МАУ ИЦ «Норильские новости»

Написать эту статью меня подтолкнула информация о том, что

Написать эту статью меня подтолкнула информация о том, что

некоторая часть руководства ПО "Норильскснаб" вынашивает и пытается претворить в жизнь укрепление существующей практически с 30-х годов структуры "Норильскснаба". На первый взгляд вопрос состоит в том, что ПО "Норильскснаб" не хочет выпускать из своих сетей Дудинский порт. Но истина, как всегда, находится глубже.

Я не буду говорить о деятельности "Норильскснаба" десятилетней и большей давности. Поговорим о "работе" и роли этой структуры, начиная, например, с 1991-92 годов, когда концерн "Норильский никель", а потом АО "Норильский комбинат" получили возможность поставлять свою продукцию (практически бесконтрольно) за рубеж.

Мне думается, что на риторический вопрос "с чего начались задержки заработной платы на комбинате" можно ответить однозначно: практически с момента самостоятельной продажи продукции комбината за рубеж. Учитывая, что в России "закон что дышло, куда повернул, туда и вышло", - прежнее руководство РАО во главе с А.В.Филатовым стопроцентно воспользовалось (в корыстных целях) этим беззаконием. Вот и получается, что у работников комбината практически нет шансов узнать, куда "ушла" наша зарплата. Были подставные фирмы, количество которых трудно подсчитать. Была "игра" на ценах вывозимого за рубеж металла. И было многое другое, которое от нас довольно успешно до сих пор скрывают руководители. Давайте ответим на такой вопрос: "Как это могло случиться?" Сейчас работниками комбината все чаще ставится вопрос о выходе АО "Норильский комбинат" из системы РАО "Норильский никель". И это понятно: в меньшем предприятии легче навести экономический и финансовый порядок, а также легче проконтролировать финансовые потоки.

Система "Норильскснаба" (это надо всегда помнить) создана такой структурой, которая способствовала, используя законы ГУЛАГа, недорогому строительству комбината в тяжелых климатических условиях Севера.

Прежнее руководство РАО (комбината), а также ПО "Норильскснаб" на основе наработанного многолетнего опыта секретности производства металлов классически перенесли этот багаж на схему реализации продукции комбината за рубеж. Не зря некоторые издания в России говорили о высоком финансовом положении одного из главных руководителей РАО.

С того времени, когда новые люди пришли к руководству акционерным обществом, визуально изменилось немногое, но задержка заработной платы растет. Это говорит о том, что наше предприятие продолжает расплачиваться по ранее заключенным договорам, поскольку АО "Норильский комбинат" хуже работать не стало. Как пример приведу следующее: в декабре 1996 года Дудинский порт отгрузил только металлопродукции четыре (!) морских судна. Как не вспомнить В.Высоцкого: "Где деньги, Зин?!" Коллективы (и не только Дудинского порта) помнят, что бывший гендиректор АО "НК" Н.П.Абрамов неоднократно заявлял: "Отгрузили одно судно - получили деньги". Только кто их получает? Складывается мнение, что не те люди, которые их зарабатывают.

Но, как показывает практика, безвыходных ситуаций не бывает. Новые руководители РАО, а также ОНЭКСИМбанка, не связанные узами ГУЛАГа, если имеют просто человеческую порядочность и волю (даже политическую), могут и должны найти украденную у десятков тысяч работников РАО зарплату и вернуть ее с индексацией.

Новое поколение руководителей часто говорит о демократических отношениях в новой России. Есть предложение доказать нам это своими делами. 1 февраля состоялась конференция трудового коллектива АО "НК". От нее и последующих действий трудовых коллективов комбината зависит многое. Если не все.

Я не буду приводить русские пословицы, которые говорят о "взаимодействиях" людей труда и власти. Уже пришло время конкретных действий. Коллективы АО "Норильский комбинат" хотят, чтобы эти действия привели к их благополучию, а следовательно, и к экономическому оздоровлению комбината.

В.ЧАЧИН,

зам. председателя профкома Дудинского морского порта.


А если узел разрубить?..

