МАУ ИЦ «Норильские новости»

Наше государство никогда не было замечено в особой

Наше государство никогда не было замечено в особой

любви к своим гражданам. Руссиян захватывают в заложники террористы всех мастей, кидают в тюрьмы по сфабрикованным обвинениям, убивают вдали от российских границ. Официальные власти обычно пытаются замалчивать подобные инциденты. Ни одна цивилизованная страна в мире не позволяет себе такого цинизма.

Только в этом году российские журналисты узнали, что в одной из тюрем Калькутты с января 1996 года в ужасных условиях содержатся пять русских летчиков. 6 июня 1997 года им предъявили обвинение по десяти пунктам, включая "преступный сговор с целью ведения войны против Индии". Их имена: Александр Клишин, Игорь Москвитин, Евгений Антименко, Олег Гайдаш и Игорь Тиммерман. Фамилия последнего знакома многим норильчанам.

Игорь долго жил в Норильске, серьезно занимался плаванием, был кандидатом в мастера спорта, работал в Алыкельском авиаотряде, летал бортмехаником на Ан-26. Его родители Михаил Янович и Мария Николаевна очень долго работали в "Норильскэнерго" на ТЭЦ-1. Михаил Янович здесь и умер, хоронить его жена увезла на родину - в Ригу. Да так там и осталась.

Игорь еще некоторое время жил здесь, был женат. Но, так случилось, что развелся и уехал к матери в Латвию. Получить гражданство там не сумел, на работу устроиться было сложно. Одно время летал на вертолете Балтийского спасательного отряда. Но потом и оттуда "попросили" уйти. Вместе с такими же безработными летчиками компании "Латавиа", находящейся на грани банкротства, в ноябре 1995 года согласился перегнать в Дакку купленный Индией у Латвии транспортный самолет Ан-26Б и поработать там по контракту.

12 ноября 1995 года самолет, загруженный запчастями, вылетел в Индию с промежуточными посадками в Болгарии, Иране и Пакистане. До конечной цели перелета экипаж так и не долетел. Из-за того, что Дакка не принимала, самолет и летчики задержались в индийском городе Варанасси. Но вместо того чтобы дать им закончить, маршрут, работодатель приказал вернуться в пакистанскую столицу Карачи, где ребята вынуждены были провести в гостинице еще десять дней. После чего запчасти, взятые в Риге, почему-то выгрузили и увезли на склад, а самолет и экипаж отправили в болгарский город Бургас за новым грузом. Там на борт подняли какие-то опломбированные ящики, в документах значившиеся как техническое оборудование. "Двадцать шестой" вновь взял курс на Дакку.

В Карачи, в пункте промежуточной посадки, подсел пассажир, "партнер по бизнесу" работодателя, и загрузил еще четыре коробки, объяснив, что это его личный багаж. 16 декабря "Ан" вылетел в Варанасси. Примерно через полчаса после взлета экипаж заметил, что "бизнесмены" открывают коробки и ящики, а в них - оружие. Командиру было приказано продолжать полет: "А если попытаешься связаться с землей, получишь пулю".

Летчики, посовещавшись, решили обо всем рассказать индийской полиции после приземления. Но, увидев, как их "работодатель" тепло общается с представителями аэропорта, которые даже не попытались войти в салон самолета, поняли, что в Варанасси делать какие-то резкие движения бесполезно. Вернувшись, "бизнесмен" заявил, что ящики и коробки с оружием будут сброшены на парашютах в условленном месте над Калькуттой.

Операция по сбросу груза прошла успешно. Самолет приземлился в Калькутте. Оттуда вылетели в Таиланд, где наниматель вел какие-то переговоры. В Таиланде из сопровождающих самолет остался только один англичанин, который и нанимал ребят на работу. После проведенных переговоров им было велено лететь снова в Карачи. Пролетая над Индией, в районе Бомбея, экипаж получил команду от диспетчера "произвести посадку для расследования". После приземления три человека, представившись таможенниками, поинтересовались, с какой целью сел самолет. Летчики честно ответили, что подчинились указанию диспетчера. Вызвали эмиграционную службу. Тут-то и выяснилось, что "работодатель", бросив личные вещи, в том числе и компьютер, просто испарился.

