МАУ ИЦ «Норильские новости»

КОСАРЕВ Юрий Алексеевич

КОСАРЕВ Юрий Алексеевич

Родился 3 октября 1946 года в гор. Каменец Брестской области. Однако вскоре родители переехали в гор. Воронеж, с которым у Косарева связаны многие годы жизни, учебы и работы.

Окончил Воронежский инженерно-строительный институт. Затем несколько лет работал в разных должностях на предприятиях города.

В 1987 году создал один из первых в Воронеже кооперативов. Активно участвовал в развернувшемся в стране кооперативном движении. Избирался членом правления Союза медицинских кооперативов СССР.

К 1989 году относится зарождение идеи создания Российского профсоюза кооператоров. В этом же году в Воронеже возникла областная организация профсоюза работников кооперативов, которую и возглавил Ю.А.Косарев.

В ноябре 1989 года созывается российский съезд кооператоров, на котором был учрежден Профсоюз работников кооперативов России (впоследствии переименован в Профсоюз работников среднего и малого бизнеса).

В 1990 году Ю.А.Косарев избирается заместителем председателя Центрального комитета этого профсоюза, а в 1992 году - Председателем ЦК профсоюза, где и работал до ноября 1996 года.

Семейное положение: женат, есть сын.

ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4 НОЯБРЯ ПРОШЛОГО ГОДА ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ КОСАРЕВ НАЗНАЧЕН ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Наш корреспондент встретился с Ю.А.Косаревым и попросил его ответить на несколько вопросов.

- Юрий Алексеевич, в последнее время в средствах массовой информации публиковалось немало материалов о работе внебюджетных страховых фондов, в том числе и критические. На Ваш взгляд, чем это вызвано?

- Я затрудняюсь судить о других фондах, но если говорить о Фонде социального страхования, то, мне кажется, те, кто критикует, не совсем представляют себе специфику нашего фонда. Скорее всего их "смущают" большие средства, якобы накапливаемые фондом, правильность их расходования. Однако не все понимают своеобразие использования средств, отчисляемых в фонд. У нас отсутствует принцип централизованного сбора средств, как это имеет место в других страховых фондах. Различные виды пособий выплачиваются самими предприятиями из средств, отчисляемых на социальное страхование, и лишь остатки, то есть средства, которые остаются после выплаты пособий, перечисляются в региональные отделения фонда, в виде резерва.

Как видите, Фонд социального страхования не занимается аккумуляцией средств, а потом их передачей кому-то, а осуществляет управленческие функции, в том числе со средствами, которые фактически находятся в постоянном движении, в работе. Например, какому-то предприятию сегодня не хватило средств на нужды социального страхования, в этом случае фонд производит перераспределение резервных средств, чтобы там, где возникли финансовые затруднения, могли произвести оплату по больничным листкам, по выплате необходимых пособий и т.п. Конечно, учитывая сложное пока положение с экономикой, и в работе фонда возникают трудности.

- А работа фонда регламентируется каким-то законом?

- Положение о фонде есть, а вот законодательная база фактически отсутствует. Закон о социальном страховании позволил бы четко определить функции фонда, предусмотрел бы виды выплат, из размеры, объемы, сориентировал внутреннюю работу, помог устранить возникающую подчас путаницу. Закон о социальном страховании крайне необходим.

- Имеется ли проект такого закона?

- И не один. Но пока наши законодательные органы не смогли определить оптимальный вариант. Считаю, что, когда такой проект вызреет, было бы неплохо предварительно широко его обсудить. И тут несомненно потребуется помощь средств массовой информации. Это необходимо прежде всего потому, что такой закон затрагивает интересы всех трудящихся, то есть самих застрахованных и страхователей.

- Юрий Алексеевич, как Вы считаете, в 1997 году законодатели могут принять Закон о социальном страховании?

- Хотелось бы, но в то же время сидеть и ждать, когда это произойдет, мы не можем. У нас ведь работа живая, не прерывающаяся даже на минуту, поскольку связана с нуждами десятков миллионов людей. Вот в последнее время мне удалось побывать в ряде республик и областей, встретиться с управляющими нашими региональными отделениями, с руководителями нижнего звена, ознакомиться с состоянием дел на местах.

