МАУ ИЦ «Норильские новости»

на Таймыре:

на Таймыре:

Север - это маленькая жизнь

Я, конечно, знал, кто такой Олег Митяев, слышал и слушал его песни, узнавал на фотографиях, но встречаться как-то до сих пор не приходилось. Я не могу причислить себя к фанатам Митяева в полном смысле этого слова, но когда представилась возможность сопровождать Олега в его норильских гастролях практически везде и всюду, с удовольствием от этого не отказался.

...Олег и выступающий с ним сегодня музыкант и аранжировщик Леонид Марголин к этим гастролям обросли трехнедельными бородами. Митяев с едва заметной грустью констатировал, что она на этот раз у него полезла уже седая... Марголин же, впервые небритый так долго, с нетерпением ждал торжественного момента уничтожения лишней поросли.

Бороды им нужны были "имиджу ради": во время пребывания у нас на Таймыре должны были сниматься эпизоды для первого настоящего клипа Олега Митяева, в котором Олег и Леонид должны играть "простых полярников". Но сначала предстояло отработать два концерта на уже хорошо знакомой сцене городского центра культуры.

.

Еще до прилета музыкантов над окошком кассы было вывешено греющее душу всем артистам объявление, извещавшее, что все билеты на концерты проданы. Аншлаг...

Новая концертная программа называется "Непраздничные вещи" и предваряет выход нового альбома Олега Митяева.

Концерты продолжались более двух часов "чистого" времени каждый. За всю свою практику я впервые встретил исполнителя, который заранее не знает, какие песни он будет петь в ходе выступления. То есть, конечно, какие-то должны были прозвучать обязательно, а вот остальные, из более чем двухсотенного репертуара, - как получится или, как говорится, "куда настроение выведет". Естественно, обязательным должно было стать представление всех песен из нового альбома. Но во время "разбора полетов" после первого концерта Олег хлопнул себя по лбу, вспомнив, что новую песню, давшую название всей программе, он исполнить-то как раз и забыл. Впрочем, зрители этого, похоже, даже не заметили.

.

Норильчане принимали Олега очень тепло. Митяев в нашем городе уже в пятый раз! Немногие российские музыканты могут похвастаться таким количеством успешных гастролей в Норильске. Как и каждый исполнитель авторской песни, Олег вел свой концерт самостоятельно, мастерски комбинируя песни с ответами на множество записок от слушателей и анекдотами, которые его теперь, после участия в съемках "Белого попугая", постоянно просят рассказать.

В этом году Митяев записал вместе с Мищуками, "Ивасями", Берковским, Никитиным, Богдановым, Тарасовым, Хомчик и Чебоксаровой альбом "Песни нашего века", целиком состоящий из песен мэтров авторской песни, давно ставших народными. После записи, а также активного участия в концертах, посвященных выходу диска, Олег начал включать в программу концертов эти популярные песни, которые публика всегда поет вместе с ним. И не зря. Во всяком случае, "Пароход белый беленький" и "А я еду, а я еду за туманом..." вплелись в концерт очень органично.

.

Сегодня Олег выступает вместе с Леонидом Марголиным. Леонид - профессиональный музыкант и аранжировщик. Он владеет десятком музыкальных инструментов, обладает абсолютным музыкальным слухом (реприза с фальшивым исполнением на концерте полонеза Огиньского - конечно же, шутка). За плечами у Леонида почти десять лет игры в одном из лучших ресторанов Москвы, многолетняя работа с Михаилом Таничем в группе "Лесоповал". С Олегом Леонид познакомился полтора года назад, до этого с авторской песней не был знаком вообще. Так что дуэт Митяев - Марголин пока только складывается.

.

Разумеется, очень многие задавали Митяеву вопросы о том, почему они расстались с Константином Тарасовым. Олег отвечал довольно односложно: "Так получилось. Тарасов сегодня работает сольно, готовит собственную программу. Мы по-прежнему дружны". Понятно, что эти слова не объясняют причин разрыва. Значит, Митяев просто не хочет об этом говорить. И, как любой человек, имеет право, наверное.

.

Концерты закончились, прошли съемки телепрограммы "Место встречи", интервью на радиостанции "Полюс" ("Наго-радио", кстати, отказалось от всех встреч с Митяевым, мотивируя это тем, что "у нас его никто не любит"), были еще какие-то контакты с местными журналистами. Хотя, по признанию Олега, он не очень-то жалует журналистов, а периферийных в особенности. И я его прекрасно понимаю, потому что все эти "беседы" происходили на моих глазах. Очень удивила Олега амбициозность некоторых моих коллег, не раз и не два за эти дни он вспоминал о полном отсутствии у молодых интервьюеров такта. С другой стороны, отказаться от этих интервью было невозможно, поскольку они составляют круг профессиональных обязанностей артиста. Но наблюдать, как Олег, буквально вытащенный из-за стола, накрытого в квартире у друга, занимается, одеваясь, "аутотренингом": "Я люблю сниматься. Я люблю сниматься. Я очень люблю сниматься," - было, поверьте очень неловко. За тех, кто входит каждый день в наши дома с экранов телевизоров...

