МАУ ИЦ «Норильские новости»

О смене реестродержателя и выплате дивидендов

О смене реестродержателя и выплате дивидендов

После публикации в "ЗП" (21 февраля с.г.) интервью с директором АО "Норильский комбинат" по работе с акционерами В.В.Ситнова "Акции ФАРПа: процесс идет" в редакции раздаются звонки акционеров, которые интересуются обстоятельствами смены реестродержателя РАО "Норильский никель". Как вы помните, им стала Национальная регистрационная компания (НРК).

Разъяснить сей момент мы попросили начальника депозитарного отдела Норильского отдела Уникомбанка Александра Игоревича КОСТЯГИНА. Именно Уникомбанк и был прежним реестродержателем "Норильского никеля".

- Сегодня Норильский филиал Уникомбанка на основе договора о трансферагентском обслуживании с Национальной регистрационной компанией осуществляет деятельность по обслуживанию акционеров РАО "Норильский никель" на территории НПР. Мы продолжаем работать с акционерами здесь, а сам реестр находится в Национальной регистрационной компании. Это специализированный регистратор, который занимается исключительно деятельностью по ведению реестра. Ее учредителями являются Европейский банк реконструкции и развития, "Банк оф Нью-Йорк", банк "Фест Бостон" и ОНЭКСИМбанк. На мой взгляд, именно то, что ОНЭКСИМбанк является учредителем Национальной регистрационной компании, и определяет целесообразность смены реестродержателя.

Что касается слов В.В.Ситнова о том, что "Национальная регистрационная компания... имеет более четкую программу деятельности"... Замечу лишь одно: главная задача реестродержателя - обеспечить защищенность реестра и оперативно переводить права собственности.

Не соглашусь относительно низкой взаимосвязи между депозитарными отделами, находящимися не в Москве. Когда акционеров обслуживали через систему Уникомбанка, связь депозитарных отделов - а их насчитывалось более 80-ти - была достаточно высокой.

На сегодняшний день ситуация выглядит следующим образом. Национальная регистрационная компания работает в Москве: у нее есть филиал в Петербурге; есть Норильский филиал Уникомбанка, есть "Мончебанк" и Объединенная инвестиционная группа в Красноярске. Обслуживание акционеров РАО "Норильский никель" производится в этих пунктах. (Список регистрационных пунктов смотри ниже. - Ред.).

А вот дивиденды по акциям "Норильского никеля" за 1994 год (кстати, единственный год, за который акционеры получили относительно приличные дивиденды, чего не скажешь о дивидендах 1995 года. - Н.Ш.) продолжает выплачивать и переводить Уникомбанк - на основании договора, который был заключен ранее о выплате дивидендов. Если у кого-то есть необходимость разыскать свои дивиденды за 1994 год, - а некоторые акционеры их не получили по самым разным причинам - обращайтесь в Уникомбанк. Мы дадим перечень тех пунктов на территории России, которые работали по выплате дивидендов (их, как уже говорилось, порядка сорока пяти), оперативно деньги разыщут и перечислят туда, где акционер их сможет получить.

Относительно неприятностей с агентом РАО в Красноярске - АвтоВАЗбанком. Ситуация эта не связана с Уникомбанком. Выбор АвтоВАЗбанка в качестве агента по выплате дивидендов был сделан по рекомендации РАО, поскольку у завода "Красцветмет" (предприятие РАО) находился там расчетный счет.

Неудовлетворительное финансовое состояние АвтоВАЗбанка привело к закрытию Красноярского филиала, и на его базе была создана Объединенная инвестиционная группа, которая сегодня принимает от акционеров РАО заявления на выплату дивидендов за 1994 год, но сама выплаты не производит; этим занимается головной банк в Тольятти (и, кстати, перевод дивидендов оттуда в Норильск уже начался). И руководство АвтоВАЗбанка заверяет, что все дивиденды за 1994 год акционерам "НН" будут выплачены.