- И каковы впечатления?

- Если коротко: кадры у нас квалифицированные. Люди замечательные, переживают за дело, понимают трудности современного периода, когда все так не просто на нашей российской земле, когда еще не отрегулированы вопросы с заработной платой, своевременностью ее выплаты, что непосредственно отражается на решении социальных проблем, в том числе и на социальном страховании. Но, желание улучшить работу, искать новые подходы, может быть, и неординарные методы привлечения средств, у работников системы социального страхования есть. Это, признаюсь, меня порадовало.

- Вы ставили перед ними какие-то ближайшие задачи в работе?

- Да, собственно, их и ставить нет необходимости. Для фонда были и всегда будут важнейшими задачами - более полная и своевременная собираемость взносов, правильность отчислений по действующему тарифу, пресечение попыток некоторых руководителей предприятий и организаций обмануть, схитрить, словчить, любым путем не отчислить то, что положено.

- И такие работодатели находятся?

- К сожалению. Странно, но подобные руководители словно не понимают, что хитрости, к которым они прибегают, чтобы снизить размер отчислений, в первую очередь и больнее всего ударят по работникам их же предприятий.

Кстати, с работниками нашей системы социального страхования, с которыми мне довелось встретиться и которые непосредственно работают со страхователями, находятся с ними в постоянном контакте, был разговор о том, чтобы они вносили больше предложений по дальнейшему совершенствованию деятельности фонда, в частности, как нам добиваться того, чтобы работа фонда была более открытой, доступной для понимания самих страхователей, и не только руководителей предприятий и организаций, но и рядовых работников. Это очень важно для правильных взаимоотношений, для осознанного понимания рабочими и служащими задач Фонда социального страхования, направленных именно на обеспечение социальной защищенности самих трудящихся.

- Скажите, а не намечается какая-то реформация в структуре фонда? Или конкретнее: сохранятся ли в дальнейшем отраслевые фонды или произойдет какое-то слияние?

- Пока нет закона, говорить о каком-то реформировании трудно. Отраслевые фонды все равно находятся в системе Фонда социального страхования Российской Федерации. Мы работаем по одним правилам. Будет закон, он и определит основную концепцию нашей работы. В частности, закон снимет многие вопросы, которые сейчас обсуждаются. Например, сохранится единый тариф отчислений в Фонд социального страхования - 5,4 процента от фонда оплаты труда, или он станет дифференцированным и будет определяться в зависимости от сложности отрасли, условий труда, уровня травматизма? Вопросов тут действительно много. Если тариф будет дифференцироваться по отраслевому признаку, то тут, видимо, надо будет развивать отраслевые структуры фонда. Пока все остается так, как существует. Естественно, будем анализировать работу отраслевых наших отделений, региональных и в соответствии с показателями работы делать определенные выводы, искать пути организации более плодотворной работы.

- Кое-где проскальзывала идея о слиянии всех внебюджетных страховых фондов в какую-то единую организацию. На мой взгляд, совершенно непонятную организацию. Довелось, правда, слышать и такие суждения, что это бредовая идея.

- Согласен с таким определением. Да, разговоры о консолидации страховых фондов и слиянии их средств в госбюджет доводилось слышать. Это совершенно нереально. Что из этого может получиться, понять несложно. Сегодня госбюджет испытывет большое напряжение. Можно представить, что произойдет со средствами страховых фондов, окажись они в едином бюджете, и на что они уйдут. Можно быть уверенными в одном - социальная напряженность от этого неимоверно возрастет. Если бы у нас сегодня люди хотя бы регулярно получали зарплату. В том состоянии, в котором находится экономика страны, это превратилось в острейшую проблему. Не случайно ее взял под личный контроль Президент России. Вот если бы зарплата была не только регулярно выплачиваемой, но и более достойной, тогда многие вопросы отпали бы сами по себе и можно было бы думать о пересмотре тарифов, о консолидации фондов и т.д., поскольку определились бы какие-то государственные гарантии. Пока же говорить об этом не пришло время, а экспериментировать при существующих условиях неоправданно рискованно.

