МАУ ИЦ «Норильские новости»

Микрофонов он начальник и софитов командир

Микрофонов он начальник и софитов командир

Спорить бессмысленно. Всякий, кто хоть чуток в НПР продвинут в искусстве звуко- и светотехники, слышал о Мише Карпове. Главном спеце центра культуры по этим тонким делам. Первые мэтры отечественной культуры, потеплев глазами, зовут его просто - профи. Заслужил талантом и трудом.

Год назад он получил золотую крылатую статуэтку городской премии "Вдохновение" в номинации "За кулисами". Если захотите увидеть мастера во время беспрерывных мероприятий ГЦК, обернитесь... чуть выше последнего ряда большого зала светятся окна свето-звукового царства, созданного стараниями даровитого Карпова. И не переживайте, что так хвалим человека. Он и сам себе цену знает.

На интервью явилась я с хорошо падавшим диктофоном и буксующей пленкой. Миша деловито постучал кассетой по коленке, продемонстрировав старый дискотечный способ. Строго посмотрел на диктофон. Запись пошла как по маслу. Пока напрочь не подсели две пары батареек, я успела узнать, что в июне (Близнец) Миша разменял "тридцатник" (по восточному календарю - "барашек"). Что родился в Иваново, в генах его точно "сидит" музыка - папа дирижер по образованию, все дядья - музыканты. Из подготовишек его почти сразу выхватили в музшколу. Но, оказавшись в 77-м в Норильске, он больше "на пианино" не учился. Просто не нравилось самому играть. Вот слушать - другое дело. Гитару он все-таки освоил самостоятельно. Выступал в школьном ВИА, потом стал дискжокеем - мода пришла. Физик говорил, что "ничего путнего с этого гуманитария не выйдет". А он уже тогда собирал собственные схемы. Классе в 5-6 изобрел генератор звука, пусть писклявенький. Кружки "умелых ручек" он презирал. С малолетства был самостоятельный. Мама - на работе, в Заполярной драме трудилась.

Несовершеннолетним, он выучившись в "60 лет" на киномеханика, пришел проситься осветителем в старый театр с 3 разрядом электромонтажника (в учкомбинате безусым давали не выше 2-го). Посветил там немного, и в армию. В Германии заведывал клубом (столько "культурных" корочек ни у кого не было), просто поднял его из руин. Был на побывке, так притащил туда из Норильска всякое полезное "элекричество". Еще в СА возмечтал о театральном звукоцехе. Целеустремленный товарищ, там и проработал пятилетку. Озвучивал спектакли со всеми последними "главными". Пока не грянули события 91-го. Нет, это было не в августе. Только родившийся в мраморных стенах бывшего ДПП центр культуры затеял офицерский бал к 23 февраля. Попросились в театр, где звук и свет. Миша отработал без репетиций, но и без накладок. Скоро директор ГЦК Светлана Гудовская стала сманивать нашего героя к себе. Работая в театре, он воспринимал всякие там ДК снисходительно - мол, непрофессионально работают, самодеятельность. Говорю:

- Миша, ты же сам нигде не учился...

- Для меня высшее образование - не показатель. Ведь много образованных, которые на практике никак не состоялись. Я учился у театральных людей - звукорежиссера Виктора Овсянникова, спецов по свету Татьяны Лобановой, Веры Перюдко. У них потрясающий подход к профессии.

Пришел в ГЦК - как в никуда. Здесь в зале был только дневной свет на потолке и две лежачие колонки по 15 ватт для озвучивания коммунистических речей. Вести концерты надо было с другого - 4 этажа, там стоял железный пульт да монитор. Из зала изображение передавала ч/б камера, снимавшая лишь половину сцены. Да, был еще бобинный магнитофон "Маяк". На первом концерте - памяти Марины Цветаевой - я держал отверткой тонвал, чтобы звук не скрипел. Мне же надо было создавать особую атмосферу, помогать актерам. Вспоминаю с жутким безумием, а всего-то шесть лет прошло.

На что тогда купился? Я понял, здесь все в моих руках. Сказали - будем делать как скажешь. Так и пошло. Вера Владимировна Иванова (главный хозяйственник управления культуры. - И.Д.) очень помогала. Раздолбили стенку - оборудовали аппаратную для звука и света, повесили звуковую аппаратуру. Первые 20 фонарей на себе из Москвы привезли Татьяна Лобанова и Светлана Федоровна Гудовская. Сейчас уже никто не помнит, что мы начинали работать совсем без осветительной аппаратуры. К хорошему быстро привыкают.

- Ну теперь-то ты доволен?

- Терпеть не могу застоя. Мне надо двигаться вперед. За звук я сейчас спокоен. А вот свет еще не тот.

- Ну и фанат ты. Говорят, сутками на работе. Личная жизнь не страдает?

- Конечно, были конфликты с женой. Но я ее в свою веру обратил. Мы уже вместе 10 лет, познакомились сразу, когда из армии пришел такой, с безумными глазами. Может, это любовь с первого взгляда. Думаю, я не промазал. Мне повезло. И я Оле за долготерпение благодарен. У меня был период переоценки ценностей. Жена умудрилась мне доказать, что семья - чуточку важнее работы, которая меня затянула. Но и Оля уже у нас работает - художником по свету, до этого с полгодика в театре - это хорошая школа.

Сыну Ромке - 7 лет, он в многопрофильной гимназии. С компьютером уже на "ты". Кто ж учил...

