МАУ ИЦ «Норильские новости»

А МНЕ ЕГО НАЗЫВАТЬ ПОСЛЕДНИМ РОМАНТИКОМ ПОЧЕМУ-ТО НЕ

А МНЕ ЕГО НАЗЫВАТЬ ПОСЛЕДНИМ РОМАНТИКОМ ПОЧЕМУ-ТО НЕ

ХОЧЕТСЯ...

Скажу прямо, шел я на концерт Валерия Меладзе, собрав весь свой скепсис в один кулак, чтобы написать потом что-нибудь гадкое про российскую попсу, одним из наиболее ярких представителей которой является Валерий.

Концерт начался почти без опоздания... Нет. Не так. Начать мне хотелось бы не с этого.

Музыканты прилетели рано утром в пятницу. Самолет сел чуть раньше положенного ему по расписанию, и поэтому встречающая ребят арт-группа "Белый медведь" у трапа самолета с транспортными средствами не стояла. Валерий безо всякого стеснения вышел вместе с паcсажирами, сел в обычный наш аэропортовский полуприцепной автобус и укатил вместе со всеми в аэровокзал, заставив немало поволноваться появившихся к этому времени встречающих. Но, забрав из самолета испуганно выглядывающих в морозное утро членов команды, инструменты и нехитрый багаж, они легко выловили и певца, гуляющего по заснеженным таймырским просторам...

Концерт начался почти без опоздания инструментальным проигрышем, весьма напоминавшим кусочек пинкфлойдовской "Стены". Я уже презрительно скривил губы и приготовился многозначительно кивать головой, мол: "Ну, ну!" Первая песня - никакая. Реакция зала аналогичная. Видимо, это расстроило Валерия, и он тут же запел "Девушки из высшего общества". Да, чуть не забыл: здороваясь, певец завернул такую длинную и непонятную фразу, что зрители захлопали ее, требуя: "Приехал петь - пой, сказок мы и без тебя наслушались" (видимо, это кто-то из делегатов прошедшей две недели назад в том же зале профсоюзной конференции, "включил третий микрофон")... "Девушки..." - одна из самых заводных и раскрученных песен Меладзе, тоже не сработала. Зал сидел примороженный. Валерий пел одну песню за другой. А норильчане сидели, как неживые. То есть, конечно, по окончании исполнения очередного музыкального произведения они хлопали в ладоши. Но все было очень вяло. Музыканты на сцене переглядывались, пожимая плечами...

И вдруг на сцену, как к себе домой, выскочила тоненькая вертлявая девчушка с хвостиком и начала смешно, как маленькая обезьянка, танцевать. Потом вдруг попросила у Валерия микрофон и сказала, что споет. И... запела чисто и высоко: "Не тревожь мне душу, скрипка!" На мой взгляд, эта шестилетняя крошка обладает абсолютным слухом и замечательным голосом. Валерий исполнил с ней дуэтом почти всю песню, а потом не без самоиронии заметил, что ему у нее бы поучиться находить мгновенный контакт с залом: зрители с выходом малышки на сцену словно проснулись.

Вот тут и начался нормальный обмен энергией между залом и теми, кто собрал его на свой концерт. Я в секунду понял, что не смогу написать про творчество Валерия, что это обычная российская попса. Валерий не просто честно отрабатывал на сцене свои тысячи баксов гонорара, он творил. Его пение, игра музыкантов из группы "Мистикана" была творчеством. Каждая исполненная песня была произведением искусства, рожденным прямо на твоих глазах. Я не могу сказать, что такого больше ни у кого не видел. Видел, и не раз. Но у откровенных поп-музыкантов, не претендующих на звание рокера, такое, поверьте, встречается очень редко. Обычно это или честная "рубиловка" без использования фонограммы, или, что, увы, встречается чаще, откровенное надувательство слушателей. Для меня всегда был и остается мерилом качества концерта тот уровень энергии, который гуляет по зрительному залу от нас с вами, пришедших посмотреть и послушать, к тем, кто стоит на сцене за первой мониторной линией.

Было приятной неожиданностью включение артистом в свой постоянно исполняемый на концертах репертуар грузинских песен. Я, да и не только я, к слову, не понял бы его, чистокровного грузина, родившегося в маленькой деревушке, если бы он не спел на языке своего народа. Как звучат в его исполнении эти красивые песни! Только ради этого стоило пойти на концерт.

