МАУ ИЦ «Норильские новости»

Странное дело. Театр наш вовсю хвалят зрители, столичные

Странное дело. Театр наш вовсю хвалят зрители, столичные

творцы, критики, краевое начальство. Вот г-н Рукша на недавнем юбилее даже "великим" назвал... (Хм, не шутил ведь.) А в самом Заполярном драматическом - буча. В канун женского дня пришли к своему главному режиссеру и худруку А.М.Зыкову его актеры с ультиматумом. Мол, не будет зарплаты - не поедем в апреле с "Чумой..." на краевой конкурс.

Труппа, похоже, сегодня в ловушке. (Тут хоть Зыков харакири сделай - не поможет). Раньше театр сосал двух маток - край и город. Нынче все пустые по известной причине. Не платит батяня-комбинат налогов. Люди театральные, любимые народом, с полгода перебиваются мизерными авансами. Кто-то хлопается в голодный обморок, многие самоотверженно бегают коробейниками и так кормят детей. Другие по слабости, конечно, попивают от безнадеги. Костерят свою администрацию? Всенепременно. И за то, что в командировки часто ездят - "вот на какие?". И за то, что ролей не дают - "Зыков давно многих актеров в упор не видит". Здесь проблема голода натурального жгуче переплелась с бедой творческого голода. Но жираф, как известно, большой и ему видней...

При встрече у меня не было желания, делая грозный вид, хватать театрального главу за горло. Этим в его театре есть кому заниматься. Сама я давно считаю Александра Марковича редким гением театральной конъюнктуры. Это особый талант. В последние годы он особенно прочувствовал, что же нужно публике, и безошибочно остановился на беспроигрышном кимовско-горинском репертуаре. Из которого при участии очень талантливых людей (художников Мокрова, Ногиновой, композитора Иновлоцкого), его самоотверженной труппы, можно делать большие вкусные "конфеты". Действительно, очень вкусные. Но для настоящего репертуарного театра этого мало.

Но пора дать слово хозяину заполярной драмы. Мы встречались дважды - до и после актерского ультиматума. Но, признаться, оба раза меня больше волновали творческие проблемы. Хотя резонно было спросить...

- Александр Маркович, если театр голодает, то на какие же финансы собирается ехать в край, Москву, в Польшу (гастроли организовывает В.Оренов. - И.Д.), наконец?

- Это не так дорого, как кажется. На краевой фестиваль приглашают в счет взаимозачетов. В столицу - расходы за Минкультом, "Трансаэро", спонсорами. В Польше В.Оренов нашел принимающую сторону, она берет на себя все расходы на их территории. Получится - побываем там осенью. Думаете, лучше было бы сидеть в своем углу и никому не показывать, на что мы способны? Но вспомните, как встряхнул театр успех тверских гастролей. Можно было бы на всем экономить, но я не хочу делать дешевые спектакли "про 3-х зеков на 2-х табуретках". В других театрах часто так и делают, но кому это интересно. Поэтому крутимся с директором театра Березиной. А что до затрат на командировки, так ведь они окупаются. Многое удается выбить, решить. Вот хотя бы сейчас - договорились о значительно меньшей цене за аренду зала МХАТа.

- Простите, но как же все-таки вы намерены решать проблему с зарплатой своим подопечным?

- Пытаемся с управлением культуры доказать, что деньги на содержание театра надо сразу оставлять в городе, а не гонять их из комбината в край и обратно. Мэр обещает помочь. Но пока все будет решаться, нельзя же остановить производство. А не ехать без особых затрат в край - нелепо. Там можно будет и себя показать, и с краевым начальством всем актерам лично встретиться.

А потом у нас ведь еще масса проблем - с тем же ремонтом здания. Как вам это нравится - фекалии уже на голову льются...

В этот (или почти этот) момент в кабинет главного заглянул композитор Леонид Иновлоцкий, раскрыл дверь пошире, чтобы лучше была слышна прелестная мелодия из зала.

- Что-то новенькое?

- Это к нашему новому спектаклю по пьесе Слейда (современный американский драматург. - И.Д.) "Через год в тот же день". Ставлю для двоих актеров - Решетникова и Валенской. Премьера будет к праздникам - 2 мая.

- Припоминаю, это верная коммерческая пьеса. О любви двоих и их традиции ежегодно встречаться в гостинице. Как-то один бродячий театр показывал в ДК. Имела успех. А как же все-таки с классикой?

