МАУ ИЦ «Норильские новости»

Беглый журналистский опрос показал, что норильчане, в

Беглый журналистский опрос показал, что норильчане, в

большинстве своем, не против "закрытия" города, т.е. введения ограничений на въезд в Норильск на постоянное место жительства. Хотя у определенной категории граждан любые ограничения по регистрации и прописке вызывают внутренний протест. Но мнения в данном случае могут быть различными, а решение будет юридическим, а, значит, обязательным для всех.

Сегодня мы знакомим вас с официальной точкой зрения на эту проблему, изложенной главой г. Норильска В.Ткачевым в письме на имя премьер-министра РФ В.Черномырдина и губернатора края В.Зубова. В послании говорится:

...Снятие в 1991 году ограничений на свободный въезд в регион повлекло целый ряд отрицательных последствий, которые почувствовали сначала отдельные ведомственные структуры, а затем большинство проживающих в НПР.

...В настоящий период жизненный уровень в НПР снизился до критической отметки, а проблема регулирования численности населения приобрела еще большую остроту. В г. Норильск продолжают прибывать временно и на постоянное место жительства граждане бывших республик СССР, беженцы и др., хотя местный бюджет не позволяет поддерживать полноценное жизнеобеспечение даже имеющегося населения (теплогенерирующие мощности перекрывают нужды НПР в среднем на 50%, водоочистка - около 65%, авиационное топливо - 37%...).

...Вызывает беспокойство безопасность систем жизнеобеспечения промрайона. Аварии на газопроводе (1979 и 1989 гг.), на объектах теплоэнергетики (1994-95 гг.) вынуждали Норильский комбинат, государство и край мобилизовывать значительные материальные ресурсы, ставили население на грань эвакуации... В настоящий момент проведение аварийно-восстановительных работ по аналогам прошлых ЧС невозможно из-за финансовых трудностей РАО "НН", края и отсутствия средств в городском бюджете.

...В 1996 году на норильском рынке труда произошли существенные изменения, обусловленные начавшимся во втором полугодии процессом высвобождения работников АО "НК". Интенсивно растет уровень безработицы. Впервые в НПР в 1996 году предложение рабочей силы более чем на 4 тысячи превысило спрос на нее. Коэффициент напряженности на рынке труда по сравнению с декабрем 1995 года увеличился в 4,5 раза. Заметное место среди клиентов центра занятости заняли в 1996 году граждане, прибывшие из других регионов (их число составило 912 человек). При этом общая задолженность в фонд занятости населения по состоянию на 1.01.97 г. составила 87340,9 млн. рублей, в том числе по АО "НК" 57853,3 млн. рублей (или 66,2%). Центр задолжал безработным 6.590.559 тысяч рублей. В 1997 году норильскую службу занятости ожидает вообще обвальная численность безработных - более 18000 человек. Только в РАО "Норильский никель" принято решение о сокращении 50% численности в 15 подразделениях АО "НК".

...Несмотря на то, что Норильск не самое благоприятное на территории РФ место для граждан из стран ближнего зарубежья, миграционные службы продолжают направлять в регион переселенцев из Казахстана, Узбекистана и др. территорий СНГ. Отсюда возникают в НПР многие проблемы, связанные с увеличением затрат на северный завоз, выплату пенсий, пособий по безработице, увеличивается очередность нуждающихся в улучшении жилищных условий.

...По данным паспортно-визовой службы УВД г. Норильска, за 11 месяцев 1996 года в НПР из других регионов России и СНГ прибыло и было зарегистрировано 9883 человека, из них - 333 пенсионера, все они поставлены на пенсионный учет. За гражданами работоспособного возраста в случае неустройства на работу сохраняется право обращения в центр занятости населения и получения денежного пособия по безработице, пособия на детей, выплат, предусмотренных законом для вынужденных переселенцев.

* * *

Есть в послании и другие, уже не раз звучавшие доводы о том, что решение проблем Норильского региона требует нетривиального подхода, учитывая: а) особенность географического положения; б) экстремальные климатические условия; в) неблагоприятную экологию; г) отсутствие автомобильной и железнодорожной связи "с материком" и т.д. и т.п.

В этой связи представляется целесообразным и оправданным, говорится в письме, возобновление регулирования потоков въезда-выезда в НПР, введение ограничения регистрации граждан, прибывающих на постоянное место жительства на территорию Норильского промрайона.

До принятия соответствующих законодательных актов предлагается создать при администрации г. Норильска комиссию по регистрации (прописки) граждан, прибывающих на территорию НПР с целью снятия в регионе социальной напряженности, вызванной (см. выше).

