МАУ ИЦ «Норильские новости»

Комедия недоразумений

Комедия недоразумений

Сценическая семейка выводит Дурова из себя

Пьеса нашего современника Петра Гладилина "Афинские вечера" имеет счастливую судьбу. Успех на театральных подмостках, неплохая экранизация. По пути в Норильск "Вечера" приобрели флер изысканности, свойственной народной артистке России актрисе Московского театра сатиры Ольге Аросевой. Одно ее имя способно "сделать" спектакль. Особенно если партнером по сцене выступает знаменитый флегматик из Драматического театра на Малой Бронной Лев Дуров.

Урожденная Ростопчина, знающая двенадцать иностранных языков (интересно, сколько в действительности их знает актриса Ольга Александровна Аросева?), невероятно эксцентричная пожилая дама - и атмосфера чинной благопристойности, царящая в доме музыковеда Бориса Олеговича. Столкновение неизбежно. Столкновение характеров, "отягченное" путаницей ситуаций. Из чего зритель может сделать вывод: "Афинские вечера" - комедия, скроенная по классическим лекалам.

Герои-маски, собирательные образы оживают по воле талантливых актеров, которые умудряются их индивидуализировать. Вышедший "из гегемонов" Борис Олегович эмоционален, как Лев Константинович Дуров (а что в этом плохого, спрошу я вас). Потрясающе раскованная Анна Павловна в исполнении Ольги Аросевой навевает воспоминания об эксцентричной пани в "Кабачке 13 стульев", ставшей в свое время визитной карточкой актрисы. Ее дочь Людмила (актриса Театра им. Ермоловой Ирина Савина, снявшаяся более чем в 20 фильмах) и молодые люди Наташа и Антон (которых играют не менее молодые актеры Театра сатиры Анастасия Бусыгина и Андрей Барыгин), вероятно, также "позаимствовали" толику индивидуальности у создателей образов.

Есть роли, которые "ломают" актера. Есть и такие, в которые каждый волен привнести что-то свое. "Афинские вечера" - благодарная почва для импровизации. Спасибо Петру Гладилину за массу положительных эмоций. К слову, норильская публика, возможно, еще увидит пьесы этого драматурга на сцене родного театра: труппа Норильского заполярного произвела на П. Г. такое сильное впечатление, что он передал несколько своих рукописей в адрес А. М. Зыкова.

Не новость, что успех привозного спектакля зависит прежде всего даже не от режиссуры - от самоощущения на сцене актеров. Однако в постановке Николая Чиндяйкина (весьма популярного режиссера нового поколения, чей спектакль по пьесе П. Гладилина "Ботинки на толстой подошве" с Т. Васильевой в главной роли идет в Москве с полным аншлагом) внимательный глаз и чуткое ухо отыщут не одно достоинство. Четко построенные мизансцены - самый привередливый зритель признает, что движения и жесты актеров в "Афинских вечерах" помогают, а не мешают восприятию спектакля. Продуманность выходов действующих лиц. Даже оригинальное использование реквизита присутствует. Хотя не каждый режиссер рискнул бы водрузить на вращающийся стол девушку в белом платье до полу. Ассоциации невеселые, знаете ли, возникают. Случайно не читали гоголевского "Вия"?..

Бывает, приходишь на спектакль в ожидании чуда, а видишь тягучее, как сливочная помадка, действо. "Афинские вечера" по-московски - ягода другого поля. Так искренне, до колик в животе, пожалуй, давно не приходилось смеяться. Зал дружно хохотал при виде изумления "застегнутого наглухо" Бориса Олеговича: его теща принимала участие в ОРГИЯХ (пресловутых "афинских вечерах")?! А как же ее слова о том, что "выходить на улицу молоденькая девушка могла только в сопровождении мужской прислуги"?

Дочь Наташа, на которую все надежды как на блестящую пианистку, - и вдруг беременна? Да еще "автор" ребенка - еврей? Какая пощечина "благородному вкусу" историка от музыки! Какой подрыв отцовского авторитета! А самое ужасное - бабушка Анна Павловна об этом знала и - молчала! Значит, так: дочь - к знакомому врачу, ее "жениху" - от ворот поворот, а тещу выпроводить, куда она там лететь собралась.

Но Борис Олегович (он же Лев Дуров) понимает, что ничего из его планов не выйдет. И, побежденный обстоятельствами, он находит в себе силы достойно встретить новую ситуацию: объявить выход на сцену Натальи, уже ГОЛЬДЕНМЕЙЗЕР.

Комедийное столпотворение всяческих недоразумений иногда выплескивается в зал репликами, откровенно рассчитанными на смех, а порой приобретает задумчивую, философскую интонацию. Веселое и печальное идут рука об руку. То ли в силу человеческой природы, то ли из-за особенностей русского менталитета - увы! лучше этого иностранного слова определение не подобрать.

Напряжение, которое ощущается в ходе всего спектакля, просто обязано взорвать финал. Однако "скрежет" финальной сцены, словно металлом по стеклу, раздражает, но не более того. Хотя, кажется, все сложилось так, как загадала взбалмошная Анна Павловна. По каким-то непостижимым мистическим путям душа ее перешла к новорожденной дочери Натальи. И, как и предсказывала урожденная Ростопчина, она подмигнула-таки молодой маме левым глазом... Но хеппи-энда нет. То ли мистика и счастливый конец плохо совмещаются. То ли действительно в нашей жизни за мгновением радости следует не один десяток трудных минут.

Под звучание великолепного сопрано герои "Афинских вечеров" преображаются в узнаваемых актеров. И вот уже огромный веер на сцене ("кисти" сценографа Петра Попова) - просто украшение, не символическая граница миров. Элегантный вечерний туалет Ольги Аросевой теряет небесный ангельский отблеск. А игра на рояле, возвышающемся на заднем плане, отнюдь не принесет Анастасии Бусыгиной гран-при Международного музыкального конкурса им. П. И. Чайковского. Но остается тонкая нить, накрепко связавшая сцену Дворца культуры с атмосферой "Афинских вечеров". Это аплодисменты, которые еще долго будоражат воздух зрительного зала.

Т. КРЫЛЕВСКАЯ

P.S. Не забыть бы, что лицезрению любимейших актеров Норильск обязан продюсерскому центру "Лад-2000".


8 сентября 2000г. в 16:45
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.