МАУ ИЦ «Норильские новости»

Трудное ка-детство...

Трудное ка-детство...

...Вечером, около десяти часов, в магазинчике-стекляшке на Лауреатов у прилавка покачивался небритый товарищ в замызганном пуховике.

- Милая, мне водочки и... Водочки и... А кильки уже кончились? Жаль... Водочки и баночку консервы какой-нибудь...

Дверь распахнулась и вошел парнишка в черном бушлате с красными погонами. Уши, торчавшие из-под форменной ушанки с кокардой, были пунцовыми. В руках спортивная сумка. Мальчишка-кадет сразу же уставился в ящик с мороженым.

Мужичонка взял свое и пошел к выходу, вдруг заметил мальчишку и остановился как вкопанный.

- Саня! А что ж ты... А я-то... Е-мое! Пошли скорей!

Пацан посмотрел на папашу глазами, в которых стояли слезы, и шмыгнул носом. Через две минуты отец с сыном уже входили в свою "гостинку"...

А. АРСЕНЬЕВ.


ШКОЛЬНЫЙ ДВОР

Так же, как все. Как все? Как все!

Сначала здесь (в филиале СШ № 28) был клуб, куда приходили ребята с физическими недугами. Теперь это помещение - лишь уголок комнаты, в которой расставлены кроватки с белоснежными подушками "треугольничком". Здесь отдыхают и устраивают игры "по-тихому" ученики КЛАССА ИНВАЛИДОВ. Первого в Норильске.

Ученики - умные, рассудительные дети в возрасте от шести до десяти лет, пораженные физическим недугом - детским церебральным параличом (ДЦП). Сегодня их шестеро. И директор школы - ОЛЬГА ИГОРЕВНА КРУЧКЕВИЧ - рада принять в этот класс еще до десяти ребят. (Единственное условие - наличие справки от психиатра, потому что дети должны быть обучаемыми.) После разговора с Ольгой Игоревной я сама немало могла бы рассказать о "ее" классе. Но не стала. Что может быть достовернее информации из первых уст?! Итак, говорит директор:

ДЕТИ И ЦИФРЫ

- Возможно, кому-то покажется, что шесть человек - это слишком мало, где же остальные больные дети? Действительно, по спискам, существующим в управлении соцзащиты, детей-инвалидов в городе около 600. Но, начав работать с этими списками, я и мои коллеги столкнулись с тем, что в большей степени они не соответствуют действительности. Кто-то вообще выехал из Норильска. Кто-то сменил адрес... Но идея обучения больных детей не должна заглохнуть. Классы, подобные нашему, городу нужны. И если в школу № 28 обратятся родители детей-инвалидов, мы не только увеличим уже существующий класс, но и создадим новый.

"ПЛАСТИЛИН НЕЖНЕЙ, ЧЕМ ГЛИНА"

Дети рисуют, лепят, шьют мягкие игрушки. Посещали еще секцию "Природа и фантазия", в которой занимались озеленением. (В классе повсюду живая зелень. После мрачной улицы впечатление непередаваемое. - Т. К.) Рисование и трудовая деятельность - хорошее подспорье в развитии моторики рук, что для наших ребятишек необычайно важно. И вот доказательства: наш ученик Валя Нестеров благодаря занятиям в кружке с педагогом А. А. Копыловой принят в художественную школу, его профессиональное будущее уже определено; а еженедельные четыре часа физкультуры и плавания в бассейне, находящемся в самой школе, совершили чудо: одна из наших учениц, которая совсем не ходила, пошла! Хотя врачи считали ее безнадежной...

ДЕТИ, ВЗРОСЛЫЕ И НИКАКИХ ЗВОНКОВ!

Здесь обучаются две параллели: второй и третий классы. Малокомплектная школа. Два педагога, социальный работник, воспитатель. Педагоги обучают. Социальный работник действует в соответствии с программой, которую составила психолог школы И.Ю. Кравченко (она постоянно работает с классом). А воспитатель - это вторая мама учеников: гуляет, играет с ними...

Скажу "в скобках": класс бы наполовину не состоялся, если бы такси "Модем" уже четвертый год не возило наших детей безвозмездно.

Ребята учатся по базисной программе. Но учебный план (22 часа в неделю) составлен с учетом физических и психологических особенностей детей-инвалидов. Мы стремились создать интегрированные курсы, на которых уроки труда, к примеру, вмещают в себя математику и изобразительное искусство, математику и конструирование, изобразительную деятельность и художественный труд. Так же совмещаются письмо и развитие речи, русский язык и чтение. В числе наших разработок - курсы "Обучение грамоте и развитие речи", "Окружающий мир и музыка".

Привычные школьникам уроки - со звонками на перемену, записью домашних заданий - отсутствуют. Если ученик устал, он может отдохнуть в спальной комнате, или полежать на паласе в игровой (в школе тепло!), или выпить чая в столовой - это рядышком.