- А о пересмотре тарифа отчислений - вместо 5,4, например, установить 5,1? Об этом тоже было немало разговоров.

- Если это сделать, то Фонд социального страхования вынужден будет снять с финансирования немало мероприятий. Например, финансирование оздоровления детей, детских спортивных школ, новогодних подарков для детей, оплату отдыха ветеранов войны, который наш фонд организует ежегодно, а заниматься в основном выплатой пособий и, может быть, в какой-то мере, санаторно-курортным обеспечением.

Могут сказать, что рядом статей Фонд социального страхования и не должен заниматься. Но тогда государство должно взять на себя финансирование, скажем, тех же детских спортивных школ. Если же на это средств у государства нет - что же, выбрасывать мальчишек на улицу? Их и так там хватает. Это не в интересах государства - и всего нашего общества.

- Юрий Алексеевич, позвольте еще один вопрос о законодательстве. Слишком долгое время, где-то около полутора или даже двух лет, обсуждается, рассматривается, дорабатывается проект Закона об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Принятие этого закона также сняло бы многие вопросы, а главное, явилось бы серьезным побудителем работодателей основательно заниматься улучшением условий и безопасностью труда на производстве. Вам что-нибудь известно об этом проекте?

- Известно, что проект закона существует, что он действительно рассматривался в правительстве, в Государственной Думе, если память не изменяет, даже выносился на первое чтение в Думе, но его "завернули" на доработку. Высказаны существенные замечания. В каком он сейчас состоянии, не берусь судить.

- По мнению специалистов, к числу серьезных проблем относится установление дифференцированных тарифов страховых взносов для предприятий как травмоопасных, так и относительно безопасных.

- Мне известна эта проблема. Представьте себе условия труда чиновника учреждения и металлурга или шахтера. У одного риск получить травму, разве что нечаянно упав со стула, других же опасность в процессе труда окружает ежедневно и постоянно. Будет несправедливо устанавливать одинаковый тариф по страховым взносам для всех профессий. Неизбежна дифференциация. Вопрос заключается в том, как должен разниться указанный тариф в различных производствах.

Полагаю, что замечания будут учтены и закон все же будет принят. Значимость его трудно переоценить. Закон будет стимулировать работодателя активнее и энергичнее внедрять безопасные методы труда, чтобы меньше платить по страховке.

- Юрий Алексеевич, читатели журнала в своих письмах спрашивают: когда же будет пересмотрено Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию? И справедливо спрашивают - ведь оно было утверждено Президиумом ВЦСПС еще в 1984 году и, конечно, во многом устарело.

- В принципе я согласен с ними. Но повторяю, что основная концепция социального страхования должна быть изложена в законе, который мы ждем. Разрабатывать же сейчас новое Положение, равносильно как запрягать лошадь сзади телеги. Надо все же дождаться закона. Кстати, у нас накопилось немало вопросов, которые необходимо решать, есть и спорные, есть, на мой взгляд, и неоправданно принятые положения и правила.

- Например?

- Считаю неправомерно завышенной 100-процентную оплату больничного листка, да еще с предоставленным врачу правом выдавать его по собственному усмотрению на целый месяц. Прежде действовали более жесткие нормативы. Прошел определенный срок болезни, и, если врач считал, что выздоровление не наступило, он был обязан представить больного врачебной комиссии. Во-первых, это своеобразный контроль не только за правильностью лечащего врача, но и контроль за правильностью методики применяемого лечения. Сейчас же буквально созданы условия для злоупотреблений. Не хочу плохо судить о врачах, но, согласитесь, этими правами пользуются ведь не только врачи поликлиник и больниц, но и частнопрактикующие врачи, имеющие лицензию. К тому же мы "растеряли" в суете институт доверенных врачей. И диагноз в больничном листке теперь не пишется. Значит, вообще все бесконтрольно! Считаю, что Минздраву России вместе с фондами социального медицинского страхования надлежит провести глубокий анализ правильности выдачи больничных листков, подумать о совершенствовании этого дела.

