МАУ ИЦ «Норильские новости»

Отличники "народного займа"

Отличники "народного займа"

Негустая зарплата у ремонтников треста "Талнахспецшахтремонт". Это вроде как не основное производство. Но именно здесь достигла своего пика волна "народного займа", который сейчас проводится в АО "НК".

Чем объяснить, что 80 процентов работников ТСШРТ от явочной численности изъявили свое желание помочь комбинату деньгами? Управляющий треста Автандил Цхобребов ответил на этот вопрос коротко:

- Мы стремимся до каждого своего работника донести идею "народного кредита". Дали всю необходимую информацию на собраниях. Отпускники возвращаются - с ними отдельный разговор.

А вот комментарий начальника расчетного бюро бухгалтерии треста Татьяны Феофановой:

- 558 человек подали в бухгалтерию свои заявления, чтобы депонировать зарплату июля и августа. Меньше чем на пятьсот рублей никто не подписывался. В среднем получается тысяча на каждого. Некоторые пишут уже свои заявления повторно, продляя заем еще на месяц. 14 человек дали свою заявку на депонирование части заработка сроком свыше года. В основном это наши "подземщики".

Например, слесарь подземного ремонтно-монтажного участка № 3 Рашад Гиматдинов, который трудится на руднике "Таймырский", оставляет на год у себя на счету 4 тысячи рублей. А вот Анатолий Иванов, монтажник участка тепловодоснабжения, доверяет комбинату свою июльскую зарплату 2 800 рублей на целых пятнадцать месяцев. Как видите, заработки ремонтников невелики, но люди понимают ситуацию на комбинате и идут навстречу своей фирме.

С 15 августа начнут расти проценты на отложенные суммы. Дивиденды получаются со временем завиднее, чем в Сбербанке. Если не брать депонированную сумму в течение года, то с нее можно получить 30 процентов годовых. Меньший срок - 24%. Ну а если до трех месяцев только долежат деньги работника, то ему гарантировано дополнительно 6% от вклада. По 2 процента за каждый месяц. И последнее: если забрать деньги ранее трех месяцев, то будет, конечно, минимум. Всего один процент.

Дивиденды не облагаются налогом. К тому же комбинат гарантирует, что процентные ставки останутся без изменений. В ообщем, это довольно выгодное хранение денег. К примеру, до следующего отпуска, как рассуждают многие ремонтники.

ОТ РЕДАКЦИИ. Что ж, мини-банк на предприятии в нынешних суровых экономических условиях, может быть, и возымеет прок. Время покажет. Но избави бог хоть здесь вкладчиков от обмана!

А. СЛОВОХОТОВА.


ЛЮДИ НА ЧЕМОДАНАХ

Счастливый билет Магомета Меликова

Есть немало профессий, которые всем хорошо известны, но вспоминают о них лишь накануне профессионального праздника. Наверное, многие согласятся, что к их числу относятся и работники железнодорожного транспорта, которые отмечали свой праздник в первых числах августа.

Конечно, кому-то удается прославиться на этом поприще, вкладывая все свои знания и умения. Но большинство работников железной дороги день ото дня самоотверженно трудятся без всяких почестей, отнюдь не считая себя от этого менее счастливыми. Многие из них, выбрав в юности эту трудную, но романтичную профессию, остаются ей верными на долгие годы. Один из них - наш герой. Зовут его МЕЛИКОВ Магомет Хазретович, родом из Северной Осетии.

На свет появился в самое лихолетье: шел второй год Великой Отечественной. Родители - простые колхозники. В семье было 9 детей, из которых выжило только шестеро, трое умерли маленькими.

Прошли годы. Несмотря на тяжкие условия, все нашли свое место в жизни (старший, Хазбатыр, даже стал профессором математических наук).

Сам Магомет Хазретович вырос у тетки, в Беслане, в красивейшей горной местности. Любил смотреть, как курсируют поезда. Впереди - паровоз, за ним - вагоны, которые издалека были похожи на извивающуюся змейку, ползущую по горам. Тогда и зародилась в детской душе мечта о будущей профессии.

Закончив восьмилетку, Магомет поступил в железнодорожный техникум, решил получить профессию механика тепловозов. Но проучился только два курса - забрали в армию. Служил в ракетных войсках на Байконуре. Магомет Хазретович вспоминает: "В городе Ленинске повидал много интересного, в том числе и знаменитых людей: Хрущева, Малиновского, Королева, Гагарина".

Отслужив, в 1965-м познакомился с будущей супругой - студенткой финансового техникума. Но поженились с Лизой только через семь лет. "В день рождения Владимира Ильича, 22 апреля была свадьба", - не без гордости замечает наш собеседник. Ну а до начала семейной жизни тогда утекло немало воды...

***

После окончания учебы, в 1968-м, молодой специалист Меликов Магомет приехал в суровый Норильск. С желанием трудиться на одной из самых северных железных дорог. С первых же дней город ему приглянулся.

Проработав год, поехал в отпуск "на материк", к себе на родину. Там сыграли с Лизой свадьбу. И теперь уже чета Меликовых прибыла покорять северный край.