Теперь о порядке выплаты дивидендов за 1995 год. Если соответствующие службы АО "Норильский комбинат" в этом году отнесутся к этому вопросу так же, как в первый раз, то ситуация с очередями повторится. На том этапе никакой совместной программы НГМК и банка не было, все делалось в спешном порядке. Мы выплатили дивиденды на территории НПР 124 тысячам человек.

Выплата же дивидендов через кассы предприятий, как предлагает Виктор Владимирович Ситнов, совершенно нереальна! В дивидендной ведомости, которая сегодня уже подготовлена, указание на место работы акционера отсутствует. Там есть только фамилия, имя, отчество, домашний адрес и паспортные данные акционера. И все!

Сегодня заинтересованным сторонам необходимо выработать схему выплаты дивидендов, которая устроила бы всех.

- В чем заключаются ваши предложения?

- Это начиная с зачисления дивидендов на специальные вкладные счета (причем, открыть счет можно будет автоматически) и кончая оборудованием дополнительных рабочих мест по выплате дивидендов. Каждый может самостоятельно посчитать сумму своих дивидендов за 1995 год, умножив 438 рублей на количество привилегированных акций, и отняв 12 процентов подоходного налога. Велика ли сумма выдачи? По моим подсчетам, максимальная сумма дивидендов - 80 тысяч рублей.

- Неужели выплата дивидендов на предприятиях АО "НК" исключается полностью?

- Ну, почему же... Возможна такая схема: предположим, на одном из подразделений комбината с акционеров собирают доверенности на получение дивидендов кем-то из работников предприятия. На основании этих - заверенных в отделе кадров - доверенностей мы обработаем дивидендную ведомость, общую сумму на выплату отложим и отдадим на предприятие. Вот тогда можно выдачу дивидендов организовать по месту работы.

Если же сумма дивидендов будет сразу зачислена к нам, то мы можем, например, автоматически всем акционерам открыть счета с ежемесячным начислением процентов либо двухмесячный депозитный вклад.

- Как вы полагаете, НРК более успешно осуществляет деятельность по ведению реестра, чем Уникомбанк?

- В целом используется прежний программный комплекс. Квалификация сотрудников НРК, по моей оценке, достаточно высока. Но хочу заметить, что костяк составляют те же сотрудники, которые начинали эту работу в Уникомбанке. Оглядываясь назад, конечно же, в чем-то сегодня можно упрекнуть Уникомбанк. Но нужно помнить о главном: Уникомбанк был первым реестродержателем, проведена огромная и уникальная работа по составлению и "ведению" реестра РАО "Норильский никель", накоплен бесценный опыт. Подчеркиваю, ПЕРВЫМ. А первому всегда труднее.

Подготовила Н.ШУГАНОВА.


РЕГИСТРАЦИОННЫЕ ПУНКТЫ

по обслуживанию акционеров РАО "Норильский никель"

1. Национальная регистрационная компания

121357, г.Москва, ул. Вересаева, д. 6. Телефон/факс (095) 440-3104.

2. Норильский филиал УКБ. Депозитарный отдел

663301, г. Норильск, Ленинский пр., 16. Телефон/факс (3919) 46-28-63.

3. КБ "МОНЧЕБАНК"

184240, Мурманская обл., г. Мончегорск, ул. Металлургов, д. 45а, корп. 2. Телефон/факс (81536) 225-60, 552-55.

4. Объединенная инвестиционная группа

660049, г. Красноярск, пр. Мира, 30. Телефон/факс (3912) 278-269, 276-257.

5. Санкт-Петербургский филиал НРК

190000, г. Санкт-Петербург, ул. А.Невского, 6. Телефон/факс (812) 325-6489.


Никакая не сенсация

Три степени надежности уполномоченных банков

Многие газеты поспешили объявить это событие сенсацией, якобы потрясшей все банковское сообщество. А из часто повторявшихся заголовков про "чертову дюжину..." можно было предположить, что их авторы относятся к происшедшему почти с мистическим ужасом или, во всяком случае, считают уместным пококетничать по этому поводу.

В действительности, все гораздо прозаичнее и вместе с тем серьезней.