О том, что нахождение Дудинского морского порта в системе "Норильскснаба" противоестественно, было понятно практически со второй половины 50-х годов. Но реальная возможность выхода порта из ПО "Норильскснаб" появилась в 1990-92 годах, когда в кадровой политике РАО "НН" начались большие перемены. Разрубив этот узел, порт получил бы реальную возможность решить большинство жизненно важных вопросов.

Нонсенс!!! Порт - единственное транспортное предприятие, связывающее золотое дно России - Норильский комбинат - "с материком", входит в структурную систему "Норильскснаба" и находится на самом "дне" в АО "Норильский комбинат" по зарплате.

Дудинский морской порт своей интенсивной работой (за исключением двух последних лет) создает видимость в необходимости существования системы ПО "Норильскснаб". Руководство РАО, думаю, понимало, что вывод порта из системы снабжения означало значительное сокращение штатов "Норильскснаба". Ведь даже сейчас, когда есть приказ по сокращению численности ПО "Норильскснаб", эта система пытается львиную долю сокращения переложить на плечи Дудинского порта.

Пример одиозности существующей системы "Норильскснаба": рабочий день начальника склада металлопродукции Дудинского морского порта начинается с многократной передачи информации по отгрузке всех видов продукции комбината как по общему, так и по каждому виду продукции в отдельности. Каждый "специалист" "Норильскснаба" в звании инженера (а кое-где и со штатом) работает только по одному виду продукции: медь, никель, кобальт и т.д. Вопрос: кому и зачем это нужно? Не проще ли передавать информацию полностью один раз и заниматься здесь отгрузкой? Вывод: штаты в "Норильскснабе" раздуты так, что они просто вынуждены создавать видимость работы, поэтому появляются должностные лица, работающие только по никелю, только по меди, только по кобальту, только по экспорту и т.д.

В 1991 году среди более чем 600 работников порта было проведено анкетирование, где одним из вопросов был вопрос о целесообразности выхода Дудинского морского порта из системы "Норильскснаба". В результате опроса 73 процента опрошенных высказались за выход.

Профком своим решением от 11.12.91 г. поддержал мнение большей части трудового коллектива и принял на своем заседании следующее решение: "Поручить администрации порта проработать порядок выхода из системы "Норильскснаба" и войти в прямое подчинение НГМК".

Администрация Дудинского морского порта отнеслась к пожеланию трудового коллектива, мягко говоря, формально. Но время ГУЛАГа медленно, но верно уходит. И, дай бог, навсегда. Поэтому уже летом 1993 года, когда задержки зарплаты стали стабильными, администрация совместно с профкомом порта подготовила и направила обращение к руководству комбината,где в связи с критическим положением, сложившимся в Дудинском морском порту по заработной плате, сроками ее выплаты, настойчиво предлагалось вернуться к требованию коллектива порта рассмотреть вопрос структурного изменения статуса порта в системе комбината.

Справедливости ради необходимо отметить, что администрация порта в 1993 году, кроме совместных усилий с профкомом, предлагала руководству НГМК и свои варианты выхода из кризиса. Но дальше разговоров дело не пошло. Потом руководителей всех рангов захлестнула волна "прихватизации" комбината. Но коллектив Дудинского морского порта считал и считает, что это была как раз первая возможность для структурной перестройки "Норильскснаба".

Если бы работа по выходу порта из "Норильскснаба" была проведена в 1993 году, то проблем с этой системой сейчас у нового руководства РАО было бы меньше.

Известно, что система "распределяй и дели" пришла к нам из 30-х годов, и она уже давно является тормозом для развития порта и комбината. Пришло другое время, нужны другие подходы для решения проблем порта, комбината. И это необходимо понять всем.

Валентин ЧАЧИН,

зам. председателя профкома Дудинского морского порта.

Газета "Таймыр".

Фото В.Конюшенко.


Возможно, мнение В.Чачина, зам.председателя профкома Дудинского морского порта, кому-то покажется спорным. Но на наш дилетантский взгляд рациональное зерно в его рассуждениях есть. Мы с удовольствием опубликуем и другую точку зрения на проблемы портовиков, если нам ее предоставят специалисты "Норильскснаба" - истина, говорят, часто находится посередине. А пока - читайте. Одна из статей В.Чачина была опубликована в газете "Таймыр", вторая - передана непосредственно в "ЗП".

10 февраля 1997г. в 17:00
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.