Жизнь налаживалась. Магомет Хазретович начал работать машинистом тепловоза в локомотивной службе управления железной дороги НГМК. Ностальгия не мучила, хотя жизненный путь никогда не казался ему усыпанным розами, вечно надо было что-то преодолевать, прошибая лбом стену. Не назовешь завидным и житье-бытье в двенадцатиметровой "гостинке", с двумя детьми (старшей, Индире, было 10 лет, когда въехали в квартиру). Но терпение и жизнелюбие дали свои плоды. К примеру, сейчас в большинстве случаев родители не могут расточать похвалы своим детям. А вот Меликовым есть чем похвастаться: дочь закончила 14-ю школу с серебряной медалью, затем Северо-Осетинский университет, получив престижную по нынешним меркам профессию экономиста. Сейчас и сын - студент I курса того же учебного заведения.

***

Работа Магомету Хазретовичу всегда нравилась. Ничуть не рисуясь, он вдохновенно рассказывает: "Это же чудно: маленький человек тянет много вагонов. Горячий шлак, льющийся из печей в чаши, похож на вулканическую лаву. Я отвозил отходы из металлургических цехов на шлакоотвал, но чувствовал себя частицей в производстве металла. В цехах было дымно, а на улице, особенно во мгле полярной ночи, шлак еще долго излучал мерцающий свет, остывая. Изумительное зрелище!" Это ли не романтика?

Безусловно, были в работе и свои трудности. Например, в леденящий мороз заменить тормозную колодку весом 16 кг, причем в одиночку. Даже "на материке" эту работу выполняют вдвоем. Между прочим, за вредность машинистам стали платить только благодаря Ситнову и бывшему начальнику железной дороги Морозу. За что им, конечно же, отдельное спасибо от имени железнодорожников.

В 1990 году Меликову М.Х. было присвоено почетное звание "Ветеран труда Норильской железной дороги".

Тридцать лет жизни отдал этот человек Норильску. В этом году пришлось уволиться с любимой работы в связи с выездом "на материк". Пора возвращаться в родные места. В правобережном районе Осетии, в селении Зильги, строит дом. Осталась только маленькая закавыка: дооформить компенсацию. Магомет Хазретович надеется, что его финансовые проблемы скоро разрешатся, а еще желает своим бывшим коллегам здоровья и безаварийной работы.

С. КРИВЦОВА, фото автора.


ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Дурят нашего брата

Наш горячо любимый комбинат (куда ж мы без него в Норильске?), придумав, как с помощью наших денег решить кое-какие свои проблемы (имеется в виду "народный заем"), до конца все же эту идею не продумал. Полагаю, многие работники комбината от подписки на "народный заем" откажутся. И вот по каким причинам.

Откажутся от участия в акции малооплачиваемые работники: им не под силу будет отстегивать от своей зарплаты негласно определенный на каждом предприятии комбината минимальный уровень ежемесячных взносов на "народный заем". Да если с таким упорством навязывается, то лучше отнести деньги с Сбербанк: хоть проценты по вкладу меньше, зато никто на мозги не давит и не угрожает карательными мерами.

В положении о депонировании части заработной платы записано: "работник комбината, ДОБРОВОЛЬНО оставивший на конкретный срок хранения собственную зарплату или ее часть..." Однако доброй волей, похоже, на комбинатских предприятиях и не пахнет. Но угрозами и принудиловкой дело не сделаешь, а только от него оттолкнешь; это же прописная истина! Начальники же разного уровня - от бригадиров и выше - утверждают, что если работник отказался от участия в "народном займе" (а это, как говорилось выше, дело исключительно - по положению - ДОБРОВОЛЬНОЕ), то найдут способ ущемить, наказать человека, не желающего ПРИНУДИТЕЛЬНО участвовать в общекомбинатской акции.

Генеральный директор АО "Норильский комбинат" Д.Т. Хагажеев сказал, что нельзя принуждать работника к участию в "народном займе", человека надо убедить в его необходимости. А руководители предприятий комбината, пойдя по пути принуждения (конечно, этот путь легче, чем путь убеждения), добиваются противоположных результатов.

А что теряет работник при продлении договора "народного займа"? В заявлении я указываю сумму без материальной помощи, то есть на материальную помощь при продлении срока договора на три месяца проценты ежемесячно не начисляются. Выходит, мне лучше получить депонированную зарплату с материальной помощью и заключить договор на общую сумму. И какая бухгалтерия согласится по моему заявлению проделать эту операцию? Да никакая. Она, бухгалтерия, будет мне только палки в колеса ставить да говорить: "Мы и так работой загружены, а ты еще дел добавляешь. Делать тебе нечего, умный слишком!.."

Можно предположить, что будет, когда у комбината отпадет надобность тянуться за деньгами в рабочий карман: выплатят по одному проценту за каждый полный месяц - и концы в воду. Подобное уже было, когда зарплату депонировали полностью.

Идея "народного займа", "народного кредита" - дело, наверное, полезное, но не до конца продуманное. Наверное, при разработке этой идеи предполагалось и проблемы комбината кое-какие решить, и работников АО не обидеть. А при таких условиях внедрения идеи в наши головы хорошее дело может превратиться в свою противоположность.

С.П., работник Норильского комбината.


5 августа 1998г. в 17:15
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.