* * *

Кроме приложения (кипы справок на 14 листах) в ходатайстве изложена правовая точка зрения относительно предлагаемого ограничения въезда в НПР. Цитата очень длинная, но она заслуживает быть приведенной полностью, дабы уяснить ПРЕДЕЛЫ свободного выбора местожительства (а вы сомневались?). Местные юристы по этому поводу говорят следующее:

"...право свободного выбора места жительства не носит абсолютного характера и подлежит правовому регулированию с учетом того, что его осуществление может привести к нарушению прав и свобод других лиц, что недопустимо в силу ст. 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Применительно к свободе выбора постоянного места жительства это, в частности, означает, что при массовой неконтролируемой миграции временные ограничения этой свободы возможны, ибо такая миграция создает серьезные трудности для граждан, проживающих в данном городе или местности. Субъект Российской Федерации обязан защитить их права. Защита прав и свобод, как и обеспечение общественной безопасности, относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72, пункт "б", часть 1 Конституции РФ). Такая защита может быть осуществлена и с помощью правового регулирования, в данном случае только в форме закона. При отсутствии же в настоящее время Федерального закона субъект федерации, столкнувшись с указанной проблемой, не может ожидать принятия Федерального закона, так как его законодательные и исполнительные органы в ответе перед своими гражданами за их благополучие.

Равенство граждан нельзя доводить до абсурда, ограничиваясь одним формальным равенством правовых статусов, так как в ограничении прав одних лиц может состоять правомерная защита прав других лиц, а справедливые льготы отдельным гражданам исправляют пороки формального равенства между всеми гражданами. Эта истина, признаваемая всеми демократическими государствами, сохраняет значение и в отношении свободного выбора места жительства".

Остается только добавить, что в течение 1993-94 гг. администрация Норильска совместно с депутатами разных уровней пытались предпринять усилия по восстановлению контроля за демографической ситуацией на Таймыре и обращались со специальным ходатайством о положительном решении данного вопроса в правительство РФ, предоставив документы со ссылкой на экономические, социальные, медицинские и прочие факторы проживания за полярным кругом и, в частности, в Норильском промрайоне. Но решение принято не было: правительство сослалось на отсутствие соответствующих норм в действующем законодательстве. И прецедента не случилось. Может быть, в этот раз?


ЕСТЬ МНЕНИЕ

Программе переселения грозит прoвал, если...

Необходимость урегулирования вопроса прописки в НПР или "закрытия" города возникает по ряду причин. Прибывающие по свободному въезду граждане прописываются, как правило, без права на жилье у знакомых, родственников и даже у незнакомых на свободную жилплощадь, в основном с одной целью - трудоустройства в НПР. Затем начинается активный поиск поселения прибывающих самостоятельно членов семей. А в настоящее время мест в общежитиях катастрофически не хватает для расселения уже работающих на предприятиях АО "Норильский комбинат". В итоге мы имеем то, что имеем. Начиная с 1991 года по приглашениям родственников и из числа самостоятельно прибывших было принято на комбинат следующее количество работников:

в 1991 году - 1817 чел.,

в 1992 году - 4963 чел.,

в 1993 году - 3087 чел.,

в 1994 году - 1926 чел.,

в 1995 году - 4385 чел.,

в 1996 году - 2703 чел.

И хотя управление кадров комбината принимает на работу на имеющиеся вакансии только высококвалифицированных рабочих и специалистов, уже имеющих прописку в НПР, а также строго контролирует прописку и поселение в общежития, этого явно недостаточно. Чтобы сдержать поток самостоятельно прибывающих в НПР граждан, необходимо возобновить работу прописной комиссии. В противном случае намеченные программы по переселению пенсионеров из НПР, увеличения средств на северный завоз, резкому снижению объемов строительства жилья и ряду других будут провалены.

О.ТОКАРЧУК,

начальник отдела по работе с трудовыми ресурсами управления кадров АО "Норильский комбинат".


СЧЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ

Страшно, мин херц, страшно, хоть и не по этапу...

В течение 1996 года на территории Норильского промрайона было зарегистрировано по месту жительства вновь прибывших 9883 человека, из них 4704 гражданина, прибывших из стран СНГ.

Количество пенсионеров, приехавших в НПР из других регионов России и республик бывшего Союза, составило 333 человека, в их числе 45 бывших норильчан. Старики едут отовсюду. Из Чечни приехало 3 чел., Украины - 60, Казахстана - 20, Азербайджана - 9, Молдовы - 6, Узбекистана - 3, Кыргыстана - 3, Туркменистана - 3, Таджикистана - 2, Беларуси - 2, Грузии - 1 чел.

По данным паспортно-визовой службы УВД и управления социальной защиты г. Норильска.

P.S. Норильск становится городом гонимых и загнанных людей? Все сначала?


"Закрыть" или "не закрыть" город? Вот в чем вопрос.

Официальная точка зрения


10 марта 1997г. в 17:15
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.