МАУ ИЦ «Норильские новости»

Разве это деньги?

Разве это деньги?

В газете "Заполярная правда" за 3 августа 1998 года (№ 115) опубликована заметка Т. Крылевской "Пора подсчитать денежки. Даже те, которые задерживают..." Данная публикация заканчивается вопросом: "комментарии необходимы?"

Комментарии нужны!

Цифры, приведенные в заметке, все верные. Но вот как они преподнесены - предмет особого разговора.

Цитата: "... самой большой средней зарплатой по НПР могли похвастаться работники авиапредприятия - 4693,9 руб. Ненамного отстал от них аппарат управления (администрации городов НПР, горсовет) - 4559,5 руб.".

Судите сами: средняя зарплата работников администраций только чуть-чуть приближена к средней зарплате работников комбината. Не нужно забывать о том, что в аппарате управления городов работают руководители и специалисты с высоким образовательным цензом, в основном образование высшее. С них и спрос большой - за управление городами НПР спрашивают именно со специалистов администрации. Если уж сравнивать среднюю зарплату работников аппарата администрации, ее нужно соотносить к средней зарплате работников администрации комбината. Тогда бесстрастные цифры сами скажут за себя.

Цитата: "Трудовая вахта в июле принесла наибольшую среднюю зарплату работникам аппарата (8905 рублей)".

В этом случае журналист приводит данные среднемесячного дохода за июнь, который включает в себя компенсационные выплаты к отпуску, оплату дороги и другие социальные выплаты. Эти цифры никак нельзя сравнивать со средней зарплатой. Данные по июльской зарплате будут только в конце августа.

Скачок в росте зарплаты вызван не тем, что работникам аппарата администраций городов НПР повысили жалованье, а тем, что в отличие от работников комбината, где отпускные графики разработаны равномерно, у аппарата администрации пик отпусков приходится на лето.

Поэтому июль - нехарактерный месяц для сравнения.

Например, в январе, феврале, марте текущего года средняя зарплата аппарата управления соответственно составила 2993, 2930, 3237,7 рубля, а в промышленности - 4135,4; 4165,3; 4381,3 рубля. Очевидно, что в сентябре - октябре уровень зарплаты опять приблизится к зарплате первого квартала текущего года.

Цитата: "В период июня прошлого года по соответствующий месяц этого зарплата выросла максимально у работников аппарата - на 267%"

И эта цифра верна. Если рассматривать ее отвлеченно.

Цифра, конечно, впечатляющая. Только давайте вернемся на год назад. Приведу цифру для сравнения: в июне 1997 года средняя зарплата работников аппарата управления составляла 1 млн 486,9 тыс. рублей, при средней заработной плате работников промышленности 4 млн 01,7 тыс. рубля, т.е. в 2,7 раза ниже. В целях сохранения социальных гарантий для государственных служащих с 1 июля 1997 г. Указом президента РФ Бориса Ельцина от 9.04.97 г. № 310 была упорядочена оплата труда государственных служащих. В связи с этим произошел рост зарплаты, который только приблизил нас к уровню заработной платы работников промышленности.

Л. ЩЕНИНА.

(Пресс-служба администрации города г. Норильска).


ПРОГНОЗЫ

Если ничего не менять, в ближайшие десять лет пенсионная система рухнет

Беседа с первым заместителем министра труда Михаилом Дмитриевым

- В последнее время пошли разговоры о том, что, возможно, сроки и принципы пенсионной реформы будут пересмотрены. С 2000 года пенсии должны складываться из двух основных источников: распределительного, как сейчас, и того, что человек сам себе накопил за время работы. Утверждают, что плохи расчеты, выполненные под введение накопительного элемента. Так ли это?

- Думаю, проблема расчетов всплыла потому, что под вопрос ставятся сами принципы и сроки пенсионной реформы. В декабре прошлого года, когда правительство одобрило концепцию реформы, расчеты ни у кого вопросов не вызывали.

- Тогда для чего делались все эти модели и привлекались ведущие специалисты в этой области?

- Расчеты не рассматривались и не должны рассматриваться как способ предсказания. У них другая задача - дать иллюстрацию того, какие последствия может иметь то или иное долгосрочное решение. Так вот, все модели нынешней пенсионной системы, независимо от того, кто их строил, давали один и тот же результат: если ничего не менять в нынешней системе, в ближайшие десять лет она придет к финансовому краху.

Дело в демографии: в ближайшие годы будет уменьшаться число работающих и расти число пенсионеров. А поскольку пенсии у нас финансируют работающие, то их отчислений не будет хватать на всех.

- Таким образом, проблема упирается в катастрофически низкую собираемость взносов?

- В действующей пенсионной системе собирать взносы очень сложно. Делается это фактически насильно, у плательщиков нет стимулов эти взносы уплачивать. Сегодня совокупная ставка налогов, которые берутся с фонда оплаты труда, достигает 78 процентов и при этом имеет тенденцию к росту.

Накопительный элемент в пенсионной системе, за который мы выступаем, сможет решить проблему собираемости взносов в Пенсионный фонд: если работающие будут знать, что их будущая пенсия зависит от количества уплаченных взносов, они начнут стремиться в полной мере их платить. А значит, станет возможным постепенно перейти от карательных на добровольно-страховые принципы уплаты этого налога.

- И все же есть у кого-то из нас шанс получать нормальные пенсии? У нынешних ли пенсионеров, у будущих?