* * *

О редком умении Миши Карпова все быстро и точно прочувствовать мне говорили замечательные актеры Алексей Петренко, Александр Филиппенко, побывавшие у нас на гастролях. Я сравнила утонченное звуко- световое решение выступлений Евгении Смольяниновой в Норильске с московским ее концертом в Доме медиков, где были глухой микрофон и нехитрое освещение. Теперь понимаю, почему звезды так любят выступать у нас в ГЦК.

Миша с успехом работал на всех концертах Елены Камбуровой в центре культуры. Уже после первого она вызвала его в Москву на стажировку, с последовавшими по Подмосковью гастролями. Совсем недавно, когда был в командировке в столице, певица пригласила его на вечер памяти Булата Окуджавы в киноконцертный зал "Россия". Миша сидел рядом с композитором Александром Лущиком и переживал.

- То, что там вытворяли звуковики и световики, - халтура. Шипели микрофоны, был полный дисбаланс. Вообще не люблю ходить на концерты, я же слушаю все нюансы. Я становлюсь каким-то прибором, из класса интеллектуальных.

Многие, когда в Норильск приезжают, думают, что у нас, как в деревне. А оценят - начинают спрашивать: что, нигде не учился? Неужели все сам? А у меня проблема - неудобно говорить, что я без образования. Хотя я учусь постоянно. Покупаю кучу технической литературы. Увы, художественную, как когда-то, читать уже не могу. Когда почувствовал нехватку информации, понял - мне важно общаться с людьми моего круга. Ездил на курсы повышения квалификации в Питер, занимался в лаборатории современных музыкальных технологий. Теперь поступил на факультет искусств гуманитарного университета, специальность - звукорежиссер- саунд-продюсер. Словом тот, кто создает оригинальное звучание. Это более творческая профессия, чем техническая. Искусство аранжировки - за ней. Уже представлял им матрицу СD норильской группы "Мандраж", записанную в нашей студии MSrekords. Отметили хорошее общее звуковое построение альбома. Я чувствую силу и буду этим заниматься.

Миша создал и уже год работает в звукозаписывающей студии ГЦК вместе с талантливым и добрым Сережей Клименко (латинская аббревиатура их имен - в названии студии, на ее логотипе есть и собака - это любимый пес Сергея по кличке Жорик, который любит и попеть).

Первый СD они сделали еще на позапрошлом Таймырском фестивале с бардом Андреем Козловским. Записали и долгожданный магнитоальбом нашего Сергея Наумова, которого все дружно вдохновляли. Хотят сделать запись классного норильского гитариста Леши Жданова. Так что обращайтесь в студию, если играется и поется. Последняя работа - СD "Предчувствие" замечательной Эльмиры Галеевой из Н. Челнов.

Еще Миша классный компьютерщик. Делать ему что ли больше нечего, но это он сочинитель "физиономий" многочисленных афиш, буклетов, приглашений. Фирменный знак ГЦК с ангелочком - он придумал во сне.

Спрашиваю у Светланы Гудовской:

- Да как он так умудряется - и швец, и жнец...

- Миша - один такой. И делу предан, и творец. Что стоит его разноцветье звуков и удивительная световая нюансировка. Да он и команду собрал отличную. Разглядел талант Сережи Клименко, которого теперь спокойно оставляет за себя, приход Сергея Кузьмина - просто радость. С женой Олей бывает жестоким, но это по работе. Он же из всех жилы тянет - ради дела. Признан и очень ценится как технический консультант всех учреждений культуры. Вы бы видели, как Мишина команда, словно эквилибристы, "расправляет" свет в зале перед концертами. Вот это отдача.

- Миша, столько похвалы. Греет тщеславие?

- Тщеславие - нормальное чувство небезразличия к самому себе. Я уже осознал, чего я стою и меня трудно выбить из колеи недоверием. Я не даю к себе неуважительно относиться. И не терплю хамства. С другой стороны - я настояший самоед, даже с перебором.

Чего желаю для себя? У меня неизменное желание - не хочу благ, виллы на берегу - мне бы свет в зале поменять. Это идиотизм, наверное. Но я не могу остановиться, иначе хиреть начну. Еще надо сцену углубить метра на два за счет коридора.

- Тебя сманивают в другие, может быть, более денежные места?

- Конечно. Но здесь - мое детище. Это я его родил. И, наверное, я из тех мужчин, которые не бросают своих детей.

Все остальное к портрету Михаила Карпова ищите в ГЦК на праздниках жизни, которыми мы хранимы. Слава Творцу, который поцеловал мастера не только в светлый лоб.

И. ДАНИЛЕНКО.

Фото В. Баркова.

P.S. На прошлой неделе в ГЦК по-семейному отметили прибытие передовых осветительных приборов - Мишиной мечты. Теперь Карпов с командой вообще что-то невообразимое станут творить на сцене. Приборчики-то, по словам спеца, "интеллектуальные, управляются нажатием одной клавиши и понимают фантазии художника всего с трех проводов"... Премьера "умного" света должна была состояться на студенческо-журналистском КВНе.

Следует поблагодарить за помощь и понимание начальника управления культуры Н.Я. Сербину. Но для полного счастья городскому центру не хватает нормального цифрового пульта, который и есть сердце, главный инструмент современного светового оформления. Об этой важной "машине" Миша готов вещать стихами, правда, финансов в копилку ГЦК это не прибавит. А пока особыми словами заговаривает старый отработавший свое агрегат. Ну и едет в начале апреля рвать душу на семинар и консультации солидной выставки "Музыка. Москва-98".

И.Д.


16 марта 1998г. в 17:00
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.