МАУ ИЦ «Норильские новости»

Плоды просвещения все еще свежи

Плоды просвещения все еще свежи

Несколько месяцев назад в управлении образования сменилось руководство. Начальником УО стал ВЛАДИМИР МОРОЗОВ. Сегодня он - гость "ЗП".

- Владимир Николаевич, что в настоящий момент требует от вас как начальника управления образования наибольшего внимания?

- Детский дом. Сейчас он находится в Оганере - в здании, которое подвержено разрушительным процессам, особенно в период таяния снега. Еще до моего вступления в должность под детский дом были отведены помещения бывшего детского сада N 10 - рядом со школой № 13, но, к сожалению, его ремонт, на который выделено 5 млн. 494 тыс. руб., затянут. Сегодня необходим ремонт сантехники, электрики, общестроительный и некоторая реконструкция. Договор с горбыткомбинатом заключен еще в прошлом году, но темпы работ крайне медленные, несмотря на то что была произведена предоплата подрядчику, а вопрос о переезде детского дома неоднократно заострялся на городских планерках. До конца 1999 года был произведен ремонт кровли (но не полностью), фасада и начаты сантехнические работы.

В январе ремонт здания активизировался: на сегодня подготовлено 40% отопительной системы, 80% кровли, ведутся электро- и отделочные работы во втором этаже, а также работы по усилению подполья. Однако темпы основного подрядчика (горбыткомбината) по-прежнему оставляют желать лучшего. Планируемые сроки завершения работ - конец марта - оказываются под вопросом. В ответ на жалобы подрядчик ссылается на объективные обстоятельства: не хватает рабочих, слишком много объектов. В то же время ситуация требует, чтобы воспитанники детдома были перевезены из Оганера в Норильск уже ранней весной. И поскольку детский дом является объектом первостепенной важности, мы добились того, что теперь количество рабочих, занятых в ремонтных работах, увеличено, а на месте проводятся еженедельные планерки. Думаю, что и руководство горбыткомбината осознало всю важность объекта: там же не просто дети, а дети-сироты. Если они останутся без крова, это ЧП. Хотя мы, конечно, рассматриваем и временный вариант их размещения.

- Насколько все-таки реально завершение ремонта в новом помещении детского дома уже в марте?

- Я думаю, что если горбыткомбинат серьезнейшим образом рассмотрит эту проблему с той точки зрения, что дети прежде всего, а такие дети - еще прежде, теоретическая возможность окончания этих работ есть.

- На какое количество детей будет рассчитан новый детский дом?

- Сегодня в нем 60 воспитанников. Новое здание способно вместить до 90 человек. Сейчас дети учатся в оганерской школе, после переезда воспитанники детского дома перейдут в СШ N 13, уже достигнута договоренность с руководством школы.

- А в чем разница между детским домом, приютом, интернатом? И, насколько мне известно, детский дом официально еще не существует?

- Уже утвержден устав и статус детского дома. Это значит, что его воспитанники будут находиться на полном государственном обеспечении со всеми вытекающими юридическими последствиями.

Если говорить о приюте, то это образовательно- воспитательное учреждение временного пребывания. Туда поступают беспризорные дети или такие, чьи родители лишены родительских прав, и содержатся в этом образовательном учреждении до решения вопроса об их дальнейшей судьбе: отправлять ли их в детский дом, к опекунам и т.д.

Школа-интернат - это образовательное учреждение частично с содержанием сирот, частично - детей из малообеспеченных семей, которые там учатся, получают питание и могут ежедневно уходить домой. Норильская школа-интернат N 2 - старое учебное заведение, в котором сироты содержатся, на моей памяти, более 20 лет. В то время как детский дом - относительно новое учреждение, которое образовалось на базе социального приюта. Детский дом - необходимость для нашего города. Как известно, беспризорных детей появляется все больше и больше из-за родительской нужды и катаклизмов, связанных с нашим временем. Вывозить детские дома "на материк" не всегда возможно...

- У норильского управления образования уже есть печальный опыт...

- Да, к сожалению. И потом, на мой взгляд, каждый регион, каждый город должен заботиться о "своих" детях.

- Каковы перспективы воспитанников детского дома?

- Если они поступают в другие учебные заведения, то переходят на их содержание. Если вуз не может себе позволить содержать наших бывших воспитанников, мы ставим вопрос о помощи им с нашей стороны. Например, в школе-интернате N 2 живут дети, которые уже учатся в училищах города... Понятно, что с юридической точки зрения это нарушение, но чисто по-человечески не можем мы их "выбросить" в никуда. Нет сегодня специальных общежитий и квартир, предусмотренных законодательством. Поэтому мы поддерживаем их до 18 лет.

- А как ребята из детдома проведут это лето?

- Рассматриваются возможности выезда детского дома в Сочи, Евпаторию, Анапу. Либо на юг Красноярского края. Никаких препонов в подготовке отдыха детей-сирот не будет. Мы ставим только одно условие: чтобы они приехали в нормальные человеческие условия, где можно было бы сохранить и укрепить их здоровье, будь то юг Красноярского края или южное побережье Черного моря.

- Вероятно, детский дом - не единственный объект первостепенной важности...