Уже отснявшись, Олег очень точно выразил свои чувства: "Понимаешь, все дело в том, что Митяев им абсолютно неинтересен, они не слушают его песни, им все равно. Все, что они делают, делают не потому, что им это делать хочется, а потому, что им это делать нужно". Уже перед самым отлетом в Москву Олег с удивлением узнал, что я тоже журналист и, смеясь, добавил: "Что же ты сразу не сказал, а то я тут про вашего брата столько наговорил..."

.

Пришлось мне покраснеть и еще один раз. По просьбе Олега я купил в крупнейшем музыкальном магазине Норильска кассеты с его записями. Поскольку все, что ребята привезли с собой, разобрали уже перед первым концертом, не осталось даже на презенты. Купленные кассеты оказались "пиратскими". Эта тема для Олега, как и для всех российских музыкантов, очень больная. Если бы Митяев получал свои авторские с каждого проданного диска и с каждой кассеты, он мог бы выступать почти бесплатно. Так, кстати, делается во всем цивилизованном мире: музыканты живут на ройялти (авторские), а все туры и концерты лишь помогают раскручивать альбомы, прибыли музыкантам практически не принося. Но Россия имеет собственное понимание авторских прав. Не признающее этих самых прав.

.

Восьмое и девятое ноября для Митяева и Марголина были рабочими днями. Да еще какими рабочими! Восьмого они четыре часа провели на тридцатипятиградусном морозе в аэропорту Валек, фотографируясь для будущего диска на фоне самолетов, вертолетов и бескрайних снежных просторов. Автор снимков, кстати, наш земляк Алексей Арлюков. Вот когда ребята впервые в своей жизни поняли, как на самом деле добивается эффект "заиндевевших бород", так любимый всеми фотографами мира. Я и Арлюков хоть иногда отогревались в "Газели", а Митяеву и Марголину, чтобы не "разгримировываться", пришлось знакомиться с нашим климатом без перерывов.

Следующий день был еще более напряженным. Утром все дружно погрузились в "пазик" и выехали опять в аэропорт Валек, чтобы вылететь "на натуру", туда, где можно было снять сцены для будущего клипа. Оператор Костя (постоянно работающий на ОРТ) отснял за эти часы такое количество материала, что по хронометражу его должно было бы хватить на пару художественных фильмов. Но в клип войдет от силы минута. Увы...

.

По прилете на Факел работа сразу же была продолжена. Перекуров не было. Потрепанный вертолет-"двоечка", похожий на летающий "запорожец", стал одним из главных действующих лиц этого клипа. Командир "двойки" дядя Вася посадил машину на дорогу рядом с деревянным зданием аэропорта, на котором для чего-то написано в качестве уточнения: "аэропорт". Через полчаса подошел санно-тракторный поезд, отправлявшийся на Пелятку.

Роль вертолетчика в клипе играл актер нашего театра Лаврентий Сорокин. Он (по сценарию) копался в моторе, когда к нему подошли суровые мужики и попросили "улетать на ..." На что Лаврик, полностью вошедший в роль, на том же языке ответил, что "сломался на ..." Потом, конечно, все выяснилось, мужики согласились часок потерпеть, и... освоение Пеляткинского газового месторождения было задержано.

.

Одним из самых напряженных моментов съемок стал эпизод взлета и посадки этой самой "двоечки", причем оператор должен был находиться в непосредственной близости от машины. Первая попытка наглядно показала, что Костю легко сносит к зданию аэропорта вместе с камерой. Во время второй попытки мы держали его втроем. Эпизод был отснят, Костя устоял, но обморозил щеку. Пока его оттирали в здании, метрах в ста от вертолета шла по своим делам семейка долган. Марголин поманил их пальцем и рявкнул что-то типа "Рядом!!!" Маленькие северные жители послушно засеменили к нему и встали рядом. Фотоснимки получились просто отменными. А вот в видеоклип эта сценка так и не попала, поскольку к тому времени, когда москвич Костя был в состоянии сниматься дальше, долгане уже куда-то сбежали.

.

К сожалению, из-за нелетных дней 7 и 8 ноября Митяев не смог дать планировавшиеся на точках концерты для газовиков, а также отснять не спеша все-все, что задумывалось. Но и за несколько часов успели сделать очень многое. Забегая немного вперед, скажу, что Олег пообещал пролететь с выступлениями (по всем месторождениям) в следующий раз. Только теперь уже в конце следующего лета.

.

Уже в Норильске Митяев сказал, что, конечно, весь антураж для клипа можно было найти и в Подмосковье, а то и вообще создать в павильоне, используя возможности современной компьютерной видеографики. "Но я бы себе этого никогда не простил. Мы должны были почувствовать Север своей кожей. Должны были знать, что это такое на самом деле".

Песня, под которую снимается клип, называется "Крепитесь, люди, скоро лето!" И клип, и новый диск должны выйти к Новому году.

А. АРСЕНЬЕВ.

P.S. Олег Митяев и автор благодарят ОАО "Норильскгазпром" и Норильское авиапредприятие, которые сделали возможными съемки клипа.

Фото В. Баркова и А. Арсеньева (спасибо фотоцентру "Кодак", Ленинский пр., 31).


12 ноября 1998г. в 16:00
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.