МАУ ИЦ «Норильские новости»

Белое БРАТСТВО

Белое БРАТСТВО

Талнах - Норильск - Кайеркан

Губернатор Красноярского края А.И.Лебедь (во время визита в Норильск):

"Органы местного самоуправления - форпост восстановления российской государственности".

Глава Талнаха Ю.Л.Лукс (ответная реплика): "Не мешало бы патронов на форпост завезти, а то все патроны - в штабах..."

Не так давно в Красноярске состоялось событие, прецедентов которому в общественно-политической жизни края еще не было: народные избранники, сиречь депутаты всех уровней, собрались на "большой хурал". На съезде народных депутатов Красноярского края норильская делегация была представлена более чем десятком человек, где присутствовал и глава города Кайеркана, он же председатель городского Совета, Игорь СТЕПАНЕНКО. Сегодня он гость "ЗП".

- Что конкретно полезного для малого города, ущемленного в некоторых вопросах и краевыми, и местными властями, вы вынесли из этого мероприятия?

- Очень важно то, что наконец-то встал вопрос о взаимодействии исполнительных и представительных органов власти на всех уровнях. Ведь что получилось? Почти четыре года Россия жила без представительных органов власти. Потом они возродились и... началось. Исполнительные органы отвыкли, чтобы в их дела кто-то вмешивался, что-то указывал. Хотя в какой-то степени это справедливо: почему в мою работу должен кто-то вмешиваться, особенно непрофессионал?

Главное, что надо признать, - депутатам надо учиться. Учиться быть депутатами. Очень многие участники представительной власти на самом деле понятия не имеют, в чем сущность депутатской работы; чем конкретно депутат должен заниматься. Многие из них кричат: "Вот вы тут в исполнительной власти ничего не делаете, а мы сейчас схватим проблему и все перевернем!" К сожалению, дальше разговоров дело порой не доходит.

Депутат прежде всего - инициатор новых местных законов, которые должны идти на пользу населению. Но чем дальше от центра, тем чаще депутаты стараются подменить собой исполнительную власть. Это неправильно. Схватить быка за рога и сделать так, чтобы за счет этого быка увеличились надои, - абсурд...

Депутатам не нравится, что, по их мнению, главы администраций узурпировали власть. Но это - от незнания своих возможностей и своих полномочий. У исполнительной и представительной власти разные направления деятельности, и именно депутаты могут принять решение, изменяющее ситуацию на пользу делу.

Чтобы добавить депутатам опыта, которого им частенько не хватает, краевое Законодательное Собрание организовало в своем учебном центре курсы по обучению депутатов.

- Ну хорошо. Депутаты научились быть депутатами, вернее, вспомнили (или уяснили), в чем состоит смысл их работы... Но депутат в краевом центре - это все же не совсем то, что депутат, к примеру, в Кайеркане: разный уровень проблем, разные возможности. Как же скоординировать работу депутатской вертикали?

- Съезд принял положение о взаимодействии органов представительной и исполнительной ветвей власти края. Это положение - попытка проанализировать имеющие место конфликтные, тупиковые ситуации и попытка на основании этого анализа найти выходы, используя опыт территорий.

Создан координационный совет (Ассоциация по взаимодействию представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления края). Это совещательный орган с консультативным характером, которые должен обеспечить демократические принципы в организации системы МСУ.

Что получается: принят федеральный закон о местном самоуправлении, есть федеральный закон о финансовых основах местного самоуправления, но... В демократических реформах в России местному самоуправлению почему-то отводится места недостаточно: несколько этапов становления МСУ пройдены, а потом - провал.

Нас засосала большая федеральная политика, и развитие местного самоуправления остановилось. Незавершенность реформ сказывается на эффективности работы местных органов власти: нет четкой системы правовой защиты, четких полномочий. Например, в федеральном законе об органах МСУ сказано, что каждый город является муниципальным образованием, но на примере тех же Талнаха и Кайеркана по отношению к Норильску закон де-юре есть, а де-факто - отношение "большого брата" как к братьям-недоросткам.