- В абсолютном выражении пенсии, конечно, будут увеличиваться по мере роста зарплаты. Но вот относительно самих зарплат... Сегодня средняя пенсия составляет 40 процентов средней начисленной зарплаты. Если реформ в пенсионной сфере не последует, то в будущем этот разрыв увеличится, пенсия составит, например, 20 процентов от зарплаты. А значит, пенсионеры постоянно будут ощущать себя беднее своих работающих сограждан.

- Как известно, пенсионная реформа закладывается нашими международными кредиторами как одно из условий выделения многих крупных займов. Как они расценивают перспективы пересмотра сроков и принципов пенсионной реформы?

- Программа, утвержденная правительством, ими полностью поддерживается; сделанный их экспертами анализ также показывает, что в совокупности предложенные меры позволят предотвратить финансовую катастрофу. А половинчатость может отразиться не только на положении Пенсионного фонда, но и всей нашей экономики. Потому что бюджет фонда сегодня второй по величине в нашей стране после федерального, а текущие поступления у этих двух бюджетов вообще сопоставимы. И если больны финансы фонда, значит, это в той или иной степени отражается на всех российских финансах. Поэтому все понимают, что необходимо стабилизировать дела фонда. Уже сегодня в половине регионов выплату пенсий задерживают более чем на месяц. Если так будет продолжаться и дальше, то долги перед пенсионерами начнут нарастать лавинообразно, ситуация станет неуправляемой.

- Не очень понятно, как будет складываться судьба нового Трудового кодекса, а принят он должен быть, между тем, до конца этого года - такие сроки поставил президент.

- Те принципы, которые мы сейчас выдвигаем, присутствуют в трудовом праве всех развитых стран. Нужно сохранить основные, наиболее значимые социальные гарантии, защитить интересы работника и работодателя в случае расторжения трудового договора. Просто, поскольку существуют два рабочих проекта КЗОТа и две рабочие группы, между ними искусственно нагнетается напряжение. Хотя перед этим мы только-только достигли согласия.

- Что уже в этом году и следующем нужно срочно делать в социальной сфере?

- Нужно осуществить структурные изменения, которые позволят повысить эффективность использования имеющихся средств. Возьмем, к примеру, пособия по безработице: в числе их получателей только один процент составляют самые бедные семьи. Парадокс, но сегодня позволить себе быть безработными могут только богатые. В итоге мы пришли к печальному бразильскому опыту: социализм для богатых, капитализм для бедных! Чтобы этого не допустить, нужно срочно сделать все социальные пособия адресными, стабилизировать ситуацию в Пенсионном фонде и сформировать нормальное трудовое законодательство.

Светлана БАБАЕВА,

"Известия"


В ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ

Все под ПФ ходим!

1998 год - не самый благоприятный для краевых пенсионеров в смысле регулярности выплаты им вспомоществования от Пенсионного фонда. А все потому, что велика задолженность по платежам в фонд многих предприятий и организаций Красноярского края.

Крупнейшие должники - предприятия металлургии, строительства, электроэнергетики, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, сельского хозяйства, угольной промышленности, бюджетной сферы края. Если бы все задолжники Пенсионного фонда рассчитались со своими долгами, то средств хватило бы на выплату пенсий в течение более года.

Из-за долгов большинство городов и районов Красноярского края стали дотационными - сумма годовых дотаций превышает один миллиард рублей!

Выполнение плана поступления страховых взносов в Пенсионный фонд на многих территориях находится ниже критического уровня. Сложно обстояли дела в июле; под реальной угрозой своевременность выплат пенсий в августе... Да и до конца года ситуация вряд ли улучшится.

Управляющий отделением Пенсионного фонда России - ПФР - по Красноярскому краю А. Емельянов (человек, чья голова за состояние пенсионного обеспечения в крае болит сильнее всех) видит ситуацию с наполняемостью Пенсионного фонда финансовыми средствами в том, что главы местного самоуправления городов и районов края (в том числе и Норильского промышленного района), оставляют на обочине сферы жизненных интересов всемерную помощь в этом отделениям ПФР.

Свои предложения по активизации процесса наполняемости ПФР уже давно внесли Совет ветеранов Красноярского края, трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений: нужен первоочередной контроль за своевременностью текущих платежей в Пенсионный фонд; должны активизировать свою работу комиссии по ликвидации задолженности; важна и индивидуальная работа с руководителями предприятий-должников.

Если не принять кардинальные меры, если главы местного самоуправления непосредственно не будут контролировать поступление средств в местные отделения ПФР, то во многих городах и районах Красноярского края (да и в Норильске) возможно финансирование выплаты пенсий в пределах 12 - 30(!) процентов. Каким социальным взрывом это может быть чревато, понятно всем: ??? из 723 тысяч пенсионеров Красноярского края пенсия является единственным источником существования, треть имеет пенсию ниже прожиточного минимума, многие содержат иждивенцев.

Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю обращается к главам администраций городов и районов с просьбой оказать всемерную помощь по выполнению плана сбора страховых взносов в Пенсионный фонд. Ибо если сегодня отмахнуться от этой серьезнейшей ситуации, то, как знать, не ждет ли нас, сегодняшних молодых и работоспособных, ее повторение через некоторое время? Ибо все там будем. В смысле на пенсии.

Подготовила Н. ШУГАНОВА.


3 августа 1998г. в 17:30
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.