МАУ ИЦ «Норильские новости»

На такие деньги и полгода не проживешь

На такие деньги и полгода не проживешь

Как вы уже знаете, в конце января в Красноярске проходила очередная сессия Законодательного Собрания края. О результатах рассказывает Раиса Кармазина, депутат ЗС от Норильска.

- Первый вопрос, рассматривавшийся на сессии Законодательного Собрания, был о развитии и состоянии животноводства и вообще сельского хозяйства в Красноярском крае. Обсуждались вопросы об отмене компенсационных выплат на детей, а также бюджет края и краевой бюджет.

В связи с нехваткой средств компенсационные выплаты предполагалось оставить только для отдельных категорий граждан: детям одиноких матерей, детям, чьи родители уклоняются от уплаты алиментов, детям военнослужащих, проходящих службу по призыву, и некоторым другим.

Но так как это противоречит основному закону о компенсационных выплатах - пособиях гражданам, имеющим детей, Законодательное Собрание края не согласилось с таким проектом закона и отклонило его.

* * *

В повестку дня был также включен закон об образовании. Он был принят в первом, а затем сразу же во втором чтении. Чтобы закон вступил в силу, нужно, чтобы его подписал губернатор. Подпишет он его или нет - трудно сказать. Осенью прошлого года он этого не сделал, поэтому закон был вынесен на повторное рассмотрение.

Основные положения краевого закона об образовании взяты из федерального закона об образовании. Основная причина, почему Зубов до сих пор его не подписывает: в законе предусматриваются льготы для работников образования, требующие привлечения дополнительных средств, которых нет в бюджете. Например, в течение первых трех лет работы для молодых специалистов предусмотрена надбавка в 50 процентов от установленной тарифной ставки соответствующего разряда и единой тарифной сетки для работников бюджетной сферы.

В законе были также предусмотрены дополнительные льготы - такие, как почетные краевые звания и ежемесячные доплаты за выслугу лет: от трех до 10 лет - 20 процентов, от 10 до 25 лет - 30 процентов от тарифной ставки.

Денег в бюджете не хватает. Но когда мы начали анализировать исполнение бюджета за 1996 год, то у нас возникло очень много вопросов как по доходной части бюджета, так и по расходной.

Принимая закон о бюджете в 1996 году, мы определили в бюджете защищенные статьи, финансирование по которым должно идти в первую очередь. Это заработная плата и начисления на заработную плату, питание в больницах, медикаменты, детские пособия.

При анализе исполнения бюджета появились вопросы: почему такая статья, как прибретение акций, выполнена на 100 процентов, а финансирование бюджетной сферы - здравоохранение, культура, образование - лишь на 60-80 процентов (хотя по закону в первую очередь должна финансироваться бюджетная сфера)?

* * *

Теперь о доходах от приватизации, аренды краевой собственности. Они были предусмотрены в небольших размерах. Но самое важное, что мы, депутаты Законодательного Собрания, не можем получить реестр имеющейся в крае собственности, не имеем данных, на какую сумму эта собственность, какие от нее доходы.

На 1997 год опять предусматривается 40 млрд. рублей расходов на приобретение акций.

Получается, что статьи расходования средств, которые не носят социальной направленности, выполняются полностью, а те, которые носят чисто социальный характер, - лишь частично.

Нам сказали, что сумма, истраченная на приобретение акций в краевую собственность, невелика - всего 13 млрд. (а задолженность перед краевым бюджетом около 406 млрд.), и стоит ли этому уделять такое внимание?

Думаю, что стоит. Когда в бюджете нет средств, первое, что нужно финансировать, - это защищенные статьи и лишь потом все остальное.

Акции - это собственность. Резон в этом, наверное, есть, если эта собственность приносит дополнительные доходы. Вот почему я как финансист требую - дайте, пожалуйста, отчет. Мы вложили 13 млрд. - что мы получили в прошлом году и что получим в будущем? Что за объекты были приобретены в собственность? Если покупается что-то важное, например, хлебопекарня или предприятие по производству медицинских препаратов, без которых не прожить, - тогда понятно. Докажите эффективность вложенных средств - она вообще есть или нет? Или это просто для кого-то какая-то услуга?

