МАУ ИЦ «Норильские новости»

Американская история

Американская история

Американская история

28 февраля и 1 марта в Концертном зале Норильского колледжа искусств состоялся 17–й Оперный фестиваль.

Ведущая фестиваля музыковед и директор НКИ Елена Истратова обратила внимание слушателей на его символ — чёрный рояль, четыре золотые ноты, скрипичный ключ и надпись внизу: «Оперный фестиваль имени Л. В. Карташовой».

Постановки опер в Норильске начались благодаря замечательному музыканту, педагогу, инициатору и вдохновителю оперного фестиваля Леонтине Валерьяновне Карташовой. У неё родилась уникальная идея: в качестве государственного экзамена по предмету «концертмейстерский класс» предлагать пианистам не отдельные арии и сцены из опер, песни и романсы, а целиком какую–либо оперу, поделив её клавир между исполнителями (клавир — переложение оперной или симфонической партитуры для пения в сопровождении фортепьяно или для исполнения на фортепьяно. — Е. К.). В качестве эксперимента был выбран «Алеко» Рахманинова. Это и стало началом оперного фестиваля. В дальнейшем на исполнение главных вокальных партий приглашались артисты Новосибирского, Красноярского, Екатеринбургского оперных театров, Московской филармонии.
Ещё в начале концерта Елена Истратова отметила, что нынешний фестиваль — особенный: из–за того что подобная, стилистически новая, музыка ещё не звучала в Концертном зале, и из–за имён исполнителей.
«Плач Сирины» исполняет солистка Новосибирской филармонии Ольга Осипова
«Плач Сирины» исполняет солистка Новосибирской филармонии Ольга Осипова
Звездой постановки стали солистка Мариинского и Большого театров Вероника Джиоева (сопрано), заслуженная артистка России Ольга Осипова (сопрано) и артисты новосибирской оперы.
Идея поставить в Норильске оперу «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина (первая в истории музыки опера на сюжет из жизни негритянской бедноты, получившая мировую известность) принадлежит заслуженному артисту России дирижёру Павлу Шаромову (он хорошо знаком норильчанам). В этом году опере исполняется 75 лет — её первая постановка состоялась в сентябре 1935 года. И потом, американский композитор родился в семье эмигрантов из России.
В постановке музыкально–сценической фантазии участвовали студенты и преподаватели Норильского колледжа искусств, преподаватели Талнахской и Кайерканской детских школ искусств и приглашённые исполнители. Дирижировал Павел Шаромов.
Работа групп симфонического оркестра и хора началась в первой декаде декабря, сразу после проведения предыдущего проекта «В ожидании Рождества». А заключительный её этап, объединяющий усилия всех исполнителей (а их было около 100 человек), был проведён в кратчайшие перед фестивалем сроки, что требовало у участников сосредоточенности, концентрации внимания, умения вовремя принять рекомендации дирижёра.
Своеобразной увертюрой к «Порги и Бесс» стало одно из самых популярных произведений мировой классики XX века — «Рапсодия в стиле блюз» Джорджа Гершвина, блестяще исполненная в сопровождении симфонического оркестра педагогом Норильского колледжа искусств пианистом Игорем Кухаревым и встреченная бурными овациями зала.
Дирижёр Павел Шаромов
Дирижёр Павел Шаромов
После некоторой перестановки в зале, были представлены сцены из «Порги и Бесс». Солисты, исполнявшие знаменитые арии, появлялись постепенно, по мере развития действия оперы. Елена Истратова знакомила слушателей с её содержанием, предваряя появление действующих лиц. Центральные образы многогранны. В характере нищего калеки Порги смешаны комические и трагические черты. Очень противоречив образ Бесс (В. Джиоева), искренне полюбившей Порги (Н. Лоскуткин), но совершенно беспомощной перед своим дружком Кроуном и наркоторговцем Спортингом Лайфом (Ф. Хусаинов). Неоднозначен и Спортинг Лайф. Он циничный, дьявольски хитрый и наглый, но обладает незаурядным умом и настойчивостью.
Музыкальный язык оперы гибок, богат и разнообразен. Вокальные партии сценических образов — выразительные и мелодичные — льются легко, «из души», пленяют слушателя и запоминаются: нежная колыбельная милой очаровательной Клары, весёлая и задорная песенка Порги «Богатство бедняка», глубоко эмоциональный дуэт Порги и Бесс. Плач Сирины (О. Осипова) по убитому в драке мужу Роббинсу раздирает душу. Партии Спортинга Лайфа держат в напряжении.
Гершвин называл своё произведение «народной драмой», потому что главным действующим лицом является народ, поэтому велика роль хора. На протяжении всего действия хор подпевает, реагирует, поддерживает настроение основных героев. Хор очень выразителен в узловые, кульминационные моменты действия (массовое гулянье на острове, пока его не омрачил Спортинг Лайф; картина бури, в которой погибает муж Клары Джейк; сцена его похорон; мощный финал). Очень колоритен музыкальный диалог продавцов клубники, мёда и крабов (участники хора). Хоровые реплики вплетаются в сольные номера. Народ активно участвует во всех событиях. Он смеётся, тоскует, страдает, радуется.
В конце музыкально–сценической фантазии на сцене появляются все действующие лица. Действие закончилось (Порги отправляется на поиски своей возлюбленной Бесс в Нью–Йорк и уверен, что обязательно найдёт её и они вновь будут счастливы) — и зал долго аплодирует артистам стоя.
На бис восходящей звездой мировой оперы Вероникой Джиоевой исполняются два произведения. Одно из них, песню «Разлучница–зима», певица сопроводила репликой: «Посвящается Норильску».
Присутствовавший на первом представлении депутат городского Совета Леонид Соломаха от имени главы города поблагодарил гостей за то, что отважились приехать в суровый Норильск, и выразил надежду на новые встречи.
Начальник управления культуры Елена Семёнова также выразила почтение гостям и благодарность преподавателям и студентам за то, что нашли время и силы совмещать работу и учёбу с участием в фестивале.
Елена КОРТИКОВА
Фото Владимира МАКУШКИНА

4 марта 2010г. в 17:15
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.