Звук. Меня часто упрекают в субъективности моего отношения к звуку в зале. А я и не отказываюсь. Но почему-то в общении с музыкантами после концерта мои "субъективные" ощущения оказываются абсолютно такими же, как и объективные - у профессионалов. Вот и в этот раз, на первом концерте необходимое звучание было поймано лишь в середине концерта. Но зато какое! Вторую половину первого, пятничного, концерта и весь субботний я просто упивался отличным саундом. Звукорежиссер сумел найти ту золотую середину между голосом и инструментами, которую так сложно (ох уж эти полированные стены) отыскать во Дворце культуры. Музыканты, сопровождавшие Валерия, имеют ту классность, когда не указать их фамилий просто некрасиво: ведь они во многом своими руками делают звучание, от которого и бродят по нашим спинам мурашки. Гитарист Олег Белов, басист Вячеслав Воронов, ударник Андрей Новиков, клавишник Шалва Циклаури (работавший еще в "Орэре"), - музыканты группы "Мистикана", приехавшие вместе с Меладзе, также заслужили аплодисменты и цветы такого вдруг ставшего теплым и живым зрительного зала.

Посмотревшие небольшую телепрограмму о гастролях Валерия Меладзе в Норильске, сделанную ребятами из телекомпании "Модем", зрители удивленно отметили несовпадение артикуляции певца и звука. По городу с быстротой молнии разнеслось: "Э, да он тоже фонограмщик!". Я, поскольку знаю все, объясняю для непосвященных. Валерий Меладзе поет исключительно вживую. Все музыканты, стоявшие на сцене, также работали без использования звукозаписи. Короче говоря, все до единого звуки, доносившиеся из колонок хорошей фирмы "Peavey", производились непосредственно здесь, на сцене, этими пятью ребятами, стоящими перед норильчанами. Несовпадение же в телевизоре было вызвано тем, что при изготовлении программы, звукорежиссер "Модема" забраковал звук, привезенный оператором вместе с изображением, и на "картинку" из норильского зала наложил звуковые дорожки с компакт-дисков певца.

Репертуар был составлен из песен, входящих в оба выпущенных Валерием диска "Сэра" и "Последний Романтик". Было исполнено почти двадцать песен. Концерты длились без малого два часа каждый. Согласитесь, это очень немало, если учесть, что голос свой певец использует не жалея. Писать о голосе Валерия Меладзе - это все равно, что рассказывать о вкусе настоящего грузинского вина. Слышать надо. Впрочем, о том, что вокал у Валерия превосходен, знает в нашей стране, наверное, каждый. Замечу лишь, что мне показалась интересной его манера петь, помогая себе ладонью. Это, кстати, очень стильно и с первого взгляда выдает в нем грузинскую кровь.

Как вы уже, должно быть, поняли, я по своему обыкновению посетил оба концерта (спасибо Сергею Бояркину за предоставленную возможность это сделать). Для чего? Дело в том, что очень часто судить об исполнителе с одного его выступления получается как-то не очень правильно. Гораздо серьезнее относится к своему делу, как мне кажется, тот журналист, который постарается изучить объект своего материала как можно более подробно. Обычно два концерта проходят как-то по-разному, что позволяет судить о многом: о профессинализме, об отношении к зрителям, к своим собственным песням, к поклонникам, о качестве звука и света, о режиссуре представления. Второй концерт мне понравился еще больше, чем первый. И хотя не было той изумительной девочки (потом я узнал, что зовут ее Даша, в школу она пойдет только на будущий год, дома поет все песни Валерия Меладзе, обожает выступать и хочет учиться музыке) , зрительный зал завелся с пол-оборота. Я чуть-чуть опоздал к началу, но, когда вошел после "Девушек..." (через десять минут после начала), народ уже визжал и подпрыгивал от удовольствия.

Я смотрел на Валерия и вспоминал вчерашнюю пресс-конференцию с представителями норильских средств массовой информации. Но это уже совсем другая история...

А.АРСЕНЬЕВ.

Фото В.Баркова.


12 февраля 1997г. в 17:00
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.