А в послеобеденное время дети занимаются по программе социального ориентирования. По специальным тетрадям, рисункам - это мы привезли для них из Москвы. На занятиях проигрываются реальные ситуации - например, поход в магазин. И детям такие "уроки" очень нравятся!

"КТО ХОДИТ В ГОСТИ ПО УТРАМ..."

Мы дружим с норильским музеем. Бываем в театре. Но самое тесное общение у ребят из класса инвалидов со старшеклассниками и сверстниками из других классов школы. У "младших" в гостях часто бывают "старшие" из класса социальной работы, которые являются их шефами и во всем своих "подопечных" поддерживают. А сами ученики из малокомплектной школы ходят в гости к шестилеткам: Новый год, 1 сентября, 8 Марта - это традиционные пироги, подарки, посиделки. Подарки дарятся и в День инвалида - хотя, конечно, не говорим им: сегодня ваш "праздник".

Они здесь уже четвертый год. И сами привыкли к общению, и ученики нашей основной школы не реагируют на них как на каких-то особенных. Мы постарались сделать так, чтобы класс инвалидов не чувствовал себя "на особом положении". Они не особенные, они просто другие. Их класс - "другой" в параллели первых, вторых, третьих...

ИХ БЫЛО ШЕСТЕРО. БУДЕТ..?

Накануне нового года состоялся семинар, на котором мы "заявили о себе" в полный голос. Коллеги из других учебных учреждений обещали нам поддержку. Пусть учеников в нашем классе будет десять, шестнадцать... Значит, еще десять, шестнадцать человек войдут во взрослую жизнь подготовленными профессионально и психологически. Тогда и я почувствую моральное удовлетворение. Ведь важен не класс ради класса. Важен класс ради полноценной жизни детей.

Когда наши ученики только-только появились в "своей" школе, нам пришлось трудновато. Потому что у них была четкая ориентация: я, мое, мне. Ну, вы понимаете: особое положение в семье, гиперопека. А потом они стали... делиться всем абсолютно. Стычки? Отсутствуют. Обиды? Редки: "Ты хочешь эту игрушку? Возьми!" Они НАУЧИЛИСЬ ДРУЖИТЬ. И говорят уже не "мое" - "наше".

Подготовила Т. КРАМАРЕВА.

Фото В. Баркова.


ПРЕКРАСНЫЕ ПОРЫВЫ

Дед Мороз живет в Красноярске

705 новогодних подарков подготовила чета Лебедь для норильских детей-сирот.

Подарки были переданы полпреду губернатора в НПР и ТАО Виктору Коту, который, в свою очередь, направил их в управление образования.

В ответной телеграмме, адресованной г-ну и г-же Лебедь, начальник норильских педагогов Лариса Лосева выразила искреннюю благодарность за организацию кадетских корпусов и помощь детям-сиротам и детям из малообеспеченных семей. А также подчеркнула: важно, чтобы все, кто соприкасается с миром детства, помогал нашим детям словом и делом, советом и убеждением, искренним пониманием и посильной поддержкой.

А подарки нашли своих маленьких адресатов. 298 новогодних сюрпризов от губернатора вручены воспитанникам вспомогательного интерната Норильска; 92 - детям норильского приюта; 315 подарков передано воспитанникам школы-интерната № 2.

По информации пресс-службы полпреда губернатора Красноярского края в НПР и ТАО.


МЕНЯ НЕ СПРАШИВАЮТ, А Я СКАЖУ

Что это с нами?

Здравствуйте, норильчане! Здравствуйте, милые, добрые, отзывчивые, сострадательные и всякие разные норильчане!

Два раза перечитала в "Заполярке" за 11 января 1999 года публикацию "Инструкция - злая тетка" о недобрых кондукторах, которые высадили детей из автобуса при совершенно невероятных обстоятельствах. Однако кондуктор-то в автобусе всего один, ну неужели ни у одного пассажира не нашлось (при таких "жестких" погодных условиях) полутора рублей, чтобы купить билет этим мальчишкам?!.. Неужели ни у одного пассажира автобуса не нашлось получаса времени, чтобы довести мальчишку со сломанной ногой до травмпункта?.. Что-то не верится...

Если наш любимый НПОПАТ не может себе позволить такой "роскоши" - возить наших детей бесплатно, то, может быть, городские власти последуют примеру руководства АО "Норильский комбинат"? Наши, комбинатские, дети уже второй год ездят в автобусах с проездными, которые оплачивает комбинат.

Не пойму, почему нельзя организовать детям бесплатный проезд в автобусах хотя бы за счет увеличения стоимости на пять рублей взрослого проездного билета. Ведь большинство ребятишек пользуются автобусами не так часто.

С уважением,

коренная норильчанка Евгения Ростиславовна ХАРИТОНОВА.


18 января 1999г. в 16:45
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.