МАУ ИЦ «Норильские новости»

Жезл раздора

Жезл раздора

Ликованию автовладельцев всея Руси 3 июля не было предела. Именно в этот день, традиционно отмечаемый как День образования Госавтоинспекции, вступил в силу Указ президента РФ "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", а ГАИ, гордо носившая свое имя целых 62 года, в одночасье была переименована в ГИБДД - Государственную инспекцию безопасности дорожного движения. Весьма сердитые на стражников дорог российские автовладельцы тут же саркастически окрестили инспекторов "гибонами". И, учуяв запах перемен, стали немедленно качать свои права.

Почему реформирование сложившейся за долгие годы системы привело к более жесткому противостоянию людей за рулем и инспекторов Госавтоинспекции? А руководители федеральных подразделений ГАИ были отнюдь не обрадованы такому праздничному подарку родного министра и главы России?

Дабы понять ситуацию и по возможности поведать автовладельцам, как и куда они могут рулить в новых условиях, мы попросили прокомментировать некоторые аспекты реструктуризации ГАИ начальника теперь уже ГИБДД города Норильска Богдана Дмитриевича Василькива.

- По большому счету все функции, что были раньше у ГАИ, остаются и у реформированной структуры. В первую очередь меняются вывески, печати, реквизиты и т.д. В приказе министра МВД № 329 от 1 июня с.г. определено, что Госавтоинспекция по-прежнему осуществляет контрольные, надзорные и разрешительные функции в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Отмечу, что за 62 года существования ГАИ организации пришлось решать очень широкий спектр вопросов, что не предусматривалось при создании нашей службы. Например, пропаганда правил дорожного движения, работа с населением, преимущественно с детьми, и т.д. Всем этим нам придется заниматься и впредь.

В новых документах предусмотрен ряд функций, которые, на первый взгляд, не должны относиться к нашему водомству - например, надзор за строительством дорог и дорожных сооружений, причем непосредственно в период проектирования. Должна за этим следить администрация города, а мы должны давать только добро. Но с нами зачастую забывают согласовывать новые проекты. У многих больших руководителей, в основном комбината, много амбиций на этот счет. Там привыкли, что все их решения непогрешимы и никого спрашивать необязательно. А ведь нам предписано контролировать любой вид дорожного строительства. Согласование с нашей службой в таком случае должно быть обязательно.

И еще. Автоинспекция также ведет надзор за ремонтом и содержанием дорог. Но каким-то образом повлиять на комбинат, фактически являющимся владельцем всех дорог промрайона, нам весьма затруднительно. Увлекшись снижением себестоимости своей продукции, руководители всех уровней многие вопросы, не относящиеся к промышленной сфере, в том числе ремонт и содержание своих же автодорог, откидывают далеко назад. Есть такой возмутительный факт: до сих пор по дорогам общего пользования бегают многотонные БелАЗы, а ведь их движение было категорически запрещено. Ведь эта техника гробит автотрассы. Предвижу, что в эту зиму из-за отсутствия на дорогах снегоочистительной техники придется снег лопатами разгребать.

Понимаю, Богдан Дмитриевич, что проблем у вас сегодня, как всегда, немало. Но вернемся, как говорится, к нашим баранам. Вот у меня такой простенький вопрос: почему, когда инспектор ППС останавливает автомобиль за нарушение правил, зачастую водитель начинает говорить о том, что нарушены его права человека. И в доказательство негуманного отношения автоинспектора размахивает выдержкой из приказа МВД, утверждая, что сотрудник инспекции не имеет права вообще останавливать транспорт на дорогах. Так ли это?

- Мы живем в интересной стране, где любой закон можно истолковать превратно, в свою пользу. Вот и норильские водители, думаю, тщательно изучив положение о ГИБДД, приказ министра и указ президента, почему-то дружно решили, что прав у них больше, чем обязанностей. Что, ж придется напомнить, в каких случаях инспектора ППС могут остановить автомобиль и другую технику.

Прежде всего за нарушение ПДД, затем за наличие данных, свидетельствующих о причастности водителей, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления.

Остановка транспорта предусмотрена и тогда, когда есть подозрение, что машина находится в розыске, а также используется транспорт в противоправных целях.

Также инспектор может остановить технику при необходимости опроса водителей или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они были.

Вполне естественно, что автомобиль должен быть остановлен, когда возникает необходимость привлечения водителя или его транспорта для оказания помощи другим участиникам движения либо сотрудникам милиции.

По решению государственных органов или уполномоченных на то должностных лиц, может быть ограничено или запрещено движение по той или иной дороге.

