МАУ ИЦ «Норильские новости»

Музыка их связала

Музыка их связала

В первые дни октября в Норильске прошел "звездный дождь". Мы видели артистов на сцене. Сегодня читатели "ЗП" могут заглянуть за кулисы.

Заслуженного артиста России скрипача МИХАИЛА БЕНЮМОВА удалось "выловить" сразу после репетиции.

- Вы не в первый раз в Норильске. Что-то изменилось по сравнению с прошлыми гастролями?

- Я бы сказал, что сохранилось трепетное отношение к музыке, гостеприимство, которое свойственно норильчанам, огромное внимание слушателей, жадное впитывание классического наследия. Отсутствие в городе своего оркестра - это большой недостаток. Но гастролирующему оркестру здесь выступать легче, потому что сталкиваешься с публикой, которая истосковалась по живой музыке.

- Кадры для вас решают все?

- Как и везде. Тем более на периферии. В Москве конкурс в оркестр, подобный нашему, не менее 10 человек на место, в Германии - 300-400 человек на место. А у нас конкурс состоит в том, что мы приглашаем студентов из числа тех, кто кажется перспективным для работы именно в камерном оркестре. Конечно, люди, которых мы сами воспитали, обучили, которые уже владеют репертуаром оркестра, достойны самого внимательного к себе отношения. Потому что "с улицы" в камерный оркестр не пригласишь и очередь из безработных музыкантов, среди которых можно бы выбрать достойных, в Красноярске не стоит. Наоборот, уже давно работает мощный "насос", который выкачивает из России (и конкретно из Сибири) таланты. Если в этой ситуации не дорожить кадрами, то нужно попрощаться с Бетховеном, Бахом и иже с ними.

- Вы чувствуете себя человеком, делающим любимое дело, или все-таки ощущаете, что вносите лепту в сохранение всероссийской культуры?

- Как ни громко звучат ваши слова, думаю, любой из присутствующих здесь музыкантов их заслуживает. Это не касается моей скромной персоны. Это касается буквально всех, кто относится к культуре. Вопрос в том, насколько существенно для каждого пресловутое "или". Никакого "или" не должно быть. Даже любители - юристы, педагоги или врачи, которые считают необходимым музицировать, нужны мировой культуре не в меньшей, а может, и в большей степени. Поскольку музыку прежде всего нужно любить. Она должна становиться содержанием внутренней жизни человека. А если это не так, профессионализм тем более ни к чему. Музыка как средство зарабатывания денег - нонсенс. Есть гораздо более эффективные и простые методы.

- Как вы выдерживаете ежедневные колоссальные нагрузки?

- С трудом. Помогает жесткая необходимость. Расписание норильского фестиваля (четыре разные концертные программы за четыре дня - Т.К.) говорит само за себя. Сегодня провести репетиции, завтра сыграть сольный концерт, прослушать девочку, которая будет играть с нами Баха (Сашу Сикорскую - Т.К.), завтра же провести репетицию баховского концерта. Что делать? Таковы объективные условия жизни в культуре.

- Что радует в созданном вами камерном оркестре?

- Хорошее в нашем оркестре - молодость, потому что глаза еще горят, заинтересованность, некоторая степень одаренности, чтобы заниматься этим делом. И плохое - все то же, только с другой стороны.

- А кого вы сами слушаете?

- Живых музыкантов. Иногда с эстрады веет мертвечиной. Такие концерты или спектакли я не люблю. Мне импонируют люди, которые находятся в поиске, живут музыкой. А имен можно назвать очень много. Наверное, я люблю ходить на тех же, на кого любите ходить и вы, и вся остальная публика.

- У вас четыре дочери. Вы хотели бы, чтобы они стали музыкантами?

- Ну, одна уже точно не стала. Она медик, журналистка и поэтесса. Другая журналистка. Третьей сейчас 16 лет, она абсолютно погружена в музыку. Но, похоже, будет танцевать. Что касается младшенькой, я еще не расстался с надеждой, что мне хватит сил ее воспитать. Ей семь лет, очень одарена. Будет ли у родителей время ею заниматься, вот в чем вопрос.