- Есть еще школа N 1, находящаяся на капитальном ремонте. Который тоже, по сути, начался только в январе этого года. Но сейчас, как и в реконструируемом детском доме, ситуация взята под жесткий контроль, на еженедельных планерках подрядчики отчитываются о проделанном объеме работы. Ремонт финансируется в сумме 13 млн. руб. Подрядчиками выступают ООО "Севэнерго", СВЭМ и ВСТМ. График определен, работы начаты. В настоящий момент идет демонтаж перегородок. Для внутренней отделки будут использоваться материалы очень высокого качества. А экстерьер школы будет сохранен неприкосновенным: это здание является историческим для Норильска.

Еще один объект из разряда "долгостроев" - помещение детского садика в Талнахе, переданное под детско-юношескую спортивную школу N 4. Там общестроительный ремонт в стадии окончания. Некоторые фрагменты вызывают восхищение: боксерский ковер, ринг... Но для того чтобы открыть ДЮСШ-4 в новом учебном году, необходимо активизировать совместные усилия с талнахской администрацией. Пока же спортивная школа проводит свои занятия на базе образоватеьных учреждений, расположенных в Талнахе.

- Многих норильчан волнует вопрос, не будет ли сокращаться число школ в НПР.

- Такой вопрос должен рассматриваться после утверждения бюджета города и титула капитальных ремонтов. Просто закрыть и расформировать какую-то школу на сегодняшний день не планируется. Но уже в этом году необходимо ставить на капитальный ремонт СШ N 5, которая находится в аварийном состоянии. А в перспективе вопрос будет рассматриваться с учетом заполняемости школ, заселенности райнов, изношенности. Но в разговоре с и. о. главы города Юрием Маланиным мы пришли к тому, что школа должна работать, если в ней заполнена первая смена. Мы всегда стремились к односменному режиму занятий.

- На что может рассчитывать управление образования в плане финансирования в 2000 году?

- На очень хорошие цифры. На образовательные учреждения, согласно проекту бюджета, планируется выделить 824 млн. 856 тыс. руб., что более чем на 15% больше по сравнению с прошлогодней суммой. В эти 824 млн. заложено и повышение зарплаты, и проведение в нормальном режиме капитального и текущего ремонтов, и оплата школьных завтраков, и обеспечение наглядными пособиями, и реализация программы "Одаренные дети", - словом, все статьи. Если сравнивать с положением дел "на материке", откуда я приехал три месяца назад, ситуация уникальная. Там финансируются всего три статьи: зарплата, питание. В Норильске от управления образования и администрации школ требуется только одно: напряженная работа, потому что для ученика сегодня можно сделать все.

- Владимир Николаевич, вы уже возглавляли норильское учительство. Разнятся ли ощущения от пребывания на этой должности тогда и теперь?

- Конечно, многое изменилось в нашей жизни. Но ощущения назвать очень контрастными я не могу. Потому что в Российской Федерации произошли кардинальные изменения в экономике, промышленности, медицине, культуре. Но образование - консервативная система - не развалилось, а продолжает функционировать в нормальном русле. "На материке" люди все еще не получают зарплату в течение трех-шести месяцев, однако не прекращают работу. Это происходит оттого, что учитель - должность уникальная, а учитель со стажем более десяти лет - сегодня... человек-экспонат. Да, в кулуарах он возмущается существуюшей несправедливостью. Но... Как он работал 40-45 лет, так и продолжает работать. Как переживал, чтобы его ученики были лучшими, так и переживает. И это происходит везде в России. Это есть в норильских школах. Они по-прежнему стремятся вводить инновационные методики, внедрять гимназический и прочие компоненты, держать связь с коллегами из всех регионов. Я знал Черняховского, у которого принял это кресло. Это был человек творческого полета и труда. До него руководителем был Сухомлинов, который тоже стремился к новым высотам. Эта жилка в норильском учительстве остается по сей день...

Педагогическое училище, ФМК, лицей искусств (тогда это называлось "школа с эстетическим уклоном"), гимназии - все это возникало на моих глазах. Сегодня 70% директоров школ - мои давние коллеги. Появились и молодые, энергичные кадры, с которыми приятно работать. Мы ощущаем великолепную материальную поддержку со стороны руководства Горной компании. Кстати, института шефствующих предприятий в России нет. Это чисто норильское явление, которое возрождено благодаря Д. Т. Хагажееву...

Я не чувствую себя здесь гостем. Хотя трудно поверить в то количество денег УО, которое сейчас планируется, в ритм здешней жизни, в высокий уровень оснащенности школ. Все это приятно удивляет. А самое потрясающее - энтузиазм учителей, директоров. Несмотря на конфликтные ситуации (они, кстати, возникают часто на почве творческих порывов). Даже несмотря на издержки, которые были, но уже отбушевали. Не они определяют лицо норильского просвещения, а ученики, учителя, школы. А мы, управление образования, - их главный помощник в том, чтобы учебный процесс проходил на высоком уровне и каждому ученику были созданы идеальные условия. Это наша главная задача.

Беседовала Т. КРАМАРЕВА.


11 февраля 2000г. в 17:15
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.