МАУ ИЦ «Норильские новости»

Система соблазнения зрителя. Норильск включается в

Система соблазнения зрителя. Норильск включается в

эксперимент

Говорят, наш театр один из самых посещаемых в России. Но зрительская служба считает, что можно работать и лучше. Изучать передовой опыт ездила в Новосибирск г-жа Малютина, зам. директора по работе со зрителями.

- Валентина Викторовна, почему именно туда?

- Новосибирский молодежный театр "Глобус" (бывший ТЮЗ, ему 67 лет) полон последние годы. На любых спектаклях. Там сумели найти дорогу к каждому зрителю. Учились у американцев. Разузнали, что в Сиэтле замечательно действует система привлечения публики. На ее основе зам. директора "Глобуса" Наталья Сырых разработала свою систему театрального маркетинга. В прошлом году сами американцы признали ее лучшим менеджером в этом деле. Но главное - поразительный эффект для посещаемости театра. Сейчас еще омская драма переняла эту систему. Мы будем третьими.

- Все гениальное, как всегда, просто?

- Все основано на уважении к зрителю. И умении дать ему это понять. В компьютерном банке - данные всех, кто хоть раз переступил порог театра. Теперь можно постоянно напоминать о себе, приглашая на пока неизвестные зрителям постановки. За несколько лет можно по-настоящему стать людям необходимыми. Способов немало. От круглосуточно действующего автоответчика (можно заказать лучшие места с доставкой на дом) до убедительного общения по телефону. Продумана удобная система семейных абонементов. Заранее подписавшиеся могут выбирать любые спектакли сезона. И быть постоянно в курсе всех событий - на дом рассылаются персональные буклеты, текущий репертуар. Так устанавливаются родственные отношения с театром. Если что - на вечерних спектаклях маленьких детей можно оставлять в игровой комнате. Здесь и о театре им расскажут, и развлекут.

- А в заполярной драме хорошо знают свою публику?

- Достаточно. Чтобы понять, что большинство норильчан еще ни разу не были в театре. Постоянных зрителей мы знаем в лицо. Часто это молодые семьи. Понимаем, что сегодня большие проблемы у бюджетников. Хотим поддержать престиж учительства, медиков. Поэтому планируем для них в новом сезоне особые абонементы. Пожилых зрителей у нас немного. Возможно, многие уехали или из-за болезней не до того... В основном они ходят с внуками по выходным и праздникам. Основная публика - от 35 до 50 лет. Когда проведем анкетирование, занесем все данные в компьютер - ни о ком не забудем. Вдохновляет, что зрители театр действительно любят. Ведь у нас только через кассу больше половины билетов расходится - это очень хороший показатель.

- Интересно, а чем наши зрители бывают недовольны?

- Нехваткой билетов на очередную премьеру. Но это инстинкт престижа. Вообще-то первые 15 спектаклей считаются премьерными. Так что обижаться не стоит.

- Что интересного еще было в Новосибирске?

- В "Глобусе" все работает на один результат - привести зрителей в театр. Помимо педагогической части, группы маркетинга, своего полиграфического отдела есть даже отдел по поиску и привлечению внебюджетных средств. О репертуаре. Там сейчас в афише около 30 спектаклей. Много для детей - "Щелкунчик", "Маугли", "Конек-горбунок", "Айболит и Бармалей". Немало с участием ребят из студии пластики и вокальной студии при театре. Идут постановки по Чехову, Булгакову, Бомарше, Горину.

Мне удалось побывать на репетициях Валерия Фокина. Он приехал там ставить "Нашего человека" - по пьесе Островского "На всякого мудреца довольно простоты". С этим театром сотрудничает и художник Михаил Мокров, который делал у нас "Снег...", "Чонкина", "Недоросля". А руководит театром заслуженный деятель искусств России Григорий Гоберник. Он сам композитор. Наверно, поэтому много спектаклей музыкальных. Так что публике всегда есть что выбрать. Кстати, там печатают и рекомендации по возрастным категориям представляемых спектаклей. Но "Глобус" все же молодежный театр. У нас свои особенности. Так что будем создавать "норильскую" систему работы с публикой. Конечно, оставим лучшее от сотрудничества с профсоюзами. Главное - работать с опережением. Думаю, через год об этом уже будет поздно задумываться. Надеюсь постоянно рассказывать читателям "Заполярки" о наших новостях.

Записала И.ДАНИЛЕНКО.


ТЕАТР НА КОЛЕСАХ

Замечательный такой балаганчик

К передвижным театрам мы относимся подозрительно. Есть опыт. Боимся халтурки. И как бы снисходим к "бедным" гастролерам. Представления театра "Причастие" искренне замаливают грехи недоверия. Публики и тех, кто когда-то отравил нас рефлексом пренебрежения.