- Как вы полагаете, всяческие ассоциации, комитеты, советы (я имею в виду и те, о которых вы говорили выше) - несть им числа сегодня - жизнеспособны, эффективны?

- Будет ли эффективно работать Ассоциация, я не знаю, хотя в нее вошли очень многие представители буквально всех краевых территорий. Многое будет зависеть от того, кто ее возглавит: каков поп - таков и приход. У этой структуры достаточно широкие полномочия, и если ее возглавит человек активный, то, надеюсь, мы будем точно знать, где, кто и как какими проблемами живет. Надеюсь, появится возможность размещать наши социальные и экономические заказы (будь в этом надобность) на территории края.

Однако при формировании состава Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления демократический путь получился демократической тропинкой: надо было дать возможность Советам самим определить кандидатуры, а не назначать их. Логичнее и демократичнее был бы выбор, а не назначение.

- Конкретно для Кайеркана какого позитива вы ждете?

- Мы обязаны добиться, и сумеем это сделать, чтобы население Кайеркана чувствовало себя в одинаковых условиях с норильчанами. Если Талнах все это время шел революционным путем, мы придерживались тактики скорее эволюционной. Мы понимали, что каждый город НПР может заняться решением собственных проблем, но только после решения общих. Теперь нам понятно, что такой путь непродуктивен.

Честно говоря, надоело ждать, когда всем полегчает. А если никогда? Хочется работать, хочется увидеть результаты своего труда. Обещания "большого брата" сегодня уже не устраивают. Была некоторая надежда на Норильский Совет, что он все-таки будет рассматривать взаимоотношения между городами НПР, но им не до этого. Поэтому мы, администрация и городской Совет Кайеркана, будем отвоевывать - в рамках строгого соблюдения законодательства - те права, которые даны нам федеральными законами.

Но если дело не сдвинется с мертвой точки, я склонен к более решительным действиям. Надоело! Я сам всегда убеждал коллег и в администрации, и в Совете: давайте подождем, вместе с "большим братом" решим сначала это, это и это... всем сейчас трудно... раньше думай о Родине (точнее, об НПР), а потом о себе...

Хотя нельзя сказать, что мы в Кайеркане вперед не двигаемся, но это движение во многом определено помощью и поддержкой руководства Норильского комбината. Наступает время, когда нам, кроме своих цепей, терять нечего. И я считаю, что моя совесть чиста: я никогда не выступал обвинителем кого-либо в чем-либо, а всегда старался найти взаимоприемлемые для всех структур НПР-овской власти решения. Но сегодня вижу, что в регионе не используются РЕАЛЬНЫЕ возможности в налаживании отношений между органами местного самоуправления.

Сегодня в наших отношениях полнейшая неразбериха, бюджет разодран. В клочья. Я согласен, что управление образованя, управления здравоохранения, культуры находятся в Норильске. Но когда мы в культурно- досуговом центре проводим общегородские мероприятия, дирекция КДЦ (подразделение управления культуры) нам... выставляет счет! За аренду помещения! Администрации города!

Я апеллировал к руководству норильской администрации - надо же выполнять свои обещания перед жителями Кайеркана. С нынешнего года восемьдесят процентов собираемого подоходного налога остается на территории НПР - этого добивались все вместе, администрации всех городов НПР, но лучше нам жить от этого не стало.

- А как обстоят дела с Уставом Кайеркана?

- Он принят городским Советом, но не зарегистрирован в Управлении юстиции края. Однако закон о местном самоуправлении гласит, что такая регистрация носит уведомительный характер: мы уведомляем вышестояющую инстанцию, что в нашем городе принят Устав, по которому мы живем. Устав Кайеркана дважды прошел проверку в юридическом отделе Законодательного Собрания - он действующему законодательству не противоречит.

Но что происходит. Например: городской Совет Кайеркана принимает решение о финансировании в городе молочной кухни (кстати, в НПР нынче закрыты ВСЕ молочные кухни) - это же не кремль построить в центре Кайеркана, а всего лишь полноценно накормить кайерканскую малышню. Таким образом мы берем на себя расходы управления здравоохранения (которое имеется в Норильске).