- А вопрос престижных музыкальных площадок для вас существует?

- Вообще-то мы уже добрались до вершин. Играли в Ферраре во дворце герцогов д`Эсте - на самой престижной площадке в Мекке камерной музыки, где получили восторженные отзывы прессы. Была миланская сцена, на которой выступают ведущие коллективы уровня Национального балета Испании. У нас общая афиша с Миланским симфоническим оркестром Джузеппе Верди. Но сегодня мы экономически не в состоянии выезжать за границу. Хотя престиж сцены - не совсем тот вопрос, который задает себе артист. Нам нужна живая аудитория, живые глаза. В этом смысле поездка в Норильск для нас не менее важна, чем поездка в Германию, а может, даже больше. ТАМ нет такого дефицита духовной жизни, как у нас в стране. Но потребность в духовной жизни у нас выше.

- У вас есть возможность обратиться к норильским меломанам...

- Я бы хотел поблагодарить за любовь и внимание к музыке не только публику, но и инициаторов фестиваля. Каждый из них отдал этому проекту частицу души. Музыканты могут репетировать и выступать, но не умеют организовывать концерты. Для того, чтобы эта встреча с публикой состоялась, работала целая плеяда блестящих норильских организаторов.

Успех и счастье - вещи несовместимые

Еще восемь лет назад альтистка Красноярского камерного оркестра ШАТИ КАРТОЕВА была ученицей Кайерканской школы искусств. Подающей надежды, но и вызывающей опасения своим неукротимым темпераментом. К счастью, талант пробился сквозь лакированную посредственность. Это интервью для Шати - первое в Норильске:

- Тяжелым был путь в оркестр?

- Да. И сейчас тяжело: занимаюсь, занимаюсь, пытаюсь что-то сделать.

Начинала учиться музыке в Новосибирске. Потом пришлось переехать в Кайеркан (моя мама - военнообязанная). Мне повезло попасть в руки хорошего педагога - Татьяны Родионовны Букиной. Она нас воспитывала не только как музыкантов, но еще и как людей. Помогала выжить в атмосфере школы. Естественно, трудолюбия было мало в детстве: какой ребенок не хочет побегать по улицам! А надо было заниматься, работать, чтобы потом выбиться в люди. Понимание этой необходимости приходит с годами...

Я окончила музыкальную школу, поступила в Норильское музучилище. И поехала пытать счастья в Новосибирске. Прошла по специальности, но по другому предмету провалилась. Вернулась в Норильск, а через полгода приехала аттестационная комиссия из Красноярска. Так я попала в класс профессора Игоря Флейшера.

- Вы уже многого достигли в музыке, на ваш взгляд?

- Я не звезда, но какие-то достижения, конечно, есть. В этом году в Новосибирске проходил Открытый конкурс скрипачей-артистов Сибири. В конкурсе участвовало очень много исполнителей высокого уровня. Я заняла первое место среди альтистов и получила отдельный диплом за исполнение обязательного произведения.

- Теперь вы чувствуете себя уверенней?

- Я вообще не испытываю уверенности в себе. Звездной болезни, как это было в детстве, нет. Все время кажется, что сыграла плохо. Надеюсь, это пройдет, потому что боязнь сцены очень мешает. А я бы хотела остаться концертирующим музыкантом и двигаться по ступенькам дальше.

- Ваша профессия требует жертв. От чего пришлось отказаться?

- Мне пришлось расстаться с мамой: уже семь лет я живу в Красноярске одна. Пришлось отказаться от личной жизни: я выходила замуж, но развелась. Трудно принять мою постоянную занятость музыкой.

- Чем займетесь, когда будете... старенькой?

- Можно, я не буду старенькой? Лучше - приятной пожилой леди. Я хочу, чтобы у меня было много-много учеников, которые бы меня уважали и хоть изредка звонили. Чтобы у меня в жизни осталось что-то, о чем я могла бы вспомнить с улыбкой.

- Вы не верите, что все-таки сможете совместить профессионалный успех и женское счастье?

- Честно сказать? Нет!