Есть отчетность по приобретениям, но когда мы начали смотреть и выяснять, что же было куплено, оказалось, что среди учредителей фирм, чьи акции покупала краевая администрация, есть работники краевой администрации. На педагогов у нас денег нет (на льготы по проекту закона об образовании надо всего 2,9 млрд.), а на это - пожалуйста.

* * *

На повестке дня был также вопрос о краевом бюджете и о бюджете края.

Когда мы стали изучать проект краевого бюджета, выяснили, что предлагается 5 трлн. 476 млрд. рублей на расходы и 5 трлн. 776 млрд. на доходы. Дефицит - 300 млрд. На вопрос, чем же будет покрываться дефицит бюджета (источники покрытия дефицита должны быть предусмотрены сразу же), внятный ответ от краевой администрации мы не получили.

Кроме того, при рассмотрении доходной части бюджета, если смотреть по видам налогов (их всего-то должно поступить 3 трлн. 476 млрд. 622 млн. рублей), появилась строка - "средства, привлеченные в бюджет путем проведения взаимных зачетов, - 2 трлн.".

Такого вида налога по закону о налоговой системе Российской Федерации не существует.

Как нам пояснили, дополнительно путем взаимозачетов будут привлекаться в бюджет деньги. Но взаимозачет тоже не на голом месте возникает: если какой-то налогоплательщик должен краевому бюджету, но рассчитаться деньгами не может - он отдает налоги продукцией.

Все эти платежи по взаимозачетам относятся к определенным статьям налогов. Если это налог на прибыль - будьте добры, приплюсуйте к прибыли взаимозачет в соответcтвии с законом о бюджетной классификации в РФ, - по каждому виду налогов сумма должна быть расписана.

Это было первое замечание.

* * *

Второе. В соответствии с нашим краевым законом о бюджетном устройстве в Красноярском крае и бюджетном процессе не были представлены протоколы разногласий по городам и районам. В них должны были быть зафиксированы разногласия (или согласие) с теми цифрами бюджета, которые определила краевая администрация для городов и районов, проценты отчислений, трансферты по дотационным территориям. Нам эти протоколы представлены не были. Это является нарушением краевого закона.

Мы детально рассматривали каждую статью расходов (за 1996 год бюджет не был выполнен в части финансирования защищенных статей бюджета). Мы проверяли, соответствует ли каждая статья расходов закону бюджетной классификации в РФ (все уровни бюджетов должны руководствоваться этим законом). И было установлено, что отдельные расходы, если они имеют экономическую структуру, не имеют ведомственной (не указывалось, какое ведомство будет получать деньги из бюджета). Это нарушение закона. Мы должны знать, какое ведомство получает эти деньги, иначе возникают вопросы: на какие цели, есть ли сметы, обоснования, откуда и почему появились эти расходы. Здесь мы не согласились с краевой администрацией.

Бюджет слишком централизован. Например, предусмотрены расходы в размере 25 млрд. рублей для социальной поддержки населения, находящегося в трудной жизненной ситуации. Допустим, в Норильске у кого-то сгорела квартира. Человек остался без самого необходимого. Куда он придет за помощью? Конечно, в местную администрацию, в местное управление социальной защиты. А там ему предложат обращаться в Красноярск, потому что деньги на эти цели только там.

* * *

К рассмотрению были предложены и другие статьи расходов. Например, "средства для погашения задолженности операторам по привлеченнным товарным кредитам, полученным бюджетными организациями в 1996 году - 27 млрд. 500 млн. рублей" - сумма очень приличная. Что же это за операторы?

Как мне объяснили, бюджетникам путем взаимозачетов выдают продукты. В первый день сессии, когда мы слушали программу развития сельского хозяйства края, выступал работник крайсельхозуправления. Он сказал, что одна из задач управления по управлению сельским хозяйством края - это сбыт сельскохозяйственной продукции.