- Подумываю о "Женитьбе Фигаро", но скорее всего в новом сезоне будет "На всякого мудреца..." - лучшая пьеса Островского. Идея социальной зависти ведь всегда существенна, Глумовы есть всегда. Вот, у Марка Захарова получился яркий, репризный спектакль.

Когда-то единственный раз в Оренбурге я ставил "Дядю Ваню". С Гребнем до его ухода горели желанием сделать эту пьесу здесь. Но ведь репертуар выбирается под артистов. Где сейчас взять Астрова, а Елену Андреевну 27-ми лет? Да и в постановке Чехова сегодня есть одна опасность. Это может быть наслаждением для меня, артистов. А для зрительного зала? Сколько будет тех людей, которые теперь захотят смотреть Чехова? Театр - искусство все-таки массовое. В С.-Петербурге, Москве находится такой зритель. Вот скажите мне - какая пьеса Чехова сегодня "разойдется"?

- Прошлой осенью в Омской драме я увидела в переполненном зале "Три сестры" в постановке замечательного Аркадия Каца. До сих пор не могу забыть, так душу захватило.

- Ну, а где у нас взять трех сестер? Вот вы настаиваете, что у нас нет репертуара для молодой героини. Но ведь ее нет в театре. Два года мы с Гурфинкелем уговариваем приехать одну молодую опытную актрису. Но сейчас такое время нестабильное. Люди не хотят ехать. Да и где взять деньги? Конечно, я хочу, чтобы появились новые интересные актеры. Вот у Александра Черкашина (недавно приехал из Питера. - И.Д.) - хорошая школа, учился у Карагодского. Сейчас вводится вместо уехавшего Сорокина. Будет играть Курта в "Чонкине". А Лаврентий, хоть в очередной раз и ушел из театра, думаю, не навсегда... Не глядя же больше никого брать не буду.

- Вы закончили подписывать новые контракты с труппой. Что, все гладко прошло?

- Да, в этом году мы быстро это сделали. Подписали со всеми...

- Поговорим о детском репертуаре. Мне ваша постановка "Ореха Кракатука" представляется слабой, как и пьеса Кима. Интересно, как вы сами оцениваете?

- Да, "Кракатук" не очень удался, я и Киму об этом сказал. И в пьесе есть неудачи, но для работы над такой необычной сказкой месяца явно не хватило. Но уже раз сорок отыграли, что уж теперь переделывать. Но не думаю, что это был провал. Декорации прекрасные, музыка замечательная. А ведь с детским репертуаром везде проблемы. Сейчас пошло пишут для детей. Чемпионом по количеству постановок в СССР был "Зайка-зазнайка" Михалкова. Вообще-то это аморальная история. Про то, что, найдя ружье, можно выгнать всех из дома. Как это Заяц с другими сделал. Но драматург уж больно опытный оказался, сконструировал так, что дети с удовольствием смотрели. А сегодня нормальных детских пьес нет. Новогодних - тем более, разве что пошлые компиляции для зарабатывания денег драматургами.

Я вообще сейчас ворох различных пьес перевернул. И не на чем остановиться. В основном современные драматурги фотографируют действительность без разбора. Вот Горин долго не пишет о том, что за окном происходит.

- Хотя как будто только об этом и пишет...

- Да, но это другое преломление. С любовью, сочувствием. А у других в пьесах так много пакости. А ведь мерзости и без того много вокруг...

Я представляю, как это интервью будут читать люди, близкие к театру и, возможно, уличать то Зыкова, то меня в лукавстве. Я сама не уверена, что любезный Александр Маркович был до конца откровенен в разговоре (ну, хотя бы о контрактах). Но не принимая многих его позиций - от субъективного отношения к собственным актерам до желания нравиться публике в ущерб ее собственному духовному росту - все же нельзя отказать этому лидеру в умении организовывать дело. Зыков создал в Норильске свой театр. Кого-то, как и меня, это может до конца не устраивать. Посмотрим, что будет дальше.

И.ДАНИЛЕНКО.

На фото В.Баркова - заслуженный деятель искусств России А.Зыков.

Сцены из спектаклей Норильского театра "Орех Кракатук" и Омской драмы "Три сестры".


7 марта 1997г. в 16:15
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.