Через полтора часа самолет оцепили люди из индийских спецслужб. Обыскали салон, нашли две винтовки и четыре пистолета. Летчики объяснили, что они к этому оружию не имеют никакого отношения и потребовали вызвать российского консула, на что им ответили: "Преступникам не полагается никакого консула. А если вы и дальше себя так будете вести, то вас сгноят в тюрьме, и никто об этом даже не узнает."

Арестованных летчиков посадили в грузовой отсек другого самолета, приковав наручниками к сиденьям. На головы надели черные мешки. Две недели подряд в Калькутте их допрашивали с семи утра до полуночи, практически непрерывно. Использовали даже "детектор лжи". Лишь 8 января 1996 года летчики были помещены в тюрьму.

Представители службы безопасности Индии обещали, что ситуация скоро разрешится. Называли срок возвращения на родину - через три месяца, потом - через шесть. Потом о сроках вообще говорить перестали. В марте началась дикая жара. В малюсенькой камере, два на три метра, где не было ни столов, ни стульев, ни кроватей, заключенные начали гнить заживо - их тела быстро покрывались незаживающими язвами, кровавыми волдырями. Заключение стало страшной пыткой.

Сначала их каждые две недели возили на заседания суда. Первые проходили без переводчика, и ребята просто ничего не понимали, потому что судопроизводство велось исключительно на хинди. Впрочем, судья к подследственным даже не обращался. Мало того, обвинительные документы им показали лишь через восемь месяцев после ареста, да и те не были переведены на русский язык.

Больше года тянулось расследование, было заменено четыре судьи. Когда 1 апреля 1997 года из Латвии, Болгарии и Англии пришли документы по этому делу, летчики было вздохнули с облегчением: согласно бумагам никакой вины за экипажем не числилось. Но, как оказалось, радоваться было рано. Как я уже говорил, в июне 1997 года пятерым россиянам было предъявлено обвинение, предусматривающее смертную казнь.

Между тем назначенный индийский адвокат заявил, что служба безопасности Индии к летчикам претензий уже не имеет, но и снимать обвинение не намерена, чтобы не иметь "bad face" ("плохое лицо"). Пусть, сказали там, это сделает суд. Адвокат добавил также, что судьбами летчиков занимаются на самом высшем уровне и вопрос об их освобождении якобы обсуждался на переговорах Ельцина с премьером Говдой. Так что протестовать нет никакого смысла...

Летчики до сих пор сидят в калькуттской тюрьме. К ним допускают сестер милосердия Миссии матери Терезы, именно с ними ребятам и удалось передать на родину письмо, где они описали свои мытарства.

Об этой страшной истории писала газета "Мегаполис экспресс", был сюжет о наших летчиках в программе Александра Любимова "Взгляд". (Материалы коллег, кстати, были использованы мною при подготовке этой статьи.) Кто мог знать, что один из летчиков - норильчанин.

Когда мать Игоря Тиммермана узнала, в какую историю попал ее сын, она собрала в Риге 16 тысяч долларов и наняла частного адвоката, чтобы он помог ребятам вернуться на родину. Но адвокат оказался обыкновенным жуликом и сбежал с этими деньгами.

Ситуация осложнена тем, что ни один из задержанных летчиков не имеет никакого гражданства - все они в свое время приехали в Латвию из России, но гражданства там так и не получили. Сегодня их за "своих" не признают ни в МИДе России, ни в МИДе Латвии.

В Норильске живет двоюродный брат Игоря Александр Тиммерман. Он открыл расчетный счет 131439 в Норильском отделении Сбербанка. Собранные деньги планируется передать ребятам через миссионеров в виде посылок. Если же это будет возможно, то, может быть, удастся все же нанять независимого адвоката и сделать еще одну попытку освободить наших летчиков. Связаться с Александром Павловичем можно по телефонам 42-82-79 (раб.) и 46-67-56 (дом.).

Конечно, куда больше возможностей у нашего с вами государства, но оно всегда было озабочено более "серьезными" проблемами, чем "просто жизнь" его граждан.

А. АРСЕНЬЕВ.

На фото: Михаил Янович, Мария Николаевна и Игорь Тиммерман.


22 мая 1998г. в 17:30
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.