Институт уполномоченных банков появился на свет в нашей стране года три назад и выкристаллизовывался стихийно. Едва ли не каждое министерство и ведомство стремилось иметь под рукой дружественные банки, через которые проходили самые разные ассигнования и платежи. Надо отдать им должное: сплошь и рядом частные финансовые структуры выручали державу, когда та не успевала вовремя собрать деньги для выплаты пенсий или зарплат.

И все бы хорошо, но до недавнего времени произвольные критерии включения желающих в этот привилегированный круг приводили к увеличению финансовых рисков, а то и вовсе к потере бюджетных средств. Бывало, что избранники державы позволяли себе не платить государству по остаткам на счетах, а иной раз деньги - сотни миллиардов рублей - пропадали вообще, как, например, в случае с Кредобанком.

И вот этому "гуляй-полю" пришел конец.

Отныне за задержки при проведении бюджетных средств банки будут штрафоваться. Так что крутить государственные деньги, похоже, станет накладно. Вообще, контроль за уполномоченными со стороны ЦБ станет более пристальным.

Но главное, бесспорно, заключается в том, что уполномоченные банки теперь ранжированы: они разделены на три группы - по величине их собственного капитала и по предоставляемым полномочиям. Напомню вкратце их суть.

Первая будет включать банки, привлекаемые к финансированию (под гарантию правительства или на возвратной основе) различных госпрограмм, скажем, конверсионной, инвестиционной и других. Собственный капитал таких уполномоченных не должен быть меньше 100 миллиардов рублей.

Во вторую группу войдут банки, которым будет позволено вести накопительные счета по учету доходов и средств федерального бюджета - территориальных казначейств, государственных налоговых освобождений, таможенного комитета, налоговой полиции... Минимальный объем их собственных средств - 500 миллиардов рублей.

Наконец, третья группа включит в себя так называемые универсальные банки, чьи собственные средства достигли или превысили 1 триллион рублей. Круг их полномочий поистине безграничен. Им будут доверяться любые необходимые государству операции, финансовые поручения правительства. В частности, операции по вывозу драгметаллов в качестве залога, урегулирование внешнего долга, размещение еврооблигаций. Собственно, именно эта группа - числом 13 - и дала журналистам повод покаламбурить по поводу "чертовой дюжины банковского счастья".

В действительности же список их в любой момент может быть расширен (или сужен), что, к сожалению, кажется, пролетело мимо ушей моих многих уважаемых собратьев по перу. Нe кто иной, как г-н Потанин, объявил, что статус уполномоченного не будет оформляться каким-то отдельным сертификатом, а присваиваться автоматически - по достижении требуемой финансовой "планки". Более того, первый вице-премьер объяснил, что те банки, которые уже работают с правительством, но пока не удовлетворяют новым требованиям, могут не паниковать: им будет дан срок для приведения показателя собственных средств в соответствие с нормой.

Таким образом, "клуб тринадцати" (куда уже входят Сбербанк, Внешторгбанк, ОНЭКСИМбанк, Инкомбанк, МФК, Национальный резервный банк, Автобанк, "Империал", Международный московский банк, "Российский кредит", Столичный банк сбережений, "Менатеп" и Мосбизнесбанк) может в любой момент пополниться, по некоторым прикидкам, тем же Токобанком, Мост-банком или кем-нибудь еще.

Однако переоценивать их значение для финансов страны все же, думается, не стоит. По некоторым сведениям, доля бюджетных средств, собираемых по линии комбанков, составляет нынче всего 10-15 процентов от общегосударственного объема. Выстраивание банков по ранжиру можно скорее расценить как свидетельство усиления госрегулирования в финансовой сфере и стремления властей стимулировать централизацию и наращивание капитала.

Вряд ли можно согласиться с теми комментаторами, которые усматривают в новых требованиях игры г-на Потанина, который якобы лобирует в правительстве интересы крупных банков в ущерб мелким и средним. Уж если и можно здесь говорить о лоббизме, то только по отношению к здоровым финансовым структурам, утверждению которых в стране мешает не слишком высокий банковский имидж, складывающийся по вине некоторых "колоссов на глиняных ногах".

Александр КРОТКОВ,

"Деловые люди".


10 марта 1997г. в 17:30
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.