На стационарных постах ДПС, КПП и КПМ госавтоинспектора будут, как и прежде, вести проверку документов на право пользования и управления транспортом и перевозимый груз. И только помимо всего вышеперечисленного остановка транспорта инспектором ГИБДД расценивается как нарушение служебной дисциплины. Так вот, именно этот последний пункт положения некоторые водители заучили назубок и любое правомерное действие инспектора пытаются встретить в штыки, аргументируя это тем, что их якобы вообще не должны останавливать на дороге.

Особенно трудно приходится инспекторам работать с владельцами технически неисправной и непригодной к эксплуатации техники. Машины, как правило, по дорогам промрайона бегают неисправные, помятые, грязные. А мы сейчас даже не имеем права снимать номерные знаки и ставить неисправную технику на прикол. Можем только на 40 тыс. рублей оштрафовать, но для автовладельцев Норильска это не деньги, а семечки. Даже заплатив штраф, они по-прежнему ездят на неисправных машинах, создавая опасную ситуацию на дорогах. Но все же мы имеем возможность воздействия, это когда водитель не сможет, имея такой автомобиль, пройти техосмотр. Он попросту не получит талон на эксплуатацию. И еще. По административному кодексу инспектор имеет право задерживать автомобиль и помещать его на штрафплощадку в случае явной неисправности рулевой или тормозной системы.

- А как автовладелец может узнать, что ему можно делать на дорогах, а что нельзя?

- У каждого нашего госавтоинспектора есть специальная памятка, запаянная в целлофан, где в концентрированном виде есть выдержка из приказа министра, регламентирующая права и обязанности как участника дорожного движения, так и инспектора ГИБДД. При желании с ним может ознакомиться каждый водитель. Кстати, прав у автомобилистов не так уж и мало, и любое противоправное действие или бездействие инспектора он может обжаловать, обратившись к руководителям ГИБДД либо в суд или прокуратуру.

- Наверное, морально тяжело вашим сотрудникам перестраиваться под новые требования? Тем более что сейчас, согласно приказу, вся работа должна строиться на принципах законности, гуманизма, уважения прав и свобод человека и гражданина, а также гласности, т.е. на дорогу должен выходить инспектор с человеческим лицом, а не с карающим жезлом.

- Стереотипы ломать всегда трудно, ведь они складываются годами. И если раньше сотрудники ГАИ диктовали свои условия при контроле за дорожным движением, то сейчас мы должны в свете новых требований стать помощниками водителей и пешеходов. Основная задача - защита прав и интересов участников движения. Все это чисто психологически напрягает. Причем надо учесть, что нагрузки на нашу службу неимоверно велики, и не только из-за разнообразия функциональных обязанностей. Если 3-4 года назад в промрайоне было 13-14 тысяч ед. автотранспорта, то сейчас зашкаливает за 30. Кроме того, ощутимо обновился в этом году состав автоинспекторов, практически наполовину. Пришло много молодых ребят, которых нужно учить работать на трассах. Практически ежедневно проводим занятия, как работать в новых условиях, а также "разбор полетов" по конкретным ситуациям. А если учесть, что реформирование системы ГАИ происходит в жестких финансовых тисках, в первую очередь имея в виду мизерную зарплату наших сотрудников...

И еще, я считаю, что пройдет немало времени, прежде чем приказ МВД и указ главы государства о реорганизации службы ГАИ будет подкреплен весомыми юридическими документами, в частности в области административной ответственности водителей и пешеходов. Пока же мы работаем, мягко говоря, на голом месте. Но массовых жалоб от водителей на действия наших инспекторов практически единицы - значит, мы ведем свою деятельность в правильном направлении.

П. ПАЩЕНКО.


У СОСЕДЕЙ

Один подкатывал, подкатывал...

На улицы Дудинки вернулись светофоры. Первые появились еще несколько лет назад, однако быстро вышли из строя и перестали подмаргивать участникам уличного движения. На прошлой неделе четыре новых светофора украсили центральный перекресток окружного центра. Норильские специалисты обещают оборудовать чуть позже и несколько вызывных светофоров.

На днях один из дудинских автолюбителей решил заигрывать с девушками, не выходя из машины. Он подкатывал к ним, подкатывал и наконец сшиб одну из них. Водитель доставил пострадавшую в больницу, а сам скрылся. Нашли его быстро, и теперь незадачливый автоловелас задумался о своем ближайшем будущем.

Н. ЕФИМОВ.


Опаньки!

Фото В. Баркова.


3 августа 1998г. в 16:45
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.