ВЗГЛЯД С ГАЛЕРКИ

Классическое детство

Кто может интереснее всех рассказать о музыкальном фестивале? Конечно, музыкальный критик, - решили мы. И пригласили в "Заполярку" студенток теоретического отделения Норильского колледжа искусств Евгению Ужаринскую и Наталью Попову.

- Если вдуматься, практически все концерты фестиваля стали обращением к молодежи - тем, кто будет жить в третьем тысячелетии. А второй вечер был посвящен самым маленьким норильчанам. Молодость участников оркестра, произведения, написанные великими композиторами в юности, и сочинения молодых современных композиторов, большое количество детей и подростков на концерте, - все это, наверное, работало на сверхзадачу организаторов праздника - формирование духовной перспективы Большого Норильска.

К сожалению, мы живем в городе, чрезмерно удаленном от большого музыкального мира. Может быть, именно поэтому реакция детей, услышавших "живой" оркестр, напомнила реакцию норильчан на зеленую "материковскую" траву.

Известно, что "удержать" детское внимание в напряжении более чем полчаса довольно сложно. Однако на концерте Красноярского камерного оркестра дети слушали музыку, затаив дыхание. Уникальность этого факта отмечена и артистами оркестра: они с восторгом говорили о том, что такой детской аудитории ранее не встречали нигде.

Бурю откровенного восторга слушателей вызвала популярная эстрадная музыка в переложении для камерного оркестра, с виртуозным блеском исполненная красноярцами во втором отделении. Музыка шутила, смеялась, лицедействовала! Замечательные солисты скрипачи Антонина Рогаткина и Данил Шестаков во главе с Маэстро Бенюмовым превратили исполнение Дивертисмента И. Фролова в музыкальную сценку, и это не прошло незамеченным публикой.

Остается добавить, что подобные концерты очень благотворны в воспитательном смысле. Ведущая концерта лектор-музыковед Е. Истратова в доверительной беседе обсудила с детьми, как вести себя в концертном зале, встречать артистов, слЫшать музыкальное произведение, а самое главное - заинтриговала их так, что в преддверии встречи с Музыкой юные слушатели пребывали в состоянии благоговейного ожидания.

... Когда по окончании концертной программы ведущая спросила детей, возьмут ли они классическую музыку с собой в третье тысячелетие, зал дружно ответил: "Да!" И в контексте атмосферы вечера это не выглядело дежурно-вежливо!

СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ В ТРЕТЬЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ

Такого аншлага стены колледжа искусств не видели давно! В Концертный зал перекочевали все стулья из классов! Но жаждущие духовного наслаждения сидели еще и на ступеньках, и на каждом свободном сантиметре площади зала. Финал фестиваля и гастролей Красноярского камерного оркестра предполагал быть впечатляющим. Символично, что происходило все 1 октября во Всемирный день музыки.

Красноярцы покорили норильскую публику. Высочайший профессиональный уровень этого молодого коллектива - безусловная заслуга художественного руководителя и дирижера заслуженного артиста России Михаила Бенюмова. Маэстро Бенюмов - блестящий скрипач, верный продолжатель традиций двух выдающихся скрипичных школ: Г. Ямпольского (у которого он начал заниматься ребенком в Киеве) и П. Столярского. Свое высокое исполнительское мастерство М. Бенюмов продемонстрировал в сольном концерте в дуэте с замечательной пианисткой и обаятельнейшей женщиной Ларисой Маркосьян. Программа, представленная ими в нашем городе, подготовлена для гастролей в Германии, куда музыканты направляются после Норильска.

Однако вернемся к финальному концерту фестиваля, названному "совместный проект", поскольку в качестве солистов в нем выступили представители семьи норильских музыкантов Сикорских Альберт и Александра. Особый восторг публики и одобрение строгого профессора Бенюмова вызвало исполнение Концерта соль-минор для фортепиано с оркестром И.С. Баха юной и безусловно одаренной десятилетней Сашей Сикорской.

А фестиваль "С музыкальной классикой в третье тысячелетие" стал великолепным стартом нового творческого сезона, который, надеемся, оправдает ожидания норильских любителей музыки.


12 октября 2000г. в 17:00
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.