Если существует у нас орган на уровне края в составе 118 человек, откуда у нас появились эти операторы? Есть еще в краевой администрации отдел продовольственных ресурсов потребительского рынка и маркетинга. На их содержание выделяется 1 млрд. 330 млн. рублей. Чем занимаются эти отделы? Исключительно сбытом. Операторы накручивают свои проценты, и в результате их действий гречка в военном госпитале обходится в 18 тысяч за килограмм.

Для чего нам такие операторы "бюджетного доения"?

* * *

Теперь конкретно о бюджете Норильска.

Для нас предусмотрены следующие проценты отчисления: 17 от прибыли, 45 - от подоходного налога, 5 - от НДС.

По этим процентам бюджет Норильска на 1997 год составляет 759 млрд. рублей. Долг за 1996-й - 740 млрд. Сможем мы прожить на такие проценты? Конечно, нет.

Я предложила Законодательному Собранию и администрации края при повторном рассмотрении бюджета предоставить следующие сведения по всем городам и районам: утверждение бюджета на 1996 год, исполнение за 1996 год, какая осталась задолженность за 1996 год и сколько причитается недоимки по платежам в бюджет.

По Норильску такая картина. Бюджет в прошлом году был определен в 1 трлн. 285 млрд. 817 млн. Исполнили 635 млрд. 983 млн. А 740 млрд. - долг за местным бюджетом. По самым скромным подсчетам нам необходимо 2 трлн. 89 млрд., а нам предложили в три раза меньше. Такие нормативы нас не устраивают.

Я предложила краевой администрации выбрать все расходы, которые имели место за счет того, что были приняты федеральные законы, а нормативы отчислений для края при этом не изменились.

Такая же ситуация в Норильске. Были приняты законы о компенсациях на детей, и средства на них вначале поступали из федерального бюджета, потом их переложили на уровень края, а теперь на местный бюджет. Вот такая задолженность у нас составляет 109 млрд. рублей - за пособия мы до сих пор не рассчитались.

По Закону о Северах с 1.06.93 года проезд в отпуск составляет 219 млрд. рублей. Мы не сами это придумали, это закон. Расходы по льготам на школьное питание также должен нести федеральный бюджет. Сейчас управление экономики и финансовый отдел администрации г.Норильска готовят эти данные - сколько денег мы тратим на выполнение федеральных законов.

Мы можем согласиться на нормативы, предлагаемые нам краевой администрацией, но только при условии, что расходы нам возместят централизованно (по Конституции это обязаны сделать).

* * *

Все наши претензии мы направили губернатору, он должен добиваться их решения в правительстве. Если у него не получится, мы оставляем за собой право самим выходить на правительство. Но жить так, как нам предлагают, мы не можем.

И последнее, наболевшее. Поступление платежей в бюджеты всех уровней у нас в Норильске в 1996 году ниже, чем в 1995-м. Основной неплательщик - комбинат, это уже всем известно.

Пока не было РАО "НН", налогов поступало больше, и платил их комбинат исправнее. Сейчас практически выручка на территорию города не идет - средства не поступают на расчетный счет комбината.

Я обратилась к депутатам Законодательного Собрания: мы должны муссировать вопрос о том, что такое РАО нам не нужно. Продукцию комбинат производит, рост производства идет - денег нет.

Свыше 90 процентов продукции РАО составляют объемы АО "НК", которое вообще никакими правами не наделено и ничем не распоряжается.

Но этот вопрос больше касается акционеров - юридически тут ничего не сделаешь, ни через Законодательное Собрание, ни через мэра города.

Администрация г.Норильска подписала документ о том, что Норильск не согласен с предлагаемыми нормативами по бюджету и предлагает свои. При этом мы оговариваем, что под все целевые программы, которые предусмотрены в краевом бюджете, мы просим одну пятую отдать Норильску в зависимости от наших отчислений в краевой бюджет.

Следующая сессия состоится скорее всего в конце февраля. Посмотрим, что останется от нашего проекта.

Записала Е.ГРИГОРЬЕВА.


7 февраля 1997г. в 17:15
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.