То же касается проведения спортивных мероприятий в Кайеркане. Есть спорткомитет в Норильске, который обязан этим заниматься. Но ни копейки на наши кайерканские мероприятия не выделяется, хотя бюджет консолидированный.

"Завис" и наш молодежный центр, потому что в течение года от Норильска не поступило ни единого рубля. Отказ в выделении средств на развитие молодежного центра мотивируется тяжелым финансовым положением региона. Мы - что ж, мы понятливые, но так долго длится это "тяжелое финансовое положение" и так много об этом говорится, что начинаешь сомневаться, так ли оно на самом деле?

Есть реальная помощь в становлении молодежного центра от комбината, но ноль помощи - от отдела по работе с молодежью норильской администрации. Понятно, что возможности весьма ограничены, но надо-то всего полтора миллиона рублей, чтобы наш молодежный центр заработал. Разве это большая сумма?..

Консолидированный бюджет наших трех городов 1998 года я подписывал, обозначив особое мнение. Другое дело, что мое мнение никого не интересует... И в этом, по моему мнению, недоработка края, краевой администрации. Мы, конечно, маленькие (а маленького каждый обидеть сможет), но мы ЕСТЬ. И не считаться с собой мы не позволим.

Сегодня край серьезно обеспокоен ситуацией, которая складывается в нашем регионе. Но только "старший брат" виноват, что мы между собой не можем решить даже элементарные вопросы.

Так что если Законодательное Собрание края не поддержит органы местного самоуправления Кайеркана и Талнаха, потеряется смысл их существования на территории. Но в ЗС мы рассчитываем на поддержку четырех норильских депутатов, свое норильское "лобби".

* * *

- Игорь Борисович, вы уже два года во власти. Как вы себя в ней чувствуете? Не жалеете ли о том, что в декабре 96-го резко поменяли род деятельности?

- Если человек начинает помирать по поводу непомерного груза на плечах или креста за всех, в такие вещи мало верится. Сказать так о себе я не могу. Работа, которой я сейчас занимаюсь, мне интересна, она для меня - возможность реализации планов, которые раньше по тем или иным причинам были неисполнимы.

Но если человек активно существует во власти, он очень резко чувствует изменение структуры, "температуры" взаимоотношений, на его голову порой выливается большое количество негатива - на всех уровнях: внутри властных структур, среди народа и власти, по властной вертикали... Хотя, с другой стороны, усложнение отношений - процесс объективный. И если каждый руководитель на своем месте выполняет определенную функцию или решает продиктованную обстоятельствами задачу, то хорошим для всех оставаться невозможно.

- А что ж вы хотели... Публичный политик - должность трудная. Ваш социально-исторический оптимизм поутих за это время?

- Отнюдь! Мы по мере сил и возможностей приводим город в порядок. Дом детского творчества сейчас занимает целое здание, школа искусств не ютится больше на одном этаже - теперь она в отдельном здании, ДЮСШ осваивает дополнительно целый этаж молодежного центра.

Развивается городское телевидение, кайерканцы смотрят программы восьми(!) телевизионных каналов. Пока не получается с городским радио, но это дело времени и денег, которых пока нет. Надо создавать в школах компьютерные классы, на которые Норильск - из консолидированного бюджета - не дал нам ни копейки, поэтому пока в школах города стоят "персоналки" каменного века. Но музыкальную технику класса "хай-фай" все-таки имеем в молодежном центре - спасибо комбинату. Оживает кафе "Дружба".

- А как поживает ваша голубая мечта - городской музей?

- Мечта чувствует себя хорошо. Мы можем отправлять кайерканских школьников в любые археологические экспедиции - было бы финансирование. Что касается создания самого музея, то того материала, который уже собран, достаточно для первого шага: в Доме детского творчества уже отведено помещение. А чего нет, чтобы заработал музей: времени, соратника-подвижника и денег, которые бы позволили создать в городе еще один посещаемый очаг культуры.

- А если бы у администрации Кайеркана имелись какие- никакие средства, как скоро мог бы появиться музей?

- Это дело времени. Большая дорога начинается с первых шагов...

Записала Н. ШУГАНОВА.


19 ноября 1998г. в 17:15
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.