов этому транспорту с его техническими характеристиками и возможностями нет.

В среду мы протестировали аэросани на Норилке. Река сейчас уже встала, но промоины всё ещё есть, и, конечно, о снегоходах пока говорить не приходится. Аэросани как раз для такого периода и предназначены. Показали они себя хорошо, но к особенностям управления ими нам предстоит ещё привыкнуть. Например, у аэросаней нет тормоза, как нет стоп–крана у самолёта. Останавливаются они либо благодаря обычной силе, либо при помощи разворота на 180 градусов.

По паспорту наши аэросани рассчитаны на шестерых человек, грузоподъёмность их 500 килограмм. Но хотя у «Патруля» довольно комфортный салон, вшестером там всё же тесновато. Наверное, в идеале там поместятся четыре человека и груз. На «Патруле» установлен бензиновый двигатель Subaru в 210 лошадиных сил. Заявленная скорость аэросаней доходит до 150 километров в час, но это зависит ещё и от встречного или попутного ветра, и от поверхности, по которой едут аэросани. Довольно много эти аэросани потребляют бензина, порядка 70 литров на каждые 100 километров, но это достойная плата за их вездеходность. И стоит «Патруль» довольно дорого — более полутора миллионов рублей.

Родина аэросаней — Россия. Наши люди готовы изобрести любую технику, лишь бы не строить дорог.

Первые аэросани построены в России в 1904 году на автомобильном шасси инженером Сергеем Неждановским. Колёса были заменены лыжами, двигатель снабжался воздушным винтом, приводимым во вращение через цепную передачу. С 1912 года на Русско–Балтийском вагоностроительном заводе (город Рига) началось серийное производство аэросаней по заказу военного министерства. В годы Первой мировой войны более 20 аэросаней использовались в частях Российской армии для связных и транспортных операций. Применялись аэросани и на фронтах гражданской войны. В 1939–1940 годах выпускавшиеся к тому времени аэросани конструкции «А» Туполева использовались в финской войне. Они несли патрульную службу на озёрах, перебрасывали десантные группы, подвозили боеприпасы и непосредственно участвовали в боевых операциях. Специальные санитарные аэросани работали по оказанию первой медицинской помощи и по вывозке раненых с линии фронта в тыловые медсанбаты. С началом Великой Отечественной войны все имевшиеся аэросани были мобилизованы. В боях под Сталинградом аэросанные батальоны подвозили боеприпасы и продукты питания. Даже у Леонида Брежнева была такая техника, специально спроектированная по его просьбе.

Светлана ГУНИНА.

Фото автора и предоставлены управлением по делам ГО и ЧС.

17 октября 2008г. в 14:00
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.