- Юрий Алексеевич, Ваши рассуждения весьма убедительны. Видимо, они основываются на обстоятельствах из практики. Можете привести какие-то примеры?

- Право, не хотелось бы говорить об этом, поскольку это болевые обстоятельства нашего времени. Ну ладно, коротко. На предприятии длительное время не выплачивается зарплата. Заболевший же деньги получает исправно, поскольку источник оплаты совсем иной - из средств на социальное страхование. Народ у нас мудрый, быстренько сообразили, что здесь рубль твердый и оплата с гарантией. Значит, надо любым способом "заболеть". Такие факты вскрылись, хотя понять людей можно. Это от безысходности ситуации, в которой они оказались.

И еще. Больничный листок оплачивается из расчета среднего заработка. Такое решение было принято еще когда Фонд социального страхования находился в ведении профсоюзов. Но ведь тогда "действовала" определенная планка заработка по профессии. Теперь же наступили новые времена, и все эти "планки" полетели кувырком. Сегодня работодатель вправе установить любую оплату труда, хоть 50 миллионов рублей в месяц. Бывает и выше. И как тут "славненько" поболеть, и желательно подольше. И такой "больной" быстренько "съедает" не только средства собственного предприятия, которые могли бы быть использованы на нужды социального страхования, но и "залезает в карман" другому предприятию, не позволяющему себе такие "выверты".

С учетом новой экономической ситуации мы вместе с Минздравом РФ и Фондом медицинского страхования должны, наряду с укреплением законодательной базы, пересмотреть действующие инструкции, правила и положения, привести их в соответствие с установившимися условиями нашей жизни.

- Юрий Алексеевич, известно, что все наши внебюджетные страховые фонды не получают 100-процентных отчислений по взносам. Казалось бы, чего проще: известен установленный тариф отчислений, известен фонд оплаты труда, включай хоть арифмометр, подсчитывай и получай взносы. А не выходит, не получается. Почему?

- К великому сожалению, причин недополучения отчислений множество. Не хочется их перечислять, хотя в практической работе специалисты Фонда социального страхования их знают и привлекают к ответственности нарушителей.

- И все же, хотя бы один пример.

- Хитроумных людей у нас хватает. Если бы проводился всемирный конкурс на хитроумность - наши были бы неизменными победителями. Вот хотя бы такой пример. Работник получает стабильно больше миллиона рублей в месяц. Однако через бухгалтерию "проходят" только сто тысяч. Остальные он получает любым иным способом, под другим соусом, но только не через бухгалтерский учет. Это устраивает работодателя, да, собственно, с его ведома и "заведено". Это в данный момент устраивает и работника - он не в обиде. Установить такой обман не всегда просто. Когда он выявляется, тогда возникает не только штраф, но и уголовное дело. И все же "исполнители" обмана надеются, что как-то пронесет, как-то вывернутся.

К чему это приводит? Государство от этого серьезно проигрывает. Ну, а конкретно страдают все наши фонды - пенсионный (не хватает средств на выплату пенсий), наш - социального страхования (не решаются в полном объеме вопросы социальной защиты людей), а также - фонды медицинского страхования и занятости населения.

Не хотелось бы заканчивать беседу на такой ноте, на разговоре о ловкачах. Все же в подавляющем большинстве у нас люди честные, законопослушные, хорошо понимающие, что все предусмотренные отчисления во внебюджетные страховые фонды - это предмет ответственной государственной заботы о наших людях, их социальной защите, о помощи престарелым или попавшим в беду, в трудное положение. И это сознание проявляется хотя бы в том, что отчисления на социальное страхование составляют 87 процентов от установленного объема. Это убедительный показатель. Хотя, конечно, лучше, если было бы 100 процентов.

- Спасибо за беседу.

В.СИДОРОВ


14 апреля 1997г. в 16:45
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Для комментирования мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо авторизоваться на сайт под своим логином.