Сердце "Причастия" - в Питере. Семь лет назад деятельный Павел Коновалов придумал театр на колесах для всей Ленинградской области. Теперь - любимый и долгожданный. За интересные постановки, мастерство, уважение к зрителям. Творческую благотворительность. Все ведь воздается. К нам "причастинцы" сумели быть при покровительстве АК "Пулково" - Аэрофлот. Мы ждали их, полюбив за прошлогоднего добрейшего "Шуршика" и оригинальный спектакль по письмам и рассказам Чехова. Эксцентричный и нежный. "ЗП" тогда писала об универсальных возможностях четверки актеров - маленькой талантливой труппы.

В "Причастии" служит около тридцати исполнителей. Разделившись на несколько "таборков", они самоотверженно колесят по стране. Бывают за границей. В репертуаре десять спектаклей (по пяти для ребятишек и взрослых), часто натурально интересных всем. Нынче мы увидели лубочную сказку "Елена Премудрая" М.Бартенева. Мудрая, хулиганская постановка захватила многослойным юмором, лихой фантазией. Шесть актеров перевоплощаются постоянно и в кого угодно. От леса дубового до коровки заумной. Не говоря уж о горно-грузинском орле. А скромная на вид декорация тоже фокусничает - то это дворец, а то небо седьмое. Настоящий театр. С балаганом, народными обрядами, мгновенной импровизацией. И явным сотворчеством публики. Так работать - уметь надо. Существует и английский вариант "Елены Премудрой". Там перевод - на свитках. Говорят, смотрела фольклорная группа американцев (негры в том числе) - ухохатывались. Пластика спектакля столь выразительна, что часто и слова не нужны.

Вечером давали для старшеклассников и "предков" театральную хохму "Любовная заморочка, или Стеб втроем". Название, конечно, коммерческое. На самом деле пьеса известного драматурга А.Червинского называется "Крестики-нолики". Ни новое сомнительное название, ни возраст (говорят, писана в 60-х) историю не испортили. "Крестики..." - это ценная вещь для романтиков всех поколений. Веселый сценический тест на человеческую полетность. Вот быт нас гнет-гнобит. Но если способны влюбляться до обморока, сочинять себе жизнь, прощать обиды - с нами все в порядке. Еще краше, если вдруг оживают (ну, чтобы морально поддержать) привычные вещи. Телевизор оборачивается ковбоем или Бэтменом. Дядька-холодильник - "вкусняга-ледик" - кормит из кастрюльки. Древний смешной пуфик гадает на картах.

В этом спектакле появились и новые актеры. Оказывается, не занятые в утренней работе, они были озабочены пропитанием товарищей и прочей закулисной подмогой. Хороший ансамбль на сцене, "Причастие" - истинная семья в жизни. Театр на колесах этим крепок. Его люди любимы друг другом. Можно и не знать об этих чувствах, но благородный их свет - в настроении спектаклей. Публика тянется к этой естественной доброте. К театральному качеству тоже.

Нынче к нам приехала молодежная команда "Причастия". Вот, Ольга Никольская, сыгравшая удивительную девочку-"бубличек", закончила курс у знаменитого режиссера В.Петрова. В кино снимался Владимир Ермилов, он же Холодильник в "Крестиках...". Замечательная Лариса Одерихина (змея в "Елене..." и Мама-"бабочковидный жирафчик") недавно получила престижную питерскую премию "Ангажемент". Закончила Воронежский театральный институт. Вместе с Галиной Сидоровой (Елена и Продавщица) и Володей Шадчневым (Солдат и Папа). Эти артисты не только на сцене пара. Они на самом деле муж и жена. Все эти подробности - от зав. труппой Зои Григорьевны Багаевой, она всю жизнь в театре. Как и Светлана Павловна Берсенева. Бывшая норильчанка, когда-то зам. директора заполярной драмы. Это она привезла нам "Причастие", у которого в Норильске все больше поклонников.

В Международный день театра артисты дадут спектакли в Талнахе. А закончат гастроли 29-го в нашем центре культуры. Здесь отношения налажены, уже договариваются об осенних гастролях. "Причастие" может привезти сказку о брошенных на даче зверятах - "Мордашка, Басик, Тимофей и другие". И премьеру редкого спектакля "Счастливый день". Это классика - Островский, которого мы не знаем. Питерские журналисты удивляются - и где только раскопали. В репертуаре есть еще "Привидения" Ибсена, арбузовский "Марат", бытовая комедия "Чио-Чио-Саня". Худрук мечтает сделать спектакль о Пушкине, где-то нашел уникальные материалы о походах поэта с цыганами. Конечно, это близко кочевой и возвышенной душе театра. Может, когда и увидим. Во всяком случае, призыв из "Любовной заморочки" обнадеживает: "Бежать надо в Норильск. Там морозы. Сча-а-астье..."

А театральным людям из "Причастия" (название такое от причастности театра к делам светлым и добрым) спасибо за то, что дарит другим честную работу и веру в себя. С ними не грех и поверить, что мы действительно "самые умные, красивые, замечательные и талантливые".

И.ДАНИЛЕНКО.

На фото В.Баркова - сцены из спектакля "Елена Премудрая".

P.S. Театр "Причастие" благодарит всех норильских помощников. Автохозяйство горздрава - особо.


20 марта 